Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2[1]-403/2018 ~ М[1]-325/2018 от 08.05.2018

Дело № 2(1)-403/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2018 года                                                                                    с.Сакмара

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Бражникове Н.В.,

с участием помощника прокурора Сакмарского района Оренбургской области Михайличенко Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сакмарского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Белоусовская средне-образовательная школа» об обязании организовать проведение специальной оценки условий труда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сакмарского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Белоусовская средне-образовательная школа» об обязании проведения специальной оценки условий труда, указав, что Прокуратурой Сакмарского района Оренбургской области проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в МБОУ «Белоусовская СОШ».

Прокуратурой района установлено, что в нарушение требований закона до настоящего времени специальная оценка условий труда рабочих мест в МБОУ «Белоусовская СОШ» не проведена. Считают, что несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению специальной оценки условий труда на рабочем месте нарушают права на безопасные условия труда как работников, осуществляющих трудовую деятельность в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с МБОУ «Белоусовская СОШ» в трудовые отношения.

Просит суд обязать МБОУ «Белоусовская СОШ», являющегося работодателем, организовать проведение до ДД.ММ.ГГГГ специальной оценки условий труда рабочих мест согласно штатному расписанию. Информацию о результатах оценки условий труда довести до сведения работников, в соответствии с действующим законодательством.

Помощник прокурора Сакмарского района Оренбургской области Михайличенко Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель МБОУ «Белоусовская СОШ» в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом.

Предоставили заявление, в котором исковые требования признают в полном объеме, о последствиях признания иска им разъяснено и понятно, просят рассмотреть дело в свое отсутствие. Сообщают, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год аттестация рабочих мест фактически не проведена.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.

Суд, заслушав помощника прокурора Михайличенко Т.Н., изучив и оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абз. 1,5 ст. 2 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 209 Трудового кодекса РФ определено, что охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни из воздействия не превышают установленных нормативов (ч.5 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

В силу абз. 4,7 ч.1 ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ к основным обязанностям работодателя относится соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

Статьей 209 Трудового кодекса РФ определено, что охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни из воздействия не превышают установленных нормативов (ч.5 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда и получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 219 ТК РФ).

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников ( ч.1 с.3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч.2 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п. 1-7 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ).

Статьей 4 Федерального закона от 26.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 26.12.2013 № 426 специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 данного федерального закона.

В отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.

В части 6 статьи 10 указанного федерального закона перечислены рабочие места, в отношении которых идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется. В частности, это: рабочие места работников, профессии, должности, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 был утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.

Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ. Заключение же гражданско-правового договора от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда по общему правилу осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Прокуратурой района установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона до настоящего времени специальная оценка условий труда рабочих мест в МБОУ «Белоусовская СОШ» не проведена.

В результате непроведения МБОУ «Белоусовская СОШ» специальной оценки условий труда создаются препятствия в реализации гарантированного Конституцией РФ права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 п. 3 Конституции РФ).

Суд исходит из того, что ответчик не исполняет обязанностей по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда, которые возложены на него Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ, бездействие ответчика нарушает трудовые права работников и права неопределенного круга граждан, имеющих право вступить в трудовые отношения с МБОУ «Белоусовская СОШ», - на безопасные условия труда.

Непроведение специальной оценки условий труда лишает работника, осуществляющего трудовую деятельность в МБОУ «Белоусовская СОШ», уволенного либо вновь принятого, права на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда, а также может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существенном риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости восстановления нарушенных прав и их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ, при этом одним из способов защиты указанных прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст. 22 ГПК РФ дела по спорам, возникающим из гражданских, трудовых и иных правоотношений, рассматриваются судами общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В соответствии с п.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Принимая во внимание, что признание иска ответчиком в данном случае закону не противоречит, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и иск удовлетворить.

Решая вопрос о сроке проведения специальной оценки условий труда МБОУ «Белоусовская СОШ», суд оценивает срок, предлагаемый прокурором до ДД.ММ.ГГГГ, и считает его разумным.

Таким образом, исковые требования прокурора Сакмарского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Белоусовская СОШ» об обязании организовать проведение специальной оценки условий труда, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Сакмарского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Белоусовская средне-образовательная школа» об обязании организовать проведение специальной оценки условий труда - удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Белоусовская средне-образовательная школа», являющегося работодателем, организовать проведение до ДД.ММ.ГГГГ специальной оценки условий труда рабочих мест согласно штатному расписанию. Информацию о результатах оценки условий труда довести до сведения работников, в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                   И.А. Долгова

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Подлинник решения подшит в материалах гражданского дела 2(1)-403/2018 в производстве Сакмарского районного суда Оренбургской области.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2[1]-403/2018 ~ М[1]-325/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Сакмарского раойна Оренбургской области
Ответчики
МБОУ "Белоусовская СОШ"
Суд
Сакмарский районный суд Оренбургской области
Судья
Долгова Ирина Александровна
Дело на сайте суда
sakmarsky--orb.sudrf.ru
08.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2018Передача материалов судье
08.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2018Судебное заседание
23.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее