Решение по делу № 2-145/2014 ~ М-121/2014 от 09.04.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

"17" апреля 2014 г. Кизилюртовский районный суд РД

в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,

с участием помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Темирханова О.Н.,

при секретаре Алхановой А.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизилюрте гражданское дело по заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Сельсовет Стальский» о признании незаконным бездействия администрации МО СП «Сельсовет Стальский» и о признании автомобильных дорог бесхозными и понуждении к совершению действий по обращению бесхозной недвижимой вещи в муниципальную собственность, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Кизилюртовский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Сельсовет Стальский» и просит обязать эту администрацию: произвести действия по признанию бесхозными автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах поселения; провести кадастровый учет автомобильных дорог, а также земельных участков, находящихся под автомобильными дорогами; произвести регистрацию бесхозных автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах поселения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; включить автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах поселения в реестр муниципального имущества МО СП «Сельсовет Стальский»; произвести действия по оформлению технических паспортов на автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах поселения, присвоению автомобильным дорогам идентификационных номеров; привести состояние дорог в соответствие с установленным нормативами.

При этом прокурор ссылается на то, что проведенной по заданию прокуратуры Республики Дагестан проверкой выявлены нарушения требований законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения. В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3 от 06.10.2003 в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. Согласно п. 5 ст. 51 этого же Федерального закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №257-ФЗ от 08 ноября 2007 года (далее по тексту - Федеральный закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Из ч. 8 ст. 6 Федерального закона об автомобильных дорогах следует, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 8 Федерального закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что автомобильные дороги общего пользования должны иметь наименования, идентификационные номера, которые присваиваются органами местного самоуправления городских округов в отношении автомобильных дорог местного значения. Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться соответственно в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом соответственно органом местного самоуправления.

Согласно ст. 13 Федерального закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии со ст.ст. 15, 17 Федерального закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Кроме того, из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения поселений относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проверкой установлено, что администрацией МО СП «Сельсовет Стальский» не принято мер по принятию и оформлению в собственность имущества - автомобильных дорог. Согласно ответа администрации автомобильные дороги по адресу: село Стальское: Пр. Шамиля, ул. Духовная, Лесная, Мусы Шейха, Заводская, Гасана Кадари, Магомед Гаджиева, Кирова, Г.Цадасы, Орджоникидзе, Ю.Акаева, Туп. Чкалова, Чкалова, Батырмурзаева, Абд. Гаджи, В.Эмирова, Хасбулата Апанди, Буйнакского, Дахадаева, Хуманда Апанди, Хамада Шаха, М.Кудатли, И.Газимагомеда, Шихамата Кади, Сайпулы Кади, С.Апанди, М.Ягсуби, М.Магомеда, Алидибирова, Хасана Апанди, Магомеда Ярагского, Абдулхакима, Абубакара Гаджи, Туп. Абубакара Гаджи, Железнодорожная, Али Алиева, Абд. Шейха, Гунзибская, Ахмедхана Султана, Мусы Манарова, Хаджимурада, Муслима Атаева, Менделеева, Танкаева, Абдулхалика, Арс. Апанди, Центральная, Степная, Толбоева, Кварельская, Гаруна Саидова, С.Стальского, Дамада Мегебского, Р. Алигаджиева, Р. Гамзатова, Курчатова, Туп. В.Эмирова, расположенные в границах МО СП «сельсовет Стальский», находятся на балансе администрации, однако в реестр муниципального имущества не включены, на них отсутствуют технические паспорта, автомобильным дорогам не присвоены идентификационные номера, автомобильные дороги на кадастровый учет не поставлены.

Из представленной информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД Кизилюртовского районного отдела Управления Росреестра по РД в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запрошенная информация о правах на объекты недвижимого имущества, а именно на автомобильные дороги, расположенные в границах МО СП «сельсовет Стальский».

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В этой связи все автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования являются бесхозными.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Так, в нарушение п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по улицам Хаджимурада, Амет-хана Султана, М.Манарова, Датуева, Шамиля и Атаева дорожное покрытие местами имеет разрушение, большую ямочность, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Также, вопреки требованиям п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 наружное освещение на вышеуказанных улицах частично отсутствует.

Согласно ст. 34 Федерального закона № 257 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Таким образом, администрацией МО СП «Сельсовет Стальский» не исполняются требования законодательства о муниципальной собственности, о безопасности дорожного движения, что нарушает интересы неопределенного круга лиц - граждан в лице всех водителей и пешеходов - на удовлетворительное состояние автомобильных дорог, безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества. До настоящего времени не оформлено право муниципальной собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах сельского поселения, указанные автомобильные дороги не включены в реестр муниципальной собственности поселения, сведения о собственнике данных дорог в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним не имеются, на них отсутствуют технические паспорта, в связи с чем денежные средства на их ремонт и обслуживание не могут быть выделены в необходимом объеме, поэтому уличные дорожные сети не обслуживаются в нужной степени и находятся в неудовлетворительном состоянии, что создает угрозу безопасности дорожного движения.

Помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Темирханов О.Н. требования, изложенные в заявлении прокурора, полностью поддержал и просил их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.

Глава СП МО «Сельсовет Стальский» Омаров З.M. требования прокурора признал и пояснил, что выявленные нарушения ГОСТ Р 50597-93. «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в частности, появление ямочности, выбоин и иных разрушений на улицах сельского поселения стали возможными вследствие холодной зимы, в ближайшее время эти деформации дорог будут устранены. Программы по предотвращению ДТП не разработаны. Капитальный ремонт за 2012 и 2013 года не проводился, разве что силами жителей села. Сведения об автомобильных дорогах в единый государственный реестр автомобильных дорог не представлены. Контрольные осмотры и обследования автодорог в целях установления соответствия их состояния нормативным документам не проводятся. Автомобильные дороги муниципального образования в реестр муниципального имущества не включены, на них отсутствуют технические паспорта, автомобильным дорогам не присвоены идентификационные номера, автомобильные дороги на кадастровый учет не поставлены. На сегодняшний день проводятся межевые работы, и на кадастровый учет дороги будут поставлены. Ранее всю эту работу не могли выполнять, так как денежных средств в бюджете не было.

Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные заявителем доказательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора является обоснованным и основанным на законе представленными в деле доказательствами, в связи, с чем подлежит удовлетворению.

В соответствии с требованиями статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с требованиями ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурору представлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований. В связи с этим прокурор вправе обратиться в суд с настоящим заявлением.

В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3 от 06.10.2003 в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, а в соответствии с п. 5 ст. 51 этого же Федерального закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №257-ФЗ от 08 ноября 2007 года автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. А из ч. 8 ст. 6 этого Федерального закона усматривается, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии со статьей 8 этого же Федерального закона автомобильные дороги общего пользования должны иметь наименования, идентификационные номера, которые присваиваются органами местного самоуправления городских округов в отношении автомобильных дорог местного значения. Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться соответственно в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом соответственно органом местного самоуправления.

В соответствии с требованиями ст. 13 этого Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии со ст.ст. 15, 17 Федерального закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Кроме того, из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения поселений относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст. 34 Федерального закона № 257 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что автомобильные дороги по адресу: село Стальское: Пр. Шамиля, ул. Духовная, Лесная, Мусы Шейха, Заводская, Гасана Кадари, Магомед Гаджиева, Кирова, Г.Цадасы, Орджоникидзе, Ю.Акаева, Туп. Чкалова, Чкалова, Батырмурзаева, Абд. Гаджи, В. Эмирова, Хасбулата Апанди, Буйнакского, Дахадаева, Хуманда Апанди, Хамада Шаха, М. Кудатли, И. Газимагомеда, Шихамата Кади, Сайпулы Кади, С. Апанди, М. Ягсуби, М.Магомеда, Алидибирова, Хасана Апанди, Магомеда Ярагского, Абдулхакима, Абубакара Гаджи, Туп. Абубакара Гаджи, Железнодорожная, Али Алиева, Абд. Шейха, Гунзибская, Ахмедхана Султана, Мусы Манарова, Хаджимурада, Муслима Атаева, Менделеева, Танкаева, Абдулхалика, Арс. Апанди, Центральная, Степная, Толбоева, Кварельская, Гаруна Саидова, С. Стальского, Дамада Мегебского, Р. Алигаджиева, Р. Гамзатова, Курчатова, туп. В.Эмирова, расположенные в границах МО СП «сельсовет Стальский», в реестр муниципального имущества не включены, на них отсутствуют технические паспорта, автомобильным дорогам не присвоены идентификационные номера, автомобильные дороги на кадастровый учет не поставлены, не оформлено право муниципальной собственности на автомобильные дороги, сведения о собственнике данных дорог в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним не имеются.

В нарушение п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по улицам Хаджимурада, Амет-хана Султана, М.Манарова, Датуева, Шамиля и Атаева дорожное покрытие местами имеет разрушение, большую ямочность, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Также, вопреки требованиям п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 наружное освещение на вышеуказанных улицах частично отсутствует.

Эти обстоятельства установлены представленными истцом доказательствами и признаны ответчиком.

Таким образом, требования прокурора основаны на законе и обоснованы представленными им доказательствами, в связи, с чем они подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с требованиями ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Удовлетворяя требования прокурора, суд считает необходимым указать срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, в связи с тем, что для выполнения мероприятий по исполнению решения суда необходимы материальные средства и определенное время.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.193-199, 204, 254-257 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию МО СП «Сельсовет Стальский» Кизилюртовского района РД в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу:

произвести действия по признанию бесхозными автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах поселения МО СП «Сельсовет Стальский»;

принять меры, направленные на постановку на кадастровый учет автомобильных дорог, а также земельных участков, находящихся под автомобильными дорогами;

принять меры, направленные на регистрацию прав администрации на автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах поселения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

включить автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах поселения в реестр муниципального имущества МО СП «Сельсовет Стальский»;

произвести действия по оформлению технических паспортов на автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах поселения, присвоению автомобильным дорогам идентификационных номеров;

привести состояние дорог в соответствие с установленным нормативами.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

2-145/2014 ~ М-121/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кизилюртовская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация МО СП "сельсовет Стальское"
Суд
Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан
Судья
Хасаев Амет Хасаевич
Дело на странице суда
kiziljurt-rs--dag.sudrf.ru
09.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2014Передача материалов судье
11.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2014Судебное заседание
18.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2014Дело оформлено
20.05.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее