Гражданское дело № 2-1-70/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2019 года п.г.т. Хотынец
Хотынецкий районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Мироновой Е.И.,
при секретарях Маркиной И.В.,
Погребной Т.В.,
с участием истца Коваль В.В.,
представителя ответчика КУ ОО Областной центр
социальной защиты населения» Корсовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хотынецкого районного суда гражданское дело по иску Коваль В.В. к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области об обязании предоставить меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда,
установил:
Коваль В.В. обратился в суд с иском к филиалу Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району об обязании предоставить меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с Законом Орловской области № 440-ОЗ от 19 ноября 2004 года «О социальной поддержке ветеранов Орловской области», ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним, получают меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также имеют право на ежемесячную денежную выплату. Сослался на то, что с 15 апреля 2004 года является пенсионером МО РФ по выслуге лет, ветераном военной службы с 23 мая 2001 года, ветераном труда с 25 апреля 2011 года. 25 апреля 2019 года он обратился в филиал КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, но получил отказ. Считает данный отказ в предоставлении мер социальной поддержки, мотивированный предоставлением льгот по достижении 60- летнего возраста неправомерным, так как согласно Федерального закона № 122 - ФЗ от 22 августа 2004 года «О ветеранах», лица, имеющие на руках удостоверение «Ветеран труда», являются ветеранами труда независимо от возраста. Указал также на то, что по решению суда с 2011 года являлся получателем мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, проживая в Тульской области.
Просит суд обязать филиал КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району назначить и выплатить ему как ветерану труда меры социальной поддержки, предусмотренные законом Орловской области №440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области», указав две даты для начала выплаты: с 25 апреля и с 01 июля 2019 года. Освободить от уплаты государственной пошлины.
Определением суда от 08 июля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» <данные изъяты>
В соответствии с определениями от 06 августа 2019 года производство по настоящему делу прекращено в части предъявленных исковых требований к филиалу КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району в связи с отказом истца от исковых требований к данному ответчику (л.д. 95); к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области <данные изъяты>
В судебном заседании истец Коваль В.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в иске. Указал, что он является пенсионером с 15 апреля 2004 года. Изменения в закон по мерам социальной защиты были внесены 31 декабря 2004 года, т.е. на момент выхода на пенсию действовала предыдущая редакция закона. Меры социальной поддержки как ветеран труда получал с 2011 года по решению суда в Тульской области. Считает, что позиция органов социальной защиты о том, что в соответствии с Законом Орловской области № 440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов труда Орловской области» меры социальной поддержки предоставляется при достижении возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин противоречит федеральному закону, что исключается п. «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации. Просит суд обязать ответчиков назначить и выплатить ему меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Орловской области № 440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов труда Орловской области», с даты обращения с заявлением в органы социальной защиты населения о предоставлении указанных мер поддержки- 25 апреля 2019 года.
Представитель ответчика КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по доверенности №60 от 28 декабря 2018 года Корсова Н.В. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что в статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 №5-ФЗ «О ветеранах» указано, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В Орловской области с 2004 года действует Закон Орловской области № 440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области», согласно которому ветеранам труда, получающим государственные пенсии в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», право на меры социальной поддержки, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, предоставляется при достижении возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин. Так как истец не достиг возраста 60 лет на момент обращения в органы социальной защиты, то права на получение мер социальной поддержки как ветеран труда он не имеет.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Гаврилина И.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем представила письменное ходатайство. В возражениях на исковое заявление просит отказать Коваль В.В. в удовлетворении требований (л.д. 102-105).
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1
статьи 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» урегулированы правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона № 5 от
12 января 1995 года «О ветеранах» ветеранами труда признаются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда».
Согласно статьи 9 указанного Закона, реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Меры социальной поддержки ветеранов труда в соответствии со
статьей 22 указанного Закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, установленные законом и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10).
На территории Орловской области правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Орловской области установлены Законом Орловской области от 19 ноября 2004 года № 440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области».
Согласно пункта 2 статьи 1.1 данного Закона, лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после достижения ими возраста (приобретения иного основания), дающего право на пенсию в соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», действовавшими в редакции по состоянию на 1 октября 2018 года, независимо от прекращения ими трудовой деятельности, гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войн в 1941-1945 года (далее –период Великой Отечественной войны), предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах- занимаемой жилой площади), в пределах установленной Правительством Орловской области социальной нормы площади жилья;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Орловской области социальной нормы площади жилья;
платы за холодную воду, горячую поду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
платы за коммунальные услуги- в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ----------.
