РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2016 года г. Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Васильченко А.В.,
при секретаре Тягло А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Завитинск и Завитинскому району о возложении обязанности осуществить социальную выплату в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Завитинский районный суд Амурской области с указанными с исковыми требованиями к ответчику, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ОАО «Сбербанк России» в лице Благовещенского отделения был заключен кредитный договор № на приобретение объекта недвижимости – квартиры, общей площадью 51,0 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>. Обеспечением исполнения обязательств по указанному договору является ипотека вышеназванной квартиры. Постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 года № 20 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов. На основании данного Положения истец обратилась с заявлением в ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ №. По результатам рассмотрения поданного истцом заявления ГКУ АО УСЗН по г.Завитинску и Завитинскому району принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по договору ипотечного займа от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 года № 20, компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Социальная выплата в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту получена истцом по май 2015 года. С июня 2015 года истец неоднократно обращалась в ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району с заявлениями и необходимыми документами для получения компенсации в оставшейся части. Однако с июня 2015 года по декабрь 2015 года ГКУ АО УСЗН по г.Завитинску и Завитинскому району не выполняет возложенную на него обязанность по компенсации расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования, в результате чего образовалось задолженность по компенсации расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредита от ДД.ММ.ГГГГ № за период с июня 2015 года по декабрь 2015 года в размере 39093 рубля 73 копейки.
На основании изложенного, и с учетом того, что финансирование на выплату гражданам социальных выплат, согласно вышеуказанному постановления Правительства Амурской области, поступает в ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району от Министерства социальной защиты населения Амурской области, истец просил суд возложить на ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району обязанность осуществить выплату ему компенсации расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ № за период с ноября 2013 года по июль 2015 года в размере 39093 рубля 73 копеек, взыскать с ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, в представленном в адрес суда письменном заявлении просила рассмотреть гражданское дело без её участия в связи со служебной занятостью, настаивала на удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание не явились: представители ответчика ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району, представители третьих лиц: Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, имеется ходатайство о рассмотрении гражданского дела без участия представителя ответчика – ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району, иные участники об уважительности причин неявки суду не сообщили.
При данных обстоятельствах на основании ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся истца ФИО1, представителя ответчика – ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району, представителей третьих лиц: Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области.
При этом из представленных в адрес суда письменных возражений ответчика ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району следует, что механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 года № 20. Данное Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617, затем (в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617) – в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446.
Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения.
Статьей 74.1. Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.
Согласно Закону Амурской области от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» и от 10.12.2014 № 458-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» расходы областного бюджета на оказание государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов», не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам».
Утвержденные постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.
Законом Амурской области от 10.12.2014 № 458-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» на 2015 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов» определены в размере 7000,00 тыс.руб.
Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере 62 670,00 тыс. рублей (2013 год), 7 000,00 тыс. рублей (2014 год), 7 000,00 тыс. рублей (2015 год) были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения Амурской области государственным казенным учреждениям Амурской области – управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области.
Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов» исполнены в 2014 – 2015 годах в полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.
В соответствии с Законом Амурской области от 14.12.2015 № 619-03 «Об областном бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» в 2016 году на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, предусмотрено бюджетных ассигнований в 19811,70 тыс.рублей, финансирование которых в установленном порядке доводится министерством ГКУ УСЗН по городским округам и муниципальным районам на выплату компенсаций гражданам – получателями указанной меры социальной поддержки. В связи с изложенным, просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Огласив исковое заявление, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав нормы права и оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» в лице Благовещенского отделения (Кредитор) и ФИО1 (Заемщик) был заключен кредитный договор №, по условиям которого Заемщику предоставлен кредит «Приобретение готового жилья (Молодая семья)» в сумме 600 000 рублей на срок 120 месяцев под 13,0% годовых для приобретения в собственность объекта недвижимости: трехкомнатной квартиры общей площадью 51,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (далее - квартира).
Согласно п. 2.1.1 кредитного договора обеспечением исполнения обязательств заемщиков по настоящему договору является залог объекта недвижимости: двухкомнатной квартиры общей площадью 51,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В силу п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом установлено, что постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 года № 20 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов.
Данное Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617, в последующем в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617 – в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446.
В соответствии с п. 1 указанного Положения оно устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области.
Согласно п. 5 Положения размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц. Компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом.
Исходя из п.п. 6, 8 Положения молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение – управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу (далее – ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН рассматривает заявление молодой семьи и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты по форме согласно приложениям № 4, № 5 к настоящему Положению. Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты принимается при первом обращении молодой семьи, за исключением случаев, установленных пунктом 10 настоящего Положения, и регистрируется. ГКУ УСЗН выдает (направляет) молодой семье копию решения о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Согласно п.п. 10, 12 Положения предоставление социальной выплаты молодым семьям производится на основании решения о предоставлении социальной выплаты в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения области путем их перечисления на банковский счет члена молодой семьи, открытый в кредитной организации, указанный в заявлении.
Расходы на предоставление социальной выплаты, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета получателей осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий финансовый год.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району с заявлением о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья, за счет средств областного бюджета как молодой семье, приложив к заявлению все необходимые документы.
Решением ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представленных ФИО1 документов расходы по уплате процентов по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ № приняты к компенсации. При этом представленными в материалы гражданского дела документами подтверждается, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что семья ФИО1 отвечает требованиям, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 года № 20, для предоставления социальной выплаты.
Согласно справке ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 произведена социальная выплата в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному займу за период с марта 2013 года по май 2015 года на сумму 44700 рублей 64 копейки. Вместе с тем за период с июня 2015 года по декабрь 2015 года, несмотря на то, что в установленном законодательством порядке истец подтверждал свое намерение и право на получение социальной выплаты, предоставляя соответствующие заявления и необходимые документы, перед истцом образовалась задолженность по социальной выплате в виде компенсации расходов по уплате процентов по договору ипотечного займа в размере 39093 рублей 73 копеек, что подтверждается справками ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Доказательств погашения на момент рассмотрения дела указанной задолженности полностью или в части в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, несмотря на то, что в рамках подготовки дела к судебному разбирательству стороне ответчика было предложено предоставить соответствующие доказательства.
Судом учитывается, что на основании постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 года № 784 постановление Правительства Амурской области от 23.01.2012 года № 20 признано утратившим силу с 01.01.2015 года.
Вместе с тем п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 года № 784 установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 года № 20, до 01.01.2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данным постановлением порядке.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание установленный Положением, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 года № 20, механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, а также функции ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району, суд приходит к выводу, что обязанность по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки возложена на управление социальной защиты населения по месту предоставления социальной выплаты.
Суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО1 о возложении на ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району обязанности по выплате за счет средств областного бюджета компенсации расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования в сумме 39093 рублей 73 копейки.
Недостаточное финансирование расходов для выплаты указанной компенсации, наличие иных граждан, имеющих право на представление соответствующей выплаты, не являются основанием для отказа в предоставлении истцу указанной меры социальной поддержки, решение о предоставлении которой было принято в установленном законодательством порядке, т.к. каждый участник программы имеет равные права на получение компенсации при прочих равных условиях, без какого-либо предпочтения. При этом суд учитывает, что по своей правовой природе предусмотренная вышеназванными подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменение является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Объявляя меры социальной поддержки, органы государственной власти обязаны обеспечить достаточное финансирование данных мер.
В связи с указанным, ссылка ответчика ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району на отсутствие надлежащего финансирования из бюджета Амурской области не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым возложить на ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району обязанность осуществить за счет средств бюджета Амурской области выплату ФИО1 компенсации расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредита № от ДД.ММ.ГГГГ за период с июня 2015 года по декабрь 2015 года в размере 39093 рубля 73 копейки.
В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Руководствуясь указанными положениями, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ГКУ АО УСЗН по г. Завитинску и Завитинскому району в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, несение которых истцом подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Завитинск и Завитинскому району обязанность осуществить за счет средств бюджета Амурской области выплату ФИО1 компенсации расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования № от ДД.ММ.ГГГГ за период с июня 2015 года по декабрь 2015 года в сумме 39093 рубля 73 копеек.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Завитинску и Завитинскому району в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий А.В. Васильченко