РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Котельникова Е.Н., при секретаре Соколовой Е.В.
с участием помощника Шадринского межрайонного прокурора Половникова И.Н.,
истца Дмитриевских В.Ю.,
представителя третьего лица отдела опеки и попечительства отдела образования Администрации г. Шадринска Шавриной Н.Ф., действующей на основании доверенности от ... года
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области 31 марта 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора в интересах Дмитриевских В.Ю. к Администрации г. Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Дмитриевских В.Ю. с иском к Администрации г. Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области об обязании Администрации г. Шадринска Курганской области предоставить Дмитриевских В.Ю. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории г.Шадринска площадью не менее 15 кв.м., соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, обязании Правительства Курганской области профинансировать предоставление указанного жилья.
В обоснование заявленных требований Шадринский межрайонный прокурор указал, что Дмитриевских В.Ю. родился ... года в г. ... Челябинской области. Родителями Дмитриевских В.Ю. являются Дмитриевских Ю.А. и Дмитриевских Т.И.. Дмитриевских В.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - Дмитриевских Т.И. решением ... городского суда Курганской области от ... года лишена в отношении него родительских прав. Отец - Дмитриевских Ю.А. в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Согласно постановлению Администрации г. Шадринска Курганской области от ... года № «Об определении в детское государственное учреждение несовершеннолетнего Дмитриевских В.Ю.» несовершеннолетний Дмитриевских В.Ю. был определен в детское государственное учреждение, а также за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Шадринск, ул. ..., д. ..., кв. .... Постановлением Администрации г. Шадринска Курганской области от ... года № «О признании утратившим силу пункта 2 постановления Администрации города Шадринска от ... года № «Об определении в детское государственное учреждение несовершеннолетнего Дмитриевских В.Ю.» положение о закреплении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Шадринск, ул. ..., д. ..., кв. ..., за несовершеннолетним Дмитриевских В.Ю. признано утратившим силу. Помимо этого, на основании заключения межведомственной комиссии от ... года. жилой дом № по ул. ... в г. Шадринске признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. После окончания в ... году Государственного казенного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... специальная (коррекционная) школа -интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Дмитриевских В.Ю. поступил на обучение в ГБПОУ «Шадринский техникум ...», где и обучается в настоящее время на 2 курсе. По сегодняшний день Дмитриевских В.Ю. проживает в общежитии техникума по адресу: г. Шадринск, ул. ..., д. ..., ком. ..., при этом данное жилое помещение предоставлено ему временно, на период обучения в техникуме. В соответствии с постановлением Администрации г. Шадринска Курганской области от ... года № Дмитриевских В.Ю., ... г.р., включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Шадринска. На данный момент жилья у Дмитриевских В.Ю. не имеется.
В судебном заседании помощник прокурора, участвующий в деле- Половников И.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения в соответствии с исковым заявлением.
Истец Дмитриевских В.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, в судебном заседании пояснил, что проживает временно в общежитии техникума, своего жилья в собственности не имеет.
Представитель ответчика - Администрации г. Шадринска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В ранее представленном отзыве ответчик указывает, что Администрация города Шадринска подтверждает, что Дмитриевских В.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Дмитриевских В.Ю., ... года рождения принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании постановления Администрации города Шадринска от ... года. № и включен в список состоящих на учете детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования - город Шадринск под номером .... Пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» к полномочиям органов местного самоуправления в области опеки и попечительства отнесено: однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст. 132 Конституции РФ, ч.ч. 1,2,3, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, переданными для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п.8 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.п. 1,2 ч.2 ст.6 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, обязаны обеспечив передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству.
Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства возникают у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняется за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Указанный порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению.
В городе Шадринске по состоянию на ... года в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и у которых возникли основания на получение жилья включено ... человек.
Законом Курганской области от 28.11.2014 № 87 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» городу Шадринску предусмотрена субвенция предоставление жилых помещений детям - сиротам за счет средств областного бюджета размере - ... рублей.
В Администрации города Шадринска имеется ... подлежащих исполнению решений суда о предоставлении благоустроенных жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. Исходя из средней рыночной стоимости квадратного, метра социального жилья, только на исполнение имеющихся решений суда необходимо ... руб. (стоимость одного квадратного метра на основании Приказа Минстроя России по Курганской области ... руб., ... руб. х 33 кв.м = ... руб.), из чего следует, что предусмотренных средств недостаточно для реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, у которых возникли основания на получение жилых помещений, в том числе Дмитриевских В.Ю., состоящего в списке под номером 76, что противоречит условиям статьи 8 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288.
