Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3-86/2014 ~ М-230/2014 от 30.10.2014

Дело №3-86/2014г.

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,

при секретаре Козловой И.В,

с участием:

представителя заявителей Полуниной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 25 ноября 2014 года гражданское дело по иску Алешина Владимира Ивановича, Аблизина Алексея Николаевича, Ефремова Сергея Викторовича, Ипатова Геннадия Юрьевича, Краюшкиной Ирины Викторовны, Краюшкина Виктора Васильевича, Каймакова Олега Васильевича, Лосева Алексея Ивановича, Пономарева Виктора Александровича, Сарычевой Нины Николаевны, Сидоркиной Людмилы Николаевны, Степанова Сергея Анатольевича, Талдыкина Сергея Николаевича, Худалей Лидии Михайловны к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

у с т а н о в и л:

Алёшин В.И. и другие сособственники обратились в Волгоградский областной суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:12:030001:31, площадью 432 000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 229 046 руб., указав в обоснование, что при расчёте земельного налога, существенное значение имеет кадастровая стоимость земельного участка. При этом кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению прав истцов, как собственников и плательщиков земельного налога, в виде необоснованного увеличения платы за землю.

Все участники процесса надлежаще уведомлены о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суд не известили, возражений против иска не представили. При таких данных суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истцов, поддержавшего иск, письменный отзыв Управления Росреестра по Волгоградской области, не возражавшего против заявленного требования, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что истцам на праве собственности принадлежат доли земельного участка с кадастровым номером 34:12:030001:31, площадью 432 000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области № 2577-р от 27 ноября 2013 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области» утверждена по результатам государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области, а также минимальный и средний уровни кадастровой стоимости 1 кв. м. земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Волгоградской области.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости на момент предъявления иска кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:12:030001:31, площадью 432 000 кв. м. составляет 1503 360 руб.

Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена как равная рыночной, истцы обратились в суд с настоящим иском.

В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Требование об определении кадастровой стоимости земельного участка, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Указанная правовая позиция определена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.

По правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В целях установления рыночной стоимости земельного участка, по заказу истцов, ООО «<.......>» составлен Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость спорного земельного участка на 01.01.2011г. в размере 229 046 руб.

Отчету № <...> об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:12:030001:31, площадью 432 000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, дано положительное экспертное заключение № <...> Экспертным советом ООО «<.......>».

Ответчик согласился с представленными Отчетом и Экспертным заключением, не оспаривал их.

Оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание рыночную стоимость земельного участка, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

При этом суд считает необходимым отметить, что согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/2011 новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.

Надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям является Федеральная кадастровая палата, наделенная приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 полномочиями органа кадастрового учета, в том числе, по определению кадастровой стоимости земельных участков.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:12:030001:31, площадью 432 000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 229 046 рублей.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:12:030001:31, площадью 432 000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 229 046 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Волгоградский областной суд.

Судья М.Б. Гайдаров

3-86/2014 ~ М-230/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сидоркина Людмила Николаевна
Ипатов Геннадий Юрьевич
Ефремов Сергей Викторович
Каймаков Олег Васильевич
Степанов Сергей Анатольевич
Пономарев Виктор Александрович
Худалей Лидия Михайловна
Краюшкин Виктор Васильевич
Сарычева Нина Николаевна
Алешин Владимир Иванович
Талдыкин Сергей Николаевич
Лосев Алексей Иванович
Аблизин Алексей Николаевич
Краюшкина Ирина Викторовна
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области
Другие
Полунина Татьяна Анатольевна
Правительство Волгоградской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Администрация Распопинского сельского поселения
Администрация Клетского муниципального района Волгоградской области
Алепинов Павел Владимирович
Общество с ограниченной ответственностью «Пионер-Агро»
Баранова Ольга Александровна
Попадьина Галина Павловна
Казанкова Наталья Владимировна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Гайдаров Мухтар Багавудинович
Дело на странице суда
oblsud--vol.sudrf.ru
30.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2014Передача материалов судье
31.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2014Судебное заседание
28.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2014Дело оформлено
13.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее