РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2022 года адрес
Пресненский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи фио,
при секретаре фио,
с участием представителя истца по видео конференцсвязи Берниц В.В.,
представителя ответчика фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-826/2022 по иску военного прокурора гарнизона Заозерск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец военный прокурор гарнизона Заозерск обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота», прося обязать ответчиков разработать проект рекультивации загрязненного земельного участка, расположенного на земельном участке 51:27:0050101, по адрес адрес, в непосредственной близости к городской котельной с инв. № 53; обязать ответчиков, принять меры по устранению последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы земли на территории земельного участка, расположенного на земельном участке 51:27:0050101, по адрес адрес, в непосредственной близости к городской котельной с инв. № 53; обязать ответчиков осуществить нейтрализацию источников загрязнений - 2 (двух) резервуаров Р-1000 с опасными производственными отходами, с целью недопущения дальнейшего загрязнения окружающей природной среды.
Свои требования истец мотивирует тем, что в результате проведенного административного расследования 10.09.2020 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Росприроднадзора фио в отношении ФГКУ «СЗ адрес РФ составлен протокол № 03-58/20 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в допущении попадания опасного отхода нефтепродукта, содержащего нефтепродукты более 70 %, на земельный участок, что повлекло загрязнение земельного участка отходами производства и потребления 3 класса опасности.
Постановлением № 03-58/2020 этого же государственного инспектора от 17.09.2020 ФГКУ «СЗ ТУИО» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в связи с чем ФГКУ «СЗ адрес РФ назначено наказание в виде штрафа в размере сумма
Решением Первомайского районного суда адрес от 17.11.2020 по делу № 12-361/2020 постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, вынесенного в отношении ФГКУ «СЗ адрес РФ, оставлено без изменения.
При этом, Первомайский районный суд адрес констатировал, что ФГКУ «СЗ адрес РФ допустило загрязнение почвы опасными отходами нефтепродукта, вследствие происшествия чрезвычайной ситуации техногенного характера, а именно разгерметизации двух емкостей хранения мазута; ФГКУ «СЗ адрес РФ не были своевременно приняты все зависящие меры по соблюдению требований нормативных правовых актов, доказательств, препятствующих ФГКУ «СЗ адрес РФ в исполнении указанной обязанности, не представлено.
Кроме того, доводы представителя ФГКУ «СЗ адрес РФ о том, что ФГКУ «СЗ адрес РФ не является лицом, эксплуатирующим земельный участок, на котором произошел разлив нефтепродукта, или резервуары, в результате эксплуатации которых произошел разлив нефтепродуктов на земельный участок, а также, что указанное имущество не состоит на бюджетном учете ФГКУ «СЗ адрес РФ, что в свою очередь не порождает полномочий по его содержанию, суд посчитал необоснованными, так как они основаны на неверном толковании норм материального права и опровергаются материалами административного дела.
Согласно решению Мурманского областного суда от 04.02.2021 № 21-57/2021, постановление и решение оставлены без изменения, а жалоба представителя ФГКУ «СЗТУИО» адрес - без удовлетворения.
Общий ущерб, причиненный окружающей природной среде, составил сумма
По исковому заявлению Росприроднадзора решением Арбитражного суда адрес и адрес от 23.04.2021 по делу № A56-115474/2020 с ФГКУ «СЗ адрес РФ в пользу Росприроднадзора взыскан ущерб, причиненный окружающей природной среде, в размере сумма
Арбитражным судом сделан вывод о вине ФГКУ «СЗ адрес РФ в разливе нефтепродуктов.
Постановлением 13 Арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 решение Арбитражного суда адрес и адрес от 23.04.2021 по делу № А56-115474/2020 оставлено без изменения.
С 23.08.2021 решение Арбитражного суда адрес и адрес от 23.04.2021 по делу № А56-115474/2020 вступило в законную силу.
До настоящего времени ущерб, причиненный окружающей природной среде, не возмещен, меры к восстановлению почвы не приняты.
Кроме того, по состоянию на 21.09.2021 каких-либо мер к восстановлению почвы не принято, в результате чего продолжается загрязнение почвы опасными отходами нефтепродуктов.
Изложенное послужило основанием для предъявления настоящего иска в суд.
Представитель истца участвующий в судебном заседании по видео конференцсвязи из Кольского районного суда адрес по доверенности Берниц В.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по фио в судебном заседании заявленные требования не признал, просил суд в иске отказать по доводам письменных возражений на иск.