В связи с недостаточным финансированием переданных данных государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договори найма специализированных жилых помещений, Администрация города Шадринска не имеет возможности обеспечить Дмитриевских В.Ю. жилым помещением.
Администрация города Шадринска считает, что исполнению переданных государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно предшествовать выделение финансирования из бюджета Курганской области.
Кроме того, с 01.01.2013г. исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в связи с этим удовлетворение требований Шадринского межрайонного прокурора, в интересах Дмитриевских В.Ю., будет являться нарушением действующего законодательства и прав других детей-сирот, включенных ранее сформированный список, у которых также в соответствие с законом возникли основания и получение жилья.
Представитель ответчика, Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление в котором указал, что возражает против предъявленных к Правительству Курганской области требований, так как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Порядок формирования списка установлен Законом Курганской области от 31.12.2004 г. № 6 «С дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье», согласно которой законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, в орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный Правительством Курганской области, либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, по месту жительства детей-сирот со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений. Законодательством Курганской области урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Таким образом, федеральным законодательством с 01.01.2013 г. определено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот из специализированного жилищного фонда. Исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот. Законом Курганской области от 05.10.2007 г. №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, в том числе: однократному предоставлению детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения Формированию списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Распределение субвенций на исполнение указанных государственных полномочий в 2015 году утверждено приложением 15 к Закону Курганской области от 28.11.2014 г. № 87 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Таким образом, государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2015 год. Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются Бюджетным кодексом РФ (статья 1 Бюджетного кодекса РФ). Указанные правоотношения находятся вне предмета данного спора и не могут влиять на право истца по предоставлению жилого помещения. Заявляя требование о финансировании, истец фактически выступает в интересах муниципального образования в то время, как иск заявлен в защиту прав физического лица. Кроме того, в исковом заявлении не указана сумма финансирования. Полагает, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансового управления Курганской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В ранее представленном отзыве ответчик указывает, что жилые помещения, предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения, предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, местом жительства которых является Курганская область, установлен постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно Порядку жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот по договору найма специализированного жилого помещения предоставляется детям-сиротам по месту их жительства.
При достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижении совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления.
Копия указанного правового акта, а также проект договора найма специализированного жилого помещения в течение 5 рабочих дней направляется детям-сиротам.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации между органом местного самоуправления, осуществляющим управление жилищным фондом, выступающим от имени наймодателя, и ребенком-сиротой, которому предоставлено жилое помещение, являющимся нанимателем.
Порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, установлен статьей 6-1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года № 6, в соответствии с которым законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, в орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный Правительством Курганской области, либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству по месту жительства детей-сирот, со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список.
Уполномоченными органами на осуществление всех вышеуказанных действий являются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области в силу Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», в соответствии с пунктом 44 статьи 3 которого органы местного самоуправления наделены полномочиями по однократному предоставлению детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также принятию решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, с 2013 года изменен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам. Предоставление жилья из специализированного жилого фонда осуществляется по сформированным спискам, на основании представленных детьми -сиротами либо их представителями заявлений в установленном порядке. Следовательно, для предоставления истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, ему необходимо обратиться в установленном порядке в уполномоченные органы с заявлением на включение его в список. В связи с этим с 1 января 2013 года право указанных категорий граждан на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует, следовательно, исковые требования необоснованны.
Финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области (статья 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288).
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области для осуществления полномочий по опеке и попечительству, определяется в соответствии с методикой расчета объема субвенции на однократное предоставление детям-сиротам благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденной Законом Курганской области от 5 октября 2007 года № 288.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий по опеке и попечительству в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений.
Прокурор не указывает суммы, которые необходимы для удовлетворения исковых требований, тем самым заведомо лишая ответчика возможности исполнить требования исполнительного документа, в связи с чем, требования прокурора не основаны на действующем законодательстве, регулирующем исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.
Считает требования прокурора Шадринского района Курганской области необоснованными, просит в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела опеки и попечительства Администрации г. Шадринска Шаврина Н.Ф. в судебном заседании пояснила, что против удовлетворения требований Дмитриевских В.Ю. отдел опеки и попечительства не возражает. Дмитриевских В.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Дмитриевских В.Ю., ... года рождения принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании постановления Администрации города Шадринска от ... года. № и включен в список состоящих на учете детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования - город Шадринск под номером .... Пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» к полномочиям органов местного самоуправления в области опеки и попечительства отнесено: однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст. 132 Конституции РФ, ч.ч. 1,2,3, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, переданными для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п.8 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.п. 1,2 ч.2 ст.6 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству. Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства возникают у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняется за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Указанный порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению. В городе Шадринске по состоянию на ... года в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и у которых возникли основания на получение жилья включено ... человек. Законом Курганской области от 28.11.2014 № 87 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» городу Шадринску предусмотрена субвенция на предоставление жилых помещений детям - сиротам за счет средств областного бюджета в размере - ... рублей. В Администрации города Шадринска имеется ... подлежащих исполнению решений суда о предоставлении благоустроенных жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. Исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра социального жилья, только на исполнение имеющихся решений суда необходимо ... руб. (стоимость одного квадратного метра на основании Приказа Минстроя России по Курганской области ... руб., ... руб. х 33 кв.м = ... руб.), из чего следует, что предусмотренных средств недостаточно для реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, у которых возникли основания на получение жилых помещений, в том числе Дмитриевских В.Ю., состоящего в списке под номером ..., что противоречит условиям статьи 8 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288.
