Дело № 2-829/2016 -
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2016 года г. Очер Пермского края
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Петуховой О.В.,
при секретаре Носковой Н.Ф.,
с участием прокурора Дровосекова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Пермскому краю в лице исполнительного органа – Правительства Пермского края о возложении обязанности принять в государственную собственность Пермского края и включить в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации – Пермский край, сибиреязвенные скотомогильники и о возложении обязанности по обустройству скотомогильников,
установил:
Прокурор Очерского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением к Пермскому краю в лице исполнительного органа – Правительства Пермского края о возложении обязанности принять в государственную собственность Пермского края и включить в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации – Пермский край, следующее имущество:
Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный <адрес>
Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный <адрес>
Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный <адрес>
Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный <адрес>.
Также, заявлено требование о возложении обязанности на ответчика обустроить указанные сибиреязвенные скотомогильники в соответствии с требованиями «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04 декабря 1995 года №13-7-2/469.
В обоснование своего требования прокурор указал, что сибиреязвенные скотомогильники, находящиеся на территории Очерского муниципального района, фактически являются бесхозяйными, порядок их использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил, что представляет угрозу для жизни людей. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников, с учетом их назначения, является одной из мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, за что в силу ст. 72 Конституции РФ, п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 и п.п. «в» п.2 ст. 21 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст. ст. 11,17 Закона Пермского края «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» п.1 ст. 23 Устава Пермского края должно отвечать Правительство Пермского края, поскольку, на основании п. 2.1. 16 «Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», утвержденной Указом Президента РФ от 24. 12. 1993г №2284 и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а так же и федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не предусматривают возможности обращения в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов и такие полномочия, в установленном законом порядке, администрациям местных поселений не передавались.
Прокурор Дровосеков С.А. в судебном заседании настаивал на заявленных исковых требованиях в полном объеме.
Правительство Пермского края и Государственная ветеринарная инспекция Пермского края просили рассмотреть дело в отсутствии их представителей.
В своих письменных возражениях, по существу аналогичных, указали на то, что отнесение к компетенции Правительства Пермского края вопросов организации и содержания мест захоронения животных (скотомогильников и биотермических ям) ответчиком не оспаривается, однако в удовлетворении заявленных требований прокурора просят отказать, поскольку федеральное законодательство не содержит требований об обращении имущества в собственность субъекта РФ для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидаций болезней животных, их лечению, защите населения. Сведения о выделении земельных участков под скотомогильники отсутствуют, в связи с чем, предполагают, что они могут являться стихийными. Кроме того, Постановлением Правительства Пермского края утверждена программа Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае», в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение ветеринарного благополучия на территории Пермского края», в рамках которой определены цели и механизмы реализации сохранения на территории Пермского края эпизоотического благополучия и ветеринарной безопасности, действие подпрограммы рассчитано на 2013-2020 годы. При этом, Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края, как уполномоченной в области ветеринарии, проводится ревизия всех имеющихся скотомогильников на территории Пермского края, в том числе, в Очерском районе, по итогам которой определено привести в соответствие с требованиями законодательства все скотомогильники. Однако, для реализации данных мероприятий требуются значительные временные затраты, поскольку требуется провести необходимые процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Для осуществления данных полномочий, на основании подпункта "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Положениями ст.130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими (ч.1 ст.23 Устава Пермского края).
Из положений ст.11, 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" следует, что Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края. Правительство Пермского края в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края.
Правительство Пермского края осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, регламентирует форму и порядок предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения, поддержки семей, развития здравоохранения, образования, установленных федеральными законами и законами Пермского края, за исключением случаев, когда соответствующее полномочие отнесено актами федерального законодательства и законами Пермского края к компетенции иных органов государственной власти.
На основании ст. ст. 3, 6, 12, 14 Закона Пермского края от 14.12.2007 N 150-ПК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края", управление и распоряжение краевым имуществом осуществляется в целях обеспечения исполнения полномочий государственных органов Пермского края. В государственную собственность Пермского края может приобретаться любое имущество (за исключением объектов, приобретение которых в собственность субъектов Российской Федерации не допускается в соответствии с федеральными законами), необходимое для осуществления полномочий и обеспечения деятельности государственных органов Пермского края. Правительство Пермского края в пределах своих полномочий принимает решения о приобретении имущества в государственную собственность, организует контроль за процессом управления и распоряжения краевым имуществом.
К видам краевого имущества, необходимого для осуществления полномочий органов государственной власти Пермского края по предметам ведения Пермского края, относится имущество, необходимое, в том числе, для выработки и реализации политики края в сфере государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Пермского края.
Судом установлено, что на территории Очерского муниципального района Пермского края, находятся четыре скотомогильника:
Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный <адрес>
Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный <адрес>
Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный <адрес>
Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный <адрес>
Из уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах на указанные скотомогильники отсутствуют (л.д.24-27).
Доводы ответчика, о том, что указанные скотомогильники должны быть поставлены на учет в качестве бесхозяйных, судом не принимаются, по следующим основаниям.
В силу положений ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Вместе с тем, действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории Очерского муниципального района Пермского края бесхозяйных скотомогильников.
Судом также не принимаются доводы ответчика о том, что материалы дела не содержат сведений о выделении земельных участков под скотомогильники, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения. Так, в случае, если бы земельные участки были предоставлены под размещение соответствующих скотомогильников, то, исходя из вышеприведенных норм права, собственник данные скотомогильников был бы определен. И именно в связи с тем, что собственник данного имущества до настоящего времени не определен, возник данный спор.
Кроме того, утверждение различного рода программ, не свидетельствует о том, что ответчиком предпринимаются меры к постановке такого имущества на государственный учет, тем более, как указано ответчиком, по результатам проведенных ревизий, на основе утвержденной подпрограммы, принято решение лишь о приведении имущества в соответствие с требованиями законодательства. Вместе с тем, исходя из приведенных положений как Федерального, так и регионального законодательства, указанное имущество, а именно – сибиреязвенные скотомогильники, должны находиться в государственной собственности.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По общим правилам Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», средний срок проведения конкурсных процедур на приобретение услуг составляет около 4 месяцев.
По мнению суда, разумным сроком для производства работ по обустройству скотомогильников в соответствии с требованиями «Ветеранарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04 декабря 1995 года №13-7-2/469, является именно шестимесячный срок, но со дня принятия сибиреязвенных скотомогильников в государственную собственность, для возможности проведения соответствующих процедур в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Очерского района Пермского края к Правительству Пермского края удовлетворить.
Обязать Пермский край, в лице исполнительного органа – Правительства Пермского края, принять в государственную собственность Пермского края и включить указанное имущество в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации – Пермский край:
1. Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный <адрес>
2. Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный <адрес>
3. Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный <адрес>
4. Сибиреязвенный скотомогильник, расположенный <адрес>
Обязать Пермский край, в лице исполнительного органа – Правительства Пермского края, в течение шести месяцев со дня принятия в государственную собственность указанных сибиреязвенных скотомогильников, расположенных в Очерском муниципальном районе Пермского края, обустроить данные сибиреязвенные скотомогильники в соответствии с требованиями Ветеранарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04 декабря 1995 года №13-7-2/469.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
- О.В. Петухова
Секретарь: Н.Ф. Носкова