Дело № 2-3326/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 20 июля 2010 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Кяргиевой Н.Н.
при секретаре Михайловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным распоряжения Государственной инспекции труда в Вологодской области от Дата обезличена года Номер обезличен, предписания Номер обезличен от Дата обезличена года, акта проверки соблюдения трудового законодательства от Дата обезличена года Номер обезличен,
установил:
Северное управление Ростехнадзора обратилось в суд с заявлением, мотивируя тем, что на основании распоряжения от Дата обезличена года Номер обезличен государственным инспектором труда проведена внеплановая проверка в отношении Северного управления Ростехнадзора и направлены акт проверки соблюдения трудового законодательства и предписание от Дата обезличена года, обязывающее принять меры по устранению нарушений трудового законодательства. Указанные документы считают незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям. Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ. Кроме того, Методические рекомендации по применении положений ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, четко обозначили круг оснований, по которым может быть проведена внеплановая проверка Государственными инспекциями труда. В распоряжении Государственной инспекции труда в Вологодской области от Дата обезличена года Номер обезличен о проведении проверки в качестве оснований были указаны обращения Северного управления Ростехнадзора от Дата обезличена года Номер обезличен и от Дата обезличена года Номер обезличен, которые не содержали в себе сообщений о фактах изложенных в ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и о фактах предусмотренных Методическими рекомендациями, а были обращением о предоставлении справки об отсутствии в управлении нарушений законодательства о труде необходимой для предоставления к званию «...». Письмо Северного управления Дата обезличена года Номер обезличен было отозвано письмом от Дата обезличена года Номер обезличен. Таким образом, распоряжение о проведении внеплановой проверки от Дата обезличена года Номер обезличен издано с нарушением требований действующего законодательства в части отсутствия оснований проведения внеплановой проверки.
Требование п. 1 акта и предписания о том, что в организации численностью персонала более 50 человек в штатное расписание не введена должность специалиста по охране труда, что нарушает ст. 217 ТК РФ, считает неправомерным, так как Северное управление Ростехнадзора является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и в соответствии с Положением о Северном управлении, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 23.06.2009 года № 544 не осуществляет производственную деятельность или оказание услуг.
Требование п. 2 о том, что не разработаны инструкции по охране труда для работников, выполняющих согласно штатному расписанию обязанности сторожа и рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, что нарушает ст. 212 ТК РФ также считает необоснованными, поскольку перечень должностей, на которые на предприятии должны быть разработаны инструкции по охране труда, утверждаются руководителем предприятия с учетом специфики производственной деятельности предприятия, работ выполняемых по должности и на основании отраслевых правил по охране труда. Требований по разработке указанных инструкций по охране труда по данным должностям в территориальном органе федерального органа исполнительной власти законодателем не установлено. Отраслевых правил по охране труда не имеется. В соответствии с должностной инструкцией сторожа и рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, в ходе их деятельности выполнение работ связанных с повышенной опасностью не предусмотрено.
Считает, что требования п. 3 о том, что не разработан перечень работ и профессий повышенной опасности, по которым требуется проведение дополнительного специального обучения по безопасности труда; не организовано в установленном порядке дополнительное специальное обучение по безопасности труда водителей, рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, чем нарушены требования ст. 225 ТК РФ, неправомерными. В соответствии с п. 4.2 ГОСТ и письмом Министерства труда и социального развития РФ от 05.07.1999 года № 435-8 перечень работ, профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители организаций по согласованию с профсоюзным комитетом и со службой охраны труда. Отраслевым нормативным документом, касающимся охраны труда на автомобильном транспорте являются «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте». Указанные правила не содержат примерного перечня должностей повышенной опасности, в соответствии с которым должность водителя автомобиля может быть внесена в список профессий повышенной опасности.
Требование п. 4 о том, что не организовано проведение занятий с водителями по 20-часовой программе в соответствии с руководящим документом РД Номер обезличен.Дата обезличена, утвержденным Минтрансом РФ от Дата обезличена года, для обеспечения безопасности дорожного движения, чем нарушены требования п. 10.1 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ..., считает неправомерными. Область применения указанных правил, в соответствии с разделом 1 ограничена, и Правила распространяются на работников автотранспортных организаций, автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств, а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей осуществляются Управлением на основании гражданско-правовых договоров, сторонними организациями.
Требование п. 5 о создании комиссии по проверки знаний требований охраны труда в составе не менее 3 человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке, считает незаконным, поскольку работ и профессий, в отношении которых действуют какие-либо отраслевые либо межотраслевые правила по безопасности труда в Северном управлении не имеется. Считает, требование в части проведения обязательных инструктажей не соответствует требованиям законодательства, поскольку производственная деятельность Управлением не ведется.
Просит признать незаконными распоряжение государственной инспекции труда в Вологодской области от Дата обезличена года Номер обезличен, предписание Номер обезличен от Дата обезличена года, акт проверки соблюдения трудового законодательства от Дата обезличена года Номер обезличен Вологодской государственной инспекции труда.