Ответчик ФГКУ «СЗТУ ИО» явку своего представителя в суд не обеспечило, извещено судом надлежащим образом, представило письменный отзыв на заявленные требования.
Ответчик ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в судебное заседание явку своего представителя в суд не обеспечило, извещено судом надлежащим образом.
Третьи лица Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Служба экологической безопасности Северного флота, ИФНС № 46 по Москве в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 7 и 9 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс.
Статьей 12 Земельного кодекса РФ определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.
В соответствии с требованиями статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти и юридических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель установлен Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 8003, в соответствии с пунктом 3 которых разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 6 Правил определено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности* за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, а также обязательности финансирования юридическими лицами осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Согласно статье 4 названного Федерального закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с положениями статьи 46 данного Федерального закона эксплуатация объектов хранения и реализации нефти и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
При эксплуатации объектов хранения и реализации нефти и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе эксплуатации указанных объектов.
Статьями 77 и 78 того же Федерального закона «Об охране окружающей среды» предписано, что юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, порчи, деградации, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии со статьями 133.1 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Судом установлено, что 07.10.2011г. между ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и ОАО «РЭУ» заключен договор № 33 безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Министерства обороны Российской Федерации, закрепленными на праве оперативного управления за Государственным учреждением «Войсковая часть 15010»1 (ликвидировано в 2013 году).
Предметом Договора № 33 являлась передача от Министерства обороны Российской Федерации (Ссудодатель) в безвозмездное пользование ОАО «РЭУ» (Ссудополучатель) недвижимого имущества, указанного в Приложении № 7 («Перечень мазутного хозяйства и прирельсовых складов») к названному договору.
Согласно пункту 1.2. Договора № 33 права собственника имущества Российской Федерации осуществляет Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Минобороны России и территориальных управлений имущественных отношений Минобороны России.
В соответствии с пунктом 3.3. Договора № 33 проведение (в том числе финансирование) капитального ремонта, реконструкции Имущества, указанного в Приложении № 7 («Перечень мазутного хозяйства и прирельсовых складов») не входит в обязанности Ссудополучателя и осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, права на имущество, в частности резервуары Р-1000, от имени собственника осуществляет ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, а равно осуществляет управление данным имуществом и несет ответственность за ущерб, причиненный компонентам окружающей среды вследствие аварийной ситуации, связанной с данными резервуарами.
В соответствии с приложением № 7 к Договору № 33 в ОАО «РЭУ» передано мазутное хозяйство, в состав которого вошли 2 резервуара Р-1000, расположенные в адрес, котельная № 53, в/г 1.
17.09.2015 Договор № 33 был расторгнут, полученное по договору безвозмездного пользования имущество адрес возвращено в ФГКУ «СЗ ТУПО» МО РФ.
В соответствии с приказами заместителя Министра обороны Российской Федерации № 26 от 16.01.2015 и № 36 от 25.01.2017 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование адрес начальнику ФГКУ адрес РФ предписано обеспечить передачу в установленном порядке имущества, указанного в приложениях к настоящим приказам, в перечне которых резервуары Р-1000 отсутствовали, а значит находились на учете в ФГКУ «СЗ ТУИО».
Из материалов дела также усматривается, что 15.07.2020 года на земельном участке с кадастровым номером 51:27:0050101, по адрес адрес, в непосредственной близости к городской котельной с инв. № 53, произошел разлив нефтепродуктов из подземных сооружений - двух железобетонных резервуаров, предназначенных для хранения мазута, объемом 1000 куб. метров каждый, в результате чего образовалось загрязнение земель нефтепродуктами.
В тот же день 15.07.2020 сотрудниками Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществлен выезд на место разлива нефтепродуктов в адрес.
В ходе осмотра установлено, что на расстоянии 30 м. от котельной № 53 акционерного общества «Мурманэнергосбыт» (далее адрес) расположены 2 железобетонных резервуара нефтепродуктов объемом по 1000куб. метров.
К указанному месту разлива нефтепродуктов Росприроднадзором привлечены представители Центра лабораторного анализа и технических измерений по адрес, которыми в тот же день произведен отбор проб на вышеуказанном участке, и по результатам отбора составлены соответствующие акты.
Согласно заключению ЦЛАТИ № 16-2020 от 03.08.2020 уровень загрязнения земель нефтепродуктами оценен как высокий.
При этом, резервуары Р-1000, явившиеся причиной загрязнения земель нефтепродуктами, адрес не передавались.
Согласно представленным данным в/частью 77360-Г (адрес), а именно Договора № 33, собственником двух резервуаров объемом по 1000 куб. метров является ФГКУ «СЗ адрес РФ.
В результате проведенного административного расследования 10.09.2020 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Росприроднадзора фио в отношении ФГКУ «СЗ адрес РФ составлен протокол № 03-58/20 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в допущении попадания опасного отхода нефтепродукта, содержащего нефтепродукты более 70 %, на земельный участок, что повлекло загрязнение земельного участка отходами производства и потребления 3 класса опасности.
Постановлением № 03-58/2020 этого же государственного инспектора от 17.09.2020 ФГКУ «СЗ ТУИО» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в связи с чем ФГКУ «СЗ адрес РФ назначено наказание в виде штрафа в размере сумма
Решением Первомайского районного суда адрес от 17.11.2020 по делу № 12-361/2020 постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, вынесенного в отношении ФГКУ «СЗ адрес РФ, оставлено без изменения.
При этом, Первомайский районный суд адрес констатировал, что ФГКУ «СЗ адрес РФ допустило загрязнение почвы опасными отходами нефтепродукта, вследствие происшествия чрезвычайной ситуации техногенного характера, а именно разгерметизации двух емкостей хранения мазута; ФГКУ «СЗ адрес РФ не были своевременно приняты все зависящие меры по соблюдению требований нормативных правовых актов, доказательств, препятствующих ФГКУ «СЗ адрес РФ в исполнении указанной обязанности, не представлено.
Кроме того, доводы представителя ФГКУ «СЗ адрес РФ о том, что ФГКУ «СЗ адрес РФ не является лицом, эксплуатирующим земельный участок, на котором произошел разлив нефтепродукта, или резервуары, в результате эксплуатации которых произошел разлив нефтепродуктов на земельный участок, а также, что указанное имущество не состоит на бюджетном учете ФГКУ «СЗ адрес РФ, что в свою очередь не порождает полномочий по его содержанию, суд посчитал необоснованными, так как они основаны на неверном толковании норм материального права и опровергаются материалами административного дела.
Согласно решению Мурманского областного суда от 04.02.2021 № 21-57/2021, постановление и решение оставлены без изменения, а жалоба представителя ФГКУ «СЗТУИО» адрес - без удовлетворения.
Общий ущерб, причиненный окружающей природной среде, составил сумма
По исковому заявлению Росприроднадзора решением Арбитражного суда адрес и адрес от 23.04.2021 по делу № A56-115474/2020 с ФГКУ «СЗ адрес РФ в пользу Росприроднадзора взыскан ущерб, причиненный окружающей природной среде, в размере сумма
Арбитражным судом сделан вывод о вине ФГКУ «СЗ адрес РФ в разливе нефтепродуктов.
Постановлением 13 Арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 решение Арбитражного суда адрес и адрес от 23.04.2021 по делу № А56-115474/2020 оставлено без изменения.
С 23.08.2021 решение Арбитражного суда адрес и адрес от 23.04.2021 по делу № А56-115474/2020 вступило в законную силу.
В силу части 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившем в законную силу решением Арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено Арбитражным судом.
До настоящего времени ущерб, причиненный окружающей природной среде, не возмещен, меры к восстановлению почвы не приняты.
Доказательств обратного, суду не представлено.
Как пояснил представитель истца, по состоянию на 21.09.2021 каких-либо мер к восстановлению почвы не принято, в результате чего продолжается загрязнение почвы опасными отходами нефтепродуктов.
При этом, суд соглашается с позицией ответчика о том, что устранить указанный вред и причиненный ущерб возможно лишь путем проведения рекультивации земли на участке земли с кадастровым номером 51:27:0050101, по адрес адрес, в непосредственной близости к городской котельной с инв. № 53, а также осуществления нейтрализации источников загрязнений - 2 (двух) резервуаров Р-1000 с опасными производственными отходами, с целью недопущения дальнейшего загрязнения окружающей природной среды.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 530 утверждено Положение об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 15 указанного Положения служба (экологической безопасности) военного округа (Северного флота) является органом военного управления и предназначена для организации обеспечение экологической безопасности войск (сил) в пределах своей компетенции на всей территории военного округа (Северного флота). К функциям службы (экологической безопасности) военного округа (Северного флота) относится организация очистки (рекультивации) и восстановления загрязненной окружающей среды на военных объектах военного округа (Северного флота).
Таким образом, суд полагает возможным возложить обязанность на ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» разработать проект рекультивации загрязненного земельного участка, расположенного на земельном участке 51:27:0050101, по адрес адрес, в непосредственной близости к городской котельной с инв. № 53 по следующим основаниям.
При этом, суд отказывает в удовлетворении в данной части к ответчикам Минобороны РФ и ФГКУ «СЗТУ ИО».
Так, суду в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что подземные железобетонные резервуары, расположенные по адресу: адрес, состоят на техническом и бюджетном учете ФГКУ «СЗТУ ИО».
Вывод о принадлежности спорных резервуаров ФГКУ «СЗТУ ИО» сделан истцом на основании договора №33 от 07.10.2011 г., заключенном между руководителем ГУ «Войсковая часть 15010» и ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление».
Однако ФГКУ «СЗТУ ИО» не давало распоряжение руководителю ГУ «Войсковая часть 15010» каким-либо образом распоряжаться имуществом и заключать от имени ФГКУ «СЗТУ ИО» договоры с третьими лицами. Поскольку указанный договор не является правоустанавливающим документов, по мнению суда, истцом в материалы дела не представлены доказательства принадлежности мазутных резервуаров.
Кроме того, истцом при подаче искового заявления не было учтено, что указанный договор является договором безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Министерства обороны Российской Федерации, закрепленными на праве оперативного управления за Государственным учреждением «Войсковая часть 15010».
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.09.2015 №530 «Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - приказ №530) главным распорядителем бюджетных средств но проведению работ по рекультивации и восстановлению загрязненной окружающей среды на объектах Министерства обороны Российской Федерации является Штаб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для включения объектов в перечень целевого финансирования за счет бюджетных ассигнований в соответствии с приказом №530 и согласно указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии фио, информацию о выявленных загрязненных земельных участках, находящихся в ведении ФГКУ «СЗТУ ИО», необходимо подавать в экологические службы Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.
При выделении денежных средств службой экологической безопасности соответствующего военного округа должна быть организована работа по восстановлению загрязненных земель.
Таким образом, ни ФГКУ «СЗТУ ИО», ни Министерство обороны РФ не являются организациями, уполномоченными на разработку проекта рекультивации загрязненного земельного участка, принятие мер по устранению последствий загрязнений почв, восстановления плодородного слоя почвы земли, осуществление нейтрализации источников загрязнений - 2 (двух) резервуаров Р-1000 с опасными производственными отходами с целью недопущения дальнейшего загрязнения окружающей природной среды.
Кроме того, ФГКУ «СЗТУ ИО», являясь некоммерческой организацией, в соответствии с н. 1 ст. 24 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной деятельностью казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано.
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с целями определенными Уставом. В соответствии с Уставом, Учреждение не уполномочено на содержание и эксплуатацию объектов Министерства обороны Российской Федерации. Денежные лимиты на проведения работ, направленных на эксплуатацию и содержание объектов Министерства обороны Российской Федерации, Учреждению не выделяются. Обязательства, не обеспеченные бюджетными средствами. Учреждение принимать не вправе.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФГКУ «СЗТУ ИО» не имеет возможности самостоятельно осуществить работы по содержанию указанного объекта. Функции собственника имущества в структуре Министерства обороны Российской Федерации распределены между различными департаментами, управлениями, учреждениями.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и пункта 1 Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым обязать ответчика Министерство обороны РФ принять меры по устранению последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы земли на территории земельного участка, расположенного на земельном участке 51:27:0050101, по адрес адрес, в непосредственной близости к городской котельной с инв. № 53, а также осуществить нейтрализацию источников загрязнений - 2 (двух) резервуаров Р-1000 с опасными производственными отходами, с целью недопущения дальнейшего загрязнения окружающей природной среды
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о наличии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск подлежит удовлетворению частично. Данный вывод суд основывает на анализе материалов, представленных и исследованных в ходе судебного заседания, которой дает оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и в соответствии с положениями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования – удовлетворить частично.
Возложить обязанность на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» разработать проект рекультивации загрязненного земельного участка, расположенного на земельном участке 51:27:0050101, по адрес адрес, в непосредственной близости к городской котельной с инв. № 53.
Обязать Министерство обороны РФ принять меры по устранению последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы земли на территории земельного участка, расположенного на земельном участке 51:27:0050101, по адрес адрес, в непосредственной близости к городской котельной с инв. № 53, а также осуществить нейтрализацию источников загрязнений - 2 (двух) резервуаров Р-1000 с опасными производственными отходами, с целью недопущения дальнейшего загрязнения окружающей природной среды.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Пресненский
районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья