***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов «28» октября 2019 года.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Судьи Акульчевой М.В.,
при секретаре судебного заседания Сычевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ореховой Ирины Ивановны к Военному комиссариату Тамбовской области о признании отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца незаконным и о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Орехова И.И. обратилась в суд с иском к ответчику о признании решения ответчика об отказе в выплате ей пенсии по случаю потери кормильца незаконным, а так же о возложении на ответчика обязанности по выплате пенсии по случаю потери кормильца.
В обосновании своих доводов истец указал, что ее муж, полковник запаса ФИО3, проходил военную службу в ВС РФ и уволен с военной службы в *** году. Военный пенсионер ВС РФ, зарегистрирован по адресу: ***, ***
После увольнения из ВС РФ ФИО3, они с супругом стали проживать в ***), где ее супруг работал. *** года ее супруг скоропостижно скончался на территории иностранного государства.
***, как указывает истец, она обратилась в военный комиссариат Тамбовской области с письменным заявлением, в котором просила назначить ей пенсию по случаю потери кормильца по линии Минобороны РФ.
В своем ответе от *** военный комиссар г.Тамбова Тамбовской области сообщил ей, что не представляется возможным удовлетворить ее заявление, так как ею не представлен документ, подтверждающий факт нахождения ее на иждивении супруга на день его смерти, в связи с чем было рекомендовано обратиться в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении, как факта, имеющего юридическое значение.
Впоследствии она еще несколько раз обращалась к ответчику с просьбой назначить и выплачивать ей пенсию по линии Минобороны РФ по случаю потери кормильца, однако под различными предлогами она получала отказ.
Вместе с тем, лишение ее права получать пенсию по случаю потери кормильца по линии Минобороны РФ нарушает ее права и создает неравенство по отношению к тем гражданам, которые получают данную пенсию при схожих обстоятельствах.
В соответствие с пп.3,4,5 ст.3 ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, истец просила признать решение ответчика, которым ей отказано в назначении и выплате пенсии по случаю потери кормильца неправомерным, а так же обязать военный комиссариат Тамбовской области назначить и выплачивать ей (Ореховой И.И.) пенсию по случаю потери кормильца с ***, кроме того взыскать с ответчика расходы на оплату госпошлины.
В судебном заседании истец и ее представитель обстоятельства, изложенные в исковом заседании, поддержали.
Кроме того, представитель истца указывал, что Орехова И.И. обратилась с заявлением о назначении ей пенсии, как гражданка РФ, при этом имея регистрацию и проживая на территории РФ. Тот факт, что истец так же имеет жилье и регистрацию на территории Республики Украина не может являться основанием для отказа в назначении соответствующей пенсии по линии Минобороны РФ. Истцом предоставлены соответствующие справки о том, что она не является получателем какой-либо пенсии на территории Республики Украина, а так же не является получателем пенсии на территории РФ. Требование ответчика о том, что бы истец предоставила справку о снятии ее с регистрации в связи с убытием на ПМЖ в Россию, а так же установление факта нахождения ее на иждивении умершего супруга, являются незаконными. Орехова И.И. при обращении с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца достигла 55 лет, является гражданином РФ и вдовой умершего пенсионера Минобороны РФ, имеет регистрацию и проживает на территории РФ в г. Тамбове, с 2015 года не осуществляет трудовую деятельность. Тот факт, что истец выезжает на территорию Республики Украина, не может свидетельствовать о том, что истец не проживает по месту регистрации в г. Тамбове, поскольку граждане РФ не могут быть лишены права на свободу передвижения.
Представитель ответчика Военного комиссариата Тамбовской области в судебном заседании исковые требования не признал, указывая, что истцом не подтвержден факт постоянного проживания на территории РФ. Так же указывал, что истец и ее скончавшийся супруг проживали на территории Республики Украина, при этом пенсия выплачивается по месту жительства и пребывания пенсионера или по месту фактического проживания пенсионера. При рассмотрении заявления истца ей было указано на предоставление дополнительных документов, перечень которых был указан в ответе, в том числе, ей было необходимо подтвердить факт ее постоянного пребывания и проживания на территории РФ, что предусмотрено законодательством и внутренним регламентом.