В связи с недостаточным финансированием переданных данных государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, Администрация города Шадринска не имеет возможности обеспечить Дмитриевских В.Ю. жилым помещением.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансового отдела Администрации г. Шадринска в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В ранее предоставленном отзыве пояснил, что Решением Шадринской городской Думы от 18.12.2014 № 693 «О бюджете города Шадринска на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в бюджете города предусмотрены ассигнования по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» за счет средств областного бюджета в сумме ... руб.
... года состоялся открытый аукцион в электронной форме на приобретение ... жилых помещений. ... года заключен контракт на приобретение ... жилых помещений. На ... года предусмотренные средства из областного бюджета по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» в бюджет города Шадринска не поступали.
На ... года на исполнение в Администрации города Шадринска находится ... судебных актов, обязывающих предоставить жилые помещения детям-сиротам.
Дмитриевских В.Ю., ... года рождения, находится в списке «Сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находящихся на муниципальном учете на получение жилья вне очереди» под номером №. В связи с недостаточностью выделенных ассигнований приобрести квартиру Дмитриевских В.Ю. в 2015 году не предоставляется возможным. Считают необходимым, обратить иск Дмитриевских В.Ю. к Правительству Курганской области, так как Администрация города Шадринска лишь исполняет переданные полномочия в пределах выделенных на эти цели средств.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления образования Курганской области, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Суд, заслушав прокурора, истца, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по делу.
Дмитриевских В.Ю. родился ... года в г. ....
Дмитриевских В.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - Дмитриевских Т.П. решением ... городского суда Курганской области от ... года лишена в отношении него родительских прав. Отец - Дмитриевских Ю.А. в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
В соответствии с постановлением Администрации г. Шадринска Курганской области от ... года № «Об определении в детское государственное учреждение несовершеннолетнего Дмитриевских В.Ю.» несовершеннолетний Дмитриевских В.Ю. был определен в детское государственное учреждение, а также за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Шадринск, ул. ..., д. ..., кв. ....
Постановлением Администрации г. Шадринска Курганской области от ... года № «О признании утратившим силу пункта 2 постановления Администрации города Шадринска от ... года № «Об определении в детское государственное учреждение несовершеннолетнего Дмитриевских В.Ю.» положение о закреплении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Шадринск, ул. ..., д. ..., кв. ..., за несовершеннолетним Дмитриевских В.Ю. признано утратившим силу, в связи с тем, что на основании заключения межведомственной комиссии от ... года. жилой дом № ... по ул. ... в г. Шадринске признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Дмитриевских В.Ю. обучается в настоящее время на ... курсе в ГБПОУ «Шадринский техникум ...», проживает в общежитии техникума по адресу: г. Шадринск, ул. ..., д. ..., ком. ..., данное жилое помещение предоставлено ему временно, на период обучения в техникуме.
В соответствии с постановлением Администрации г. Шадринска Курганской области от ... года № Дмитриевских В.Ю., ... г.р., включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Шадринска.
В Региональном банке данных «Сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находящихся на муниципальном учёте на получение жилья вне очереди» Дмитриевских В.Ю. стоит под № ....
До настоящего времени жилое помещение Дмитриевских В.Ю. не предоставлено.
Дмитриевских В.Ю. жилья в собственности не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждают письменные материалы дела: справка № от ... года ГБПОУ «...» о том, что Дмитриевских В.Ю. обучается на ... курсе в данном учебном заведении (л.д. ...); копия постановления Администрации г. Шадринска от ... года. № «О включении Дмитриевских В.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории муниципального образования - г. Шадринск» (л.д. ...); копия ходатайства отдела образования г. Шадринска о включении Дмитриевских В.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории муниципального образования - г. Шадринск (л.д. ...); копия постановления Администрации г. Шадринска от ... года. № «О признании утратившим силу п. 2 постановления Администрации г. Шадринска от ... года. № «Об определении в детское государственное учреждение несовершеннолетнего Дмитриевских В.Ю.» (л.д. ...); копия справки ГКОУ для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей «... специальная (коррекционная) школа-интернат для детей -сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья» (л.д. ...); копия ордера № от ... года. на имя Дмитриевских Т.П. (л.д. ...); копия справки № от ... года. ГКУ «Шадринский областной наркологический диспансер» (л.д. ...); копия заявления Дмитриевских В.Ю. о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории ... (л.д. 22); копия справки ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» № от ... года. (л.д. ...); копия ходатайства директора ... школы-интерната о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Шадринск (л.д. ...); копия ходатайства директора ... школы-интерната . о запросах на Дмитриевских Т.П. (л.д. ...); копия справки на Дмитриевских В.Ю. о том, что он является воспитанником ... школы-интерната (л.д. ...); копия свидетельства о рождении Дмитриевских В.Ю.(л.д. ...); копия постановления Администрации г. Шадринска от ... года. № «Об определении в детское государственное учреждение несовершеннолетнего Дмитриевских В.Ю. (л.д. ...); копия Решения ... городского суда о лишении Дмитриевских Т.И. родительских прав (л.д. ...); копия заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ... года. (л.д. ...); копия Акта обследования помещения от ... года. (л.д. ...); копия уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. ...); копия справки Администрации г. Шадринска от ... года. (л.д. ...); справка № от ... года. ГБПОУ «...» о том, что Дмитриевских В.Ю. обучается на ... курсе в данном учебном заведении (л.д. ...); копия решения Шадринской городской Думы от ... года № «О внесении изменения в решение Шадринской городской Думы от ... года. № «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» (л.д. ...); копия решения Шадринской городской Думы от ... года. № «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» (л.д. ...); копия справки о рождении Дмитриевских В.Ю. № от ... года.(л.д. ...); копия свидетельства об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида на имя Дмитриевских В.Ю. от ... года. (л.д. ...).
Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2013 г. внесены изменения в ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в статьи 57, 92, 103, гл. 9 и 10 ЖК РФ.
В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Исходя из изложенного, с 01.01.2013 г. обязанность по обеспечению гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Курганской области от 25.12.2012 г. № 83 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 г. №659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно данному порядку органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
Согласно ч.2 ст. 132 Конституции РФ, ч.ч. 1, 2, 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, органам местного самоуправления могут быть делегированы на основании закона субъекта РФ отдельные государственные полномочии с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно Постановления Правительства Курганской области "Об утверждении порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству" от 24.12.2007 г. (С изменениями и дополнениями от 12 ноября 2013 г.) субвенции местным бюджетам предоставляются Главным управлением образования Курганской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств ежемесячно в срок до 10-го числа в размере 1/12 годового объема субвенций. В целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год Главное управление образования Курганской области не позднее 1 мая текущего года представляет в Финансовое управление Курганской области информацию по состоянию на 1 января текущего года о численности категорий граждан, определенных Методикой расчета для определения объема субвенций на исполнение государственных полномочий по содержанию органов опеки и попечительства, представленную органами местного самоуправления. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области на исполнение государственных полномочий по содержанию органов опеки и попечительства, рассчитывается по формуле, учитывая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 1 января текущего года.
Согласно отзыву Финансового отдела администрации г. Шадринска, в бюджете города предусмотрены ассигнования по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» за счет средств областного бюджета в сумме ... руб. ... года. заключён контракт на приобретение ... жилых помещений.
Согласно ч.7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно решения Шадринской городской Думы № от 16.10.2008 г.(с изменениями от 21.11.2013г.), норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном жилищном фонде г. Шадринска составляет не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Жилое помещение должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям (СанПиН 2.1.2. 2645-10), которые утверждены Постановлением ГГСВ РФ от 10.06.2010г. №64.
В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления.
Отсутствие возможности предоставить жилое помещение в связи с отсутствием жилищного фонда и недостаточным финансированием переданных Администрации Шадринского района государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не может являться основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Таким образом, требования о предоставлении Дмитриевских В.Ю. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения законны и обоснованны. Также являются законными и обоснованными требования к Правительству Курганской области.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах Дмитриевских В.Ю. к Администрации г. Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Шадринска предоставить Дмитриевских В.Ю., ... года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории г. Шадринска Курганской области, площадью не менее 15 кв.м., соответствующее санитарно-техническим требованиям.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию расходов Администрации г. Шадринска Курганской области на предоставление жилого помещения Дмитриевских В.Ю..
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Судья Котельников Е.Н.
Судебной коллегией по гражданским делам Курганского областного суда решение Шадринского районного суда Курганской области от 31 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.