Дело № 2а-1665/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ульяновск 11 августа 2021 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Тарановой А.О.,
при секретаре Токуновой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Шакарову Д.С. о прекращении права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Шакарову Д.С. о прекращении права на управление транспортными средствами.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проведена проверка исполнения требований законодательства лицами, состоящими на учете в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» с диагнозом «Синдром зависимости, вызванный употреблением опиатов, 2 стадия заболевания F11.2», в ходе которой было установлено, что Шакаров Д.С. состоит на диспансерном учете в указанном медицинском учреждении с указанным диагнозом с ДД.ММ.ГГГГ, между тем, ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано водительское удостоверение №.
Наличие у ответчика водительского удостоверения и права управления транспортными средствами создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
На основании изложенного прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.
Административный истец прокурор Шибанов А.А. в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Шакаров Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница», УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, УМВД России по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
Заслушав административного истца, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что Шакарову Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение №.
По сведениям ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» Шакаров Д.С. состоит на диспансерном учете с ДД.ММ.ГГГГ в указанном медицинском учреждении с диагнозом «<данные изъяты>».
Поскольку наличие у административного ответчика водительского удостоверения и права управления транспортными средствами создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу, прокурор обратился в суд с настоящим административным иском в интересах неопределенного круга лиц.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»), статьей 1 которого предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии со статьями 25, 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением. Право управления транспортными средствами может быть предоставлено гражданам, достигшим установленного возраста и не имеющим ограничений к водительской деятельности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения согласно статье 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» заключается, в том числе, и в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года, и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Исходя из взаимосвязанных положений пунктов 1, 3, 4 Приложения 2 к Приказу Минздрава России от 30 декабря 2015 года №1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» (далее Приказ Минздрава России от 30 декабря 2015 года №1034н) лица, больные наркоманией, подлежат диспансерному наблюдению в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по психиатрии-наркологии.
В силу подпункта 1 пункта 12 Приказа Минздрава России от 30 декабря 2015 года №1034н решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии:
- подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет;
- подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Так, сведений, представленных ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» усматривается, что Шакаров Д.С. состоит на диспансерном учете с ДД.ММ.ГГГГ в указанном медицинском учреждении с диагнозом «<данные изъяты>».
Изложенное подтверждается, в том числе выпиской из медицинской карты Шакарова Д.С.
До настоящего времени Шакаров Д.С. состоит на учете в ГУЗ «УОКНБ», доказательств вопреки ст. 62 КАС РФ, подтверждающих, что на момент рассмотрения дела он снят в установленном законом порядке с диспансерного учета, как лицо, страдающее «<данные изъяты>», в связи с чем не может быть допущен к управлению транспортными средствами, не представлено.
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Установленные обстоятельства являются основанием для удовлетворения заявленных требований о прекращении права на управление транспортными средствами к административному ответчику и возложения на него обязанности по сдаче водительского удостоверения. Наличие водительского удостоверения и права управления транспортными средствами у Шакарова Д.С. действительно создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
В связи с изложенным административный иск прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.
В силу статьи 104 КАС РФ, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска удовлетворить.
Прекратить право Шакарова Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами, возникшее на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Решение является основанием для внесения в базу данных УГИБДД УМВД России по Ульяновской области сведений о прекращении права Шакарова Д.С. на управление транспортными средствами.
Взыскать с Шакарова Д.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.О. Таранова
Копия верна
Судья А.О. Таранова
Секретарь с/з И.С. Токунова
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-1665/21 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска.