Решение по делу № 2-1-70/2019 ~ М-1-73/2019 от 19.06.2019

Гражданское дело № 2-1-70/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2019 года п.г.т. Хотынец

Хотынецкий районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Мироновой Е.И.,

при секретарях Маркиной И.В.,

Погребной Т.В.,

с участием истца Коваль В.В.,

представителя ответчика КУ ОО Областной центр

социальной защиты населения» Корсовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хотынецкого районного суда гражданское дело по иску Коваль В.В. к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области об обязании предоставить меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда,

установил:

Коваль В.В. обратился в суд с иском к филиалу Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району об обязании предоставить меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда.

В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с Законом Орловской области № 440-ОЗ от 19 ноября 2004 года «О социальной поддержке ветеранов Орловской области», ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним, получают меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также имеют право на ежемесячную денежную выплату. Сослался на то, что с 15 апреля 2004 года является пенсионером МО РФ по выслуге лет, ветераном военной службы с 23 мая 2001 года, ветераном труда с 25 апреля 2011 года. 25 апреля 2019 года он обратился в филиал КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, но получил отказ. Считает данный отказ в предоставлении мер социальной поддержки, мотивированный предоставлением льгот по достижении 60- летнего возраста неправомерным, так как согласно Федерального закона № 122 - ФЗ от 22 августа 2004 года «О ветеранах», лица, имеющие на руках удостоверение «Ветеран труда», являются ветеранами труда независимо от возраста. Указал также на то, что по решению суда с 2011 года являлся получателем мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, проживая в Тульской области.

Просит суд обязать филиал КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району назначить и выплатить ему как ветерану труда меры социальной поддержки, предусмотренные законом Орловской области №440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области», указав две даты для начала выплаты: с 25 апреля и с 01 июля 2019 года. Освободить от уплаты государственной пошлины.

Определением суда от 08 июля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» <данные изъяты>

В соответствии с определениями от 06 августа 2019 года производство по настоящему делу прекращено в части предъявленных исковых требований к филиалу КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району в связи с отказом истца от исковых требований к данному ответчику (л.д. 95); к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области <данные изъяты>

В судебном заседании истец Коваль В.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в иске. Указал, что он является пенсионером с 15 апреля 2004 года. Изменения в закон по мерам социальной защиты были внесены 31 декабря 2004 года, т.е. на момент выхода на пенсию действовала предыдущая редакция закона. Меры социальной поддержки как ветеран труда получал с 2011 года по решению суда в Тульской области. Считает, что позиция органов социальной защиты о том, что в соответствии с Законом Орловской области № 440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов труда Орловской области» меры социальной поддержки предоставляется при достижении возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин противоречит федеральному закону, что исключается п. «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации. Просит суд обязать ответчиков назначить и выплатить ему меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Орловской области № 440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов труда Орловской области», с даты обращения с заявлением в органы социальной защиты населения о предоставлении указанных мер поддержки- 25 апреля 2019 года.

Представитель ответчика КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по доверенности №60 от 28 декабря 2018 года Корсова Н.В. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что в статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 №5-ФЗ «О ветеранах» указано, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В Орловской области с 2004 года действует Закон Орловской области № 440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области», согласно которому ветеранам труда, получающим государственные пенсии в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», право на меры социальной поддержки, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, предоставляется при достижении возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин. Так как истец не достиг возраста 60 лет на момент обращения в органы социальной защиты, то права на получение мер социальной поддержки как ветеран труда он не имеет.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Гаврилина И.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем представила письменное ходатайство. В возражениях на исковое заявление просит отказать Коваль В.В. в удовлетворении требований (л.д. 102-105).

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1
статьи 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» урегулированы правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона № 5 от
12 января 1995 года «О ветеранах» ветеранами труда признаются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда».

Согласно статьи 9 указанного Закона, реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Меры социальной поддержки ветеранов труда в соответствии со
статьей 22 указанного Закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, установленные законом и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10).

На территории Орловской области правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Орловской области установлены Законом Орловской области от 19 ноября 2004 года № 440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области».

Согласно пункта 2 статьи 1.1 данного Закона, лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после достижения ими возраста (приобретения иного основания), дающего право на пенсию в соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», действовавшими в редакции по состоянию на 1 октября 2018 года, независимо от прекращения ими трудовой деятельности, гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войн в 1941-1945 года (далее –период Великой Отечественной войны), предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах- занимаемой жилой площади), в пределах установленной Правительством Орловской области социальной нормы площади жилья;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Орловской области социальной нормы площади жилья;

платы за холодную воду, горячую поду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

платы за коммунальные услуги- в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ----------.

Согласно Закону Орловской области от 28 августа 2009 года №955-ОЗ «О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Орловской области в денежной форме», с 1 января 2010 года гражданам, проживающим в Орловской области, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановлением правительства Орловской области от 29 мая 2009 года № 43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» установлен Порядок осуществления ежемесячной денежной компенсации, которым регулируется процедура обращения граждан Орловской области за получением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Пунктом 1.1 Порядка установлено, что он распространяется на лиц, проживающих на территории Орловской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и (или) жилого помещения.

Ежемесячная денежная компенсация назначается, в том числе, ветеранам труда (пункт 1.3.8 Порядка).

Для получения ежемесячной денежной компенсации граждане, указанные в пункте 1.3.8 Порядка, предоставляют в учреждение социальной защиты населения по месту постоянного жительства или по месту пребывания заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 2.8 Порядка.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами (п. 3.2 Порядка).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 25 апреля 2019 года истец Коваль В.В. обратился в филиал КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран труда», приложив к нему копию паспорта гражданина РФ <данные изъяты>

Ответом №362 от 08 мая 2019 года филиала КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району разъяснены положения п. 3 ст. 5 Закона Орловской области от 19 ноября 2004 года № 440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области» <данные изъяты>

25 апреля 2019 года истец Коваль В.В. обратился в филиал КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с имеющимся статусом «Ветеран труда», приложив к заявлению копию паспорта, удостоверение ветерана труда, СНИЛС, расчетный счет <данные изъяты>

Решением филиала КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Хотынецкому району от 26 апреля 2019 года истцу было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации <данные изъяты>

Коваль В.В. является ветераном военной службы с N-числа года (удостоверение серии Ч ) и пенсионером МО РФ по выслуге лет с N-числа (удостоверение серия ГФ ) <данные изъяты>

Согласно удостоверению серии истцу с N-числа присвоено звание «Ветеран труда» <данные изъяты>

С N-числа истец Коваль В.В. зарегистрирован и проживает по адресу: ----------, пгт. Хотынец, ---------- <данные изъяты>

Истец Коваль В.В. являлся получателем мер социальной поддержки как ветеран труда, проживая в Тульской области с N-числа по N-числа на основании решения Центрального районного суда г. Тулы от N-числа. Выплаты прекращены в связи с переездом истца в Орловскую область <данные изъяты>

Ссылаясь на данные обстоятельства, а также на вышеуказанную часть 2 статьи 1 Закона Орловской области от 19 ноября 2004 года №440-ОЗ
«О социальной поддержке ветеранов в Орловской области», Коваль В.В. полагал, что он имеет право на меры социальной поддержки, поскольку имеет звание «Ветеран труда», а также приобрел право на государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет как сотрудник МО РФ.

Вместе с тем, с названными доводами истца суд согласиться не может по следующим основаниям.

Из представленных документов, а также содержания искового заявления усматривается, что истец приобрел право на назначение пенсии как сотрудник Министерства обороны Российской Федерации, то есть в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Кроме того, частью 3 статьи 5 Закона Орловской области от 19 ноября 2004 года №440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области» определено, что ветераны труда, получающие пенсию на основании Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на меры социальной поддержки, установленные статьями 1