В судебном заседании представитель заявителя Северного управления Ростехнадзора по доверенности Илюшичева В.Ю. заявленные требований изменила: просила признать распоряжение ГИТ от Дата обезличена года Номер обезличен незаконным и отменить его, от остальных требований отказалась. Суду пояснила, что оснований для проведения проверки не было. Просит восстановить срок для обращения с заявлением в суд.
Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда в Вологодской области по доверенности Кириллов А.В. с измененными исковыми требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В отзыве указал, что в Дата обезличена от заявителя поступило обращение с просьбой предоставить справку об отсутствии в организации нарушений норм трудового законодательства. В связи с отсутствием в инспекции таких сведений была назначена проверка, в результате которой были выявлены нарушения законодательства об охране труда, а руководитель Северного управления Ростехнадзора привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей. При проведении проверки Дата обезличена года государственным инспектором труда были предъявлены документы, удостоверяющие его полномочия, а именно: служебное удостоверение и распоряжение заместителя руководителя ГИТ в Вологодской области на проведение проверки. Реализация полномочий поставлена в зависимость исключительно от усмотрения государственного инспектора труда, самостоятельно обеспечивающего устранение нарушений норм трудового права. Просит в удовлетворении измененных требований отказать. Заявил ходатайство о пропуске срока на подачу заявления в суд.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением на проведение проверки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Номер обезличен от Дата обезличена года в отношении Северного управления Ростехнадзора была проведена внеплановая выездная проверка в области соблюдения законодательства об охране труда.
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки послужило письмо (обращение) Северного управления Ростехнадзора от Дата обезличена года Номер обезличен и от Дата обезличена года Номер обезличен.
Согласно письму (обращению) от Дата обезличена года Номер обезличен Северное управление Ростехнадзора просило предоставить государственную инспекцию труда в Вологодской области справку о состоянии охраны труда и соблюдении трудового законодательства в связи с представлением работника Управления к государственной награде.
Из письма (обращение) от Дата обезличена года Номер обезличен следует, что Северное управление Ростехнадзора просило предоставить справку о том, что в Северном управлении Ростехнадзора за период с Дата обезличена года по настоящее время нарушений норм трудового законодательства не имеется. Справка была необходима для предъявления к почетному званию «...» ... М. Письмо Северного управления Ростехнадзора от Дата обезличена года Номер обезличен.
По результатам проверки Государственной инспекцией труда в Вологодской области составлен акт от Дата обезличена года Номер обезличен и вынесено предписание от Дата обезличена года Номер обезличен об устранении нарушений действующего трудового законодательства в срок до Дата обезличена года.
Согласно ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Из ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
Из смысла ч.5 ст. 27 указанного закона следует, что до 1 января 2011 года положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, в частности в сфере контроля и надзора в сфере труда.
Согласно ст. 12 Конвенции МОТ № 81 инспектора труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются, и в частности: наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений; требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест; требовать вывешивания объявлений, как это предусмотрено законодательными положениями; изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью.
В соответствии со ст. 16 Конвенции МОТ № 81 предприятия инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.
Из смысла ст. 10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Учитывая вышеизложенное и с учетом положения ч. 5 ст. 27 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», суд считает, что в данном случае необходимо применять положения Трудового кодекса РФ, и Конвенции № 81 МОТ, а применение положений Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ исключается.
Из материалов дела следует, что правовыми основаниями проведения проверки являются Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, Конвенция № 81 МОТ (1947 года).
Однако, положения Федерального закона № 294 -ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере труда до 01.01.2011 года.
Кроме того, из писем (сообщений) от Дата обезличена года Номер обезличен и от Дата обезличена Номер обезличен Северное управление Ростехнадзора просило предоставить справку об отсутствии нарушений норм трудового законодательства за период с Дата обезличена года по настоящее время, а не провести проверку в отношении Северного управления Ростехнадзора.
Таким образом, оснований для проведения проверки в отношении Северного управления Ростехнадзора у Государственной инспекции труда в Вологодской области не имелось, следовательно, распоряжение на проведение проверки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Номер обезличен от Дата обезличена года является незаконным и подлежащим отмене.
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости измененные требования Северного управления Ростехнадзора удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В судебном заседании установлено, что заявление о признании незаконным распоряжения Государственной инспекции труда в Вологодской области заявителем подано в суд Дата обезличена года, а распоряжение на проведение проверки датировано Дата обезличена года.
Кроме того, судом учтен тот факт, что первоначально заявление о признании незаконным распоряжения Государственной инспекции труда в Вологодской области было подано в суд Дата обезличена года, и возвращено заявителю Дата обезличена года в связи с неисполнением определения суда об оставлении заявления без движения от Дата обезличена года.
Таким образом, суд считает, что 3-х месячный срок на обращения в суд с заявлением заявителем не пропущен, и, следовательно, в восстановлении данного срока нет необходимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 353, 360 ТК РФ, ст. ст., 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным и отменить распоряжение Государственной инспекции труда в Вологодской области от Дата обезличена года Номер обезличен на проведение проверки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.Н. Кяргиева
Мотивированное решение изготовлено 23.07.2010 года.