Допрошенный в судебном заседании начальник отдела социального и пенсионного обеспечения Военного комиссариата г. Тамбова Тамбовской области Лисицына Н.В. пояснила, что Орехова И.И. обращалась с заявление о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца, ее заявление было рассмотрено, было выявлено, что для разрешения вопроса не были предоставлены необходимые документы. Истцу был дан письменный ответ, в котором было разъяснено, что необходимо предоставить дополнительные документы. Кроме того, в связи с тем, что возникли сомнения в том, что истец постоянно проживает на территории РФ, ей было так же указано на необходимость предоставления справки, подтверждающий снятие ее с регистрационного учета на территории Республики Украина, что предусмотрено ст.56 Федерального закона.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удвоении заявленных требований.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19, ч.2 ст.55 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно ст.8 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В соответствии с п.«а» ст.1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу положений ст.51 Закон РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу… в органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
По смыслу положений ст.ст.52,54,56 указанного Закона заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
При этом, днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в ст.11 настоящего Закона.
Как установлено судом и не оспаривалось представителями ответчиков, истец Орехова И.И., является гражданкой РФ, супругой умершего *** ФИО3, являющегося на день смерти пенсионером, получающим пенсию по линии Минобороны РФ.
Согласно представленной УК ООО «ТЖС» справки от *** скончавшийся пенсионер Минобороны РФ ФИО3, *** года рождения, был зарегистрирован по месту жительства по адресу *** период с *** по ***.
Согласно представленной УК ООО «ЖК ТИС» от *** истец Орехова И.И., *** рождения зарегистрирована по адресу: ***, *** ***.
Из пояснений истца, изложенных в исковом заявлении, следует, что после увольнения из ВС РФ ФИО3, они с супругом стали проживать в ***), где ее супруг работал до момента смерти.
*** Орехова И.И. обратилась в Военный комиссариат г. Тамбова Тамбовской области с заявлением о предоставлении ей пенсии по случаю потери кормильца за умершего супруга – полковника в отставке ФИО3
Вместе с тем, как следует из ответа за подписью Военного комиссара г. Тамбова от *** (л.д.16) и пояснений начальника отдела пенсионного и социального обеспечения Лисициной Н.В., заявление Ореховой И.И. от *** о назначении ей пенсии по факту смерти супруга – пенсионера Минобороны РФ, было рассмотрено.
Согласно указанному ответу истцу было рекомендовано установить факт нахождения ее на иждивении умершего супруга, а так же предоставить перечень документов – справку из УПФ о неполучении пенсии в Республики Украина ***, копию паспорта гражданина Украины с выпиской на ПМЖ в Россию, справку из УПФ о неполучении пенсии по месту регистрации, копию страхового свидетельства, а так же реквизиты для зачисления денежных средств.
Исходя из ответа Военного комиссара г. Тамбова Тамбовской области от ***, судом установлено, что в связи с не предоставлением истцом указанных в сообщении от *** испрашиваемых документов, сроки рассмотрения заявления Ореховой И.И. о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца продлены до ***.
Как следует из заявления истца Ореховой И.И. от ***, и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, Военному комиссару г. Тамбова Тамбовской области были предоставлены документы, подтверждающие факт совместного проживания Ореховой И.И. с супругом ФИО3 на день его смерти, справки из Пенсионных Фондов о неполучении пенсии на территории Республики Украины и РФ, копия паспорта гражданина РФ, а так же реквизиты для зачисления пенсионных выплат.
Судом установлено, что с момента обращения истца с заявлением о назначении пенсии (***) и до настоящего времени пенсия по случаю потери кормильца Ореховой И.И. не назначена и не выплачивается, при этом указанное бездействие ответчика суд считает необоснованным.
Исходя из пояснений представителя ответчика Военного комиссариата Тамбовской области в судебном заседании, единственными основаниями для отказа в назначении истцу пенсии по случаю потери кормильца, фактически является непредставление Ореховой И.И. доказательств, подтверждающих факт ее постоянного проживания на территории РФ по месту регистрации, а так же факт нахождения ее на иждивении умершего супруга ФИО3 на день смерти.
Тем не менее, судом установлено и надлежаще не оспорено представителем ответчика, что ФИО3 на момент обращения с заявлением о назначении пенсии являлась гражданкой Российской Федерации и постоянно проживала на территории РФ, что подтверждается наличием у нее паспорта гражданина РФ, а так же регистрацией по месту жительства, при этом указанное обстоятельство представителем ответчика надлежаще не оспорено, поскольку суду не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Между тем, анализируя вышеизложенные обстоятельства дела, а равно положения Закон РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу… в органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», которые обязательны к исполнению на всей территории РФ, суд приходит к выводу о том, что указанные положения закона объективно не связывают возникновение права истца на получение пенсии по случаю потери кормильца с предоставлением в соответствующий пенсионный орган, каких-либо документов либо справок, подтверждающих факт снятия Ореховой И.И. с регистрационного учета в жилом помещении иного государства, указывая лишь на то обстоятельства, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации (ст.56 Закона).
Вместе с тем, факт того, что истец Орехова И.И. проживает и пребывает на территории Российской Федерации на момент подачи заявления о назначении пенсии – *** и в настоящее время, судом установлен, при этом ссылку представителя ответчика на наличие внутреннего регламента, указывающего на истребование данных документов, суд признает несостоятельной и противоречащей нормам законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей.
Следует так же учесть, что лица, указанные вст.1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.56 Закона).
В этой связи, по мнению суда, при установлении факта предоставления истцом недостоверной информации при подаче заявления о назначении пенсии, а равно при наличии бесспорных доказательств, указывающих на данное обстоятельство, ответчик не лишен возможности требовать возмещения за счет истца причиненного государству ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд признает необоснованным и незаконным бездействие ответчика, связанного с не рассмотрением заявления истца о назначении пенсии, поступившего на рассмотрение в отдел социального и пенсионного обеспечения Военного комиссариата г. Тамбова Тамбовской области ***.
Кроме того, по мнению суда, вопреки доводам представителя ответчика Военного комиссариата Тамбовской области при разрешении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца в отношении истца Ореховой И.И. не требуется установлении факта нахождения последней на иждивении умершего супруга – пенсионера Минобороны РФ ФИО3
По смыслу положений ст.28, ст.29 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу … и их семей» пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в ст.1 настоящего Закона, назначается, в том числе и в случае если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в ст.1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Тем не менее, независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается, нетрудоспособному супругу, если он после смерти кормильца утратил источник средств к существованию.
Нетрудоспособным членом семьи считается, в том числе супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
Из материалов гражданского дела следует, что истец Орехова И.И. *** года рождения, в связи с чем на момент обращения в Военный комиссариат г. Тамбова за назначением пенсии по случаю потери кормильца *** имела возраст 57 лет, при этом, согласно представленной истцом копии трудовой книжки, с августа 2015 года не осуществляет трудовую деятельность, при этом не является получателем пенсий и иных социальных выплат ни на территории Республики Украина, ни на территории Российской Федерации, что объективно следует из представленных истцом справок.
Анализируя указанные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что пенсионное обеспечение ФИО3, предоставленное ему, как военному пенсионеру, являлось для истца Ореховой И.И. единственным источником материальной поддержки, которой она лишилась в связи со смертью супруга-военного пенсионера. При этом суд учитывает, что представителем ответчика не представлено суду бесспорных и объективных доказательств, свидетельствующих о том, что истец имеет иной источник материального обеспечения. Само по себе наличие у Ореховой И.И. совершеннолетних детей, как указано ответчиком в своих письменных возражениях, таким доказательством не является и не свидетельствует о том, что истец в настоящее время после смерти супруга, находиться на их полном иждивении.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ореховой И.И. о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца с *** подлежат удовлетворению за счет возложения соответствующей обязанности на ответчика Военного комиссариата Тамбовской области.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 29494,96 руб., которая подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ *** ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.199 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 05 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░