Дело № 2-2353/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2018 года г.Саранск, Республика Мордовия
Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего - судьи Куликовой И.В.,
при секретаре судебного заседания Карпушкиной Я.Н.,
с участием в деле:
истца – Самышиной Т. Т., ее представителя – Мальцевой Л. В., действующей на основании ордера № 807 от 08 октября 2018 года,
ответчика - Администрации городского округа Саранск, в лице представителя Лисиной К. С., действующей на основании доверенности № 29-д от 20 февраля 2018 года,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Самышина А. В.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Самышина А. Г.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Гаражного кооператива «Октябрьский III», в лице председателя Кузнецова А. И.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – нотариуса Саранского нотариального округа Республики Мордовия Хрущалиной О. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самышиной Т. Т. к Администрации городского округа Саранск о признании права собственности на бокс гаража,
установил:
Самышина Т.Т. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск об установлении факта владения и пользования на праве собственности боксом гаража и признании права собственности на бокс гаража.
В обосновании заявленных требований указав, что Самышину В.П. 27 апреля 1988 года отделом по делам строительства и архитектуры Ленинского района было выдано Разрешение № 23, на владение кирпичным гаражом №, в гаражном кооперативе «Октябрьский-III» по адресу: <адрес>. 30 декабря 2002 года Самышин В.П. умер.
С момента предоставления, Самышин В.П. владел и пользовался гаражом №, хранил там автомобиль, различный инвентарь, им при жизни вносились паевые взносы, однако свое право собственности в органах юстиции он зарегистрировать не успел.
Самышин В.П. являлся членом гаражного кооператива, регулярно уплачивал членские взносы.
До сегодняшнего дня истец фактически владеет и пользуется гаражом, уплачивает членские взносы, содержит данный гараж и территорию возле него.
Нотариус отказала в выдаче Свидетельства о праве на наследство на бокс гаража №, <адрес>, мотивируя тем, что невозможно определить принадлежность указанного бокса гаража Самышину В.П. умершего 30.12.2002г., так как его право не было зарегистрировано в УФРС по РМ.
На основании вышеизложенного, истец просила суд установить факт владения и пользования на праве собственности боксом гаража №, расположенным в <адрес>, 1988 года постройки, площадью 35,3 кв.м. за умершим 30 декабря 2002 года ФИО4.
Признать за Самышиной Т. Т., право собственности на бокс гаража №, расположенным в <адрес>, 1988 года постройки, площадью 35,3 кв.м. в порядке наследования по закону.
16 октября 2018 года истец Самышина Т.Т. исковые требования уточнила, просила суд признать за Самышиной Т. Т., право собственности на бокс гаража №, расположенный в <адрес>, 1988 года постройки, площадью 28,5 кв.м. в порядке наследования по закону.
В судебном заседании истец Самышина Т.Т., ее представитель Мальцева Л.В. исковые требования поддержали, по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск - Лисина К.С. относительно иска возразила, просила в его удовлетворении отказать.
В судебном заседании третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Самышин А.В., Самышин А.Г., председатель ГК «Октябрьский III» Кузнецов А.И. относительно исковых требований не возразили.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – нотариус Саранского нотариального округа Республики Мордовия Хрущалина О.И. не явилась, по неизвестным суду причинам, о дне и времени судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 ГПК Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
30 декабря 2002 года Самышин В.П. умер, что подтверждается свидетельством о смерти.
09 января 2003 года Самышина Т.Т.-жена и Самышин А.В.- сын обратились в Первую Саранскую государственную нотариальную контору с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО4
Нотариус Саранского нотариального округа Республики Мордовия Хрущалина О.И. в своем письме № 188 от 17 июля 2012 года указала, чтов связи с отсутствием в наследственном деле ФИО4 правоустанавливающего документа на бокс гаража №, находящийся <адрес> и расхождением первоначального размера бокса гаража с размером на дату составления технического паспорта объекта недвижимого имущества, не представляется возможным установить принадлежность данного имущества наследодателю.
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Решением Исполнительного комитета Саранского городского совета народных депутатов № 526 от 29 июня 19884 года разрешено Управлению «Ремстройжилбыт» проектирование и строительство кирпичных гаражей по ул. Набережная.
19 марта 1985 года председателем исполкома Пролетарского райсовета был утвержден Список на строительство кирпичных гаражей владельцев индивидуальных гаражей индивидуального автотранспорта по <адрес>. В вышеуказанном списке указан ФИО1
Согласно Решению Исполнительного комитета Саранского городского Совета народных депутатов № 150 от 31 марта 1986 года разрешено проектирование и строительство согласно прилагаемым схемам правлению ГК «Октябрьский» кирпичных гаражей по <адрес>.
15 июля 1986 года был утвержден Устав ГК «Октябрьский III».
06 июня 2005 года ГК «Октябрьский III» был поставлен на налоговый учет в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска, внесена запись в ЕГРЮЛ. В пункте дата регистрации до 1 июля 2002 года указано 16 июля 1986 года.
26 апреля 1988 года Отделом по делам строительства и архитектуры Исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов г. Саранска ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживающему по <адрес> разрешено на основании протокола общего собрания членов ГК «Октябрьский III» по <адрес> в ГСК «Лесной» по <адрес> на земельном участке № по <адрес> в порядке обмена гаража с гражданином ФИО4 в ГСК «Октябрьский-3» кирпичного гаража размером 3,25х6 м для хранения автомашины без права оборудования погреба.
27 апреля 1988 года Отделом по делам строительства и архитектуры Исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов г. Саранска Самышину В.П. проживающему по <адрес> было выдано разрешение № 23, на основании протокола общего собрания ГК «Октябрьский-3» на гараж № по <адрес> ГК «Октябрьский -3» в связи с обменом гаража с ФИО1 в ГСК «Лесной» пользование кирпичным гаражом 3х6 для хранения автомашины без права оборудования погреба. (л.д. 12).
Самышину В.П. председателем гаражного кооператива ГК «Октябрьский III» была выдана членская книжка (порядковый номер списка членов гаражного кооператива «Октябрьский III» №91).
Согласно Справке от 20 октября 2013 года № 4, выданной председателем ГК «Октябрьский-III» Кузнецовым А.И., Самышин В.П. является членом ГК «Октябрьский-III», паевые взносы за гараж, расположенный по адресу: <адрес> внес полностью 13 июля 1986 года. Гараж № состоит из кирпичного строения, общей площадью 28,5 кв.м.
Как следует из Акта экспертного исследования от 28 сентября 2018 года изготовленного ООО «Экспертно-оценочное бюро», бокс гаража №, расположенный в <адрес>, соответствует требованиям строительных норм и правил. Сохранение данного объекта недвижимости не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Возведение данного объекта недвижимости не нарушает законные права и интересы других лиц.
Согласно справке выданной ООО «Всероссийское добровольное пожарное общество» Отделение МРО ВДПО от 12 октября 2018 года № 317, строение гаража № ГК «Октябрьский III», расположенного по адресу: <адрес> соответствует требования нормативных документов.
Следовательно, принадлежащий Самышину В.П. бокс гаража, нельзя признать самовольной постройкой.
Статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж или иное помещение, представленные этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Из технического паспорта на бокс гаража №, расположенный в <адрес> следует, что площадь вышеуказанного гаража составляет 35,3 кв.м. по наружному обмеру и 28,5 кв.м. по внутреннему обмеру (л.д. 14-17).
В соответствии с действующим пунктом 25 Административного регламента Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги «Оформление документов о внесении изменений в разрешения на строительство боксов гаражей» (утв. постановлением Администрации городского округа Саранск от 31 июля 2015 года № 2278) основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является превышение предельных размеров разрешенного использования объекта капитального строительства более чем на 50% (по площади) и не соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам.
Таким образом, бокс гаража № имеет площадь по наружному обмеру 35,3 кв.м., что не превышает предельные параметры разрешенного использования и составляет менее 50%.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1 подтвердил, что им в 1986 году с согласия исполкома произведен обмен с ФИО4 гаражами, им получен гараж в ГСК «Лесное», а ФИО4 получен бокс гаража под № в гаражном кооперативе «Октябрьский-3». В настоящее время им оформлено право собственности на бокс гаража расположенным в гаражно-строительном кооперативе «Лесное».
Абзацем 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с требованиями статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно положениям статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с частью 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом, что предусмотрено пунктами 1 и 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как предусматривал пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Из пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами.
В силу требований статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, а в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что факт отсутствия государственной регистрации прав на недвижимое имущество, право собственности, на которое возникло у наследодателя истца на основании судебного акта, не является основанием для отказа в удовлетворении иска о включении названного объекта недвижимости в состав наследственного имущества открывшегося после смерти указанного наследодателя.
Из наследственного дела к имуществу ФИО4, умершего 30 декабря 2002 года следует, что наследниками после его смерти является жена Самышина Т.Т. и сын Самышин А.В.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Самышина Т.Т. вступила в наследство: квартиры расположенной по адресу: <адрес>, компенсации по денежным вкладам, хранящимся в филиале Сбербанка гор. Саранска №8589/048 на счете №11421-закрытый в 1999 году принадлежащих ФИО3, умершей 21.07.2002 года наследником которой был признан ФИО2 умерший 30 декабря 2002года, принявший, но не оформивший своих наследственных прав.
В судебном заседании третье лицо Самышин А.В. указал, что не возражает относительно признания права собственности на бокс гаража за своей матерью Самышиной Т.Т..
В судебном заседании третье лицо Самышин А.Г. указал, что не возражает относительно признания права собственности на бокс гаража за Самышиной Т.Т..
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, суд находит исковые требования Самышиной Т.Т. подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Самышиной Т. Т. к Администрации городского округа Саранск о признании права собственности на бокс гаража, удовлетворить.
Признать за Самышиной Т. Т., право собственности на бокс гаража №, расположенным в <адрес>, 1988 года постройки, площадью 28,5 кв.м. в порядке наследования по закону.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2018 года.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.В.Куликова