Согласно Закону Орловской области от 28 августа 2009 года №955-ОЗ «О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Орловской области в денежной форме», с 1 января 2010 года гражданам, проживающим в Орловской области, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Постановлением правительства Орловской области от 29 мая 2009 года № 43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» установлен Порядок осуществления ежемесячной денежной компенсации, которым регулируется процедура обращения граждан Орловской области за получением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Пунктом 1.1 Порядка установлено, что он распространяется на лиц, проживающих на территории Орловской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и (или) жилого помещения.
Ежемесячная денежная компенсация назначается, в том числе, ветеранам труда (пункт 1.3.8 Порядка).
Для получения ежемесячной денежной компенсации граждане, указанные в пункте 1.3.8 Порядка, предоставляют в учреждение социальной защиты населения по месту постоянного жительства или по месту пребывания заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 2.8 Порядка.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами (п. 3.2 Порядка).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 25 апреля 2019 года истец Коваль В.В. обратился в филиал КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран труда», приложив к нему копию паспорта гражданина РФ <данные изъяты>
Ответом №362 от 08 мая 2019 года филиала КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району разъяснены положения п. 3 ст. 5 Закона Орловской области от 19 ноября 2004 года № 440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области» <данные изъяты>
25 апреля 2019 года истец Коваль В.В. обратился в филиал КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с имеющимся статусом «Ветеран труда», приложив к заявлению копию паспорта, удостоверение ветерана труда, СНИЛС, расчетный счет <данные изъяты>
Решением филиала КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району от 26 апреля 2019 года истцу было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации <данные изъяты>
Коваль В.В. является ветераном военной службы с N-числа года (удостоверение серии Ч №) и пенсионером МО РФ по выслуге лет с N-числа (удостоверение серия ГФ №) <данные изъяты>
Согласно удостоверению серии № истцу с N-числа присвоено звание «Ветеран труда» <данные изъяты>
С N-числа истец Коваль В.В. зарегистрирован и проживает по адресу: ----------, пгт. Хотынец, ---------- <данные изъяты>
Истец Коваль В.В. являлся получателем мер социальной поддержки как ветеран труда, проживая в Тульской области с N-числа по N-числа на основании решения Центрального районного суда г. Тулы от N-числа. Выплаты прекращены в связи с переездом истца в Орловскую область <данные изъяты>
Ссылаясь на данные обстоятельства, а также на вышеуказанную часть 2 статьи 1 Закона Орловской области от 19 ноября 2004 года №440-ОЗ
«О социальной поддержке ветеранов в Орловской области», Коваль В.В. полагал, что он имеет право на меры социальной поддержки, поскольку имеет звание «Ветеран труда», а также приобрел право на государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет как сотрудник МО РФ.
Вместе с тем, с названными доводами истца суд согласиться не может по следующим основаниям.
Из представленных документов, а также содержания искового заявления усматривается, что истец приобрел право на назначение пенсии как сотрудник Министерства обороны Российской Федерации, то есть в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Кроме того, частью 3 статьи 5 Закона Орловской области от 19 ноября 2004 года №440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области» определено, что ветераны труда, получающие пенсию на основании Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на меры социальной поддержки, установленные статьями 1 и 2 Закона Орловской области от 19 ноября 2004 г. №440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области», получают по достижении 60-летнего возраста для мужчин, 55-летнего возраста для женщин.
Поскольку на момент обращения истца Коваль В.В. в органы социальной защиты населения в Орловской области ему исполнилось полных 58 лет, то соответственно права на получение мер социальной поддержки как ветеран труда он не имеет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 04 мая 2005 года № 37-Г05-1, согласно которой оспариваемым Законом Орловской области от 19 ноября 2004 года «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области» не ухудшены условия предоставления мер социальной поддержки.
Доказательств тому, что истец приобрел право на получение мер социальной поддержки по иным основаниям, суду не представлено, и более того, самим истцом о наличии такого права не заявлялось.
Таким образом, законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Коваль В.В. к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области об обязании назначить и выплатить меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда, с 25 апреля 2019 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Председательствующий: Е.И. Миронова
Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2019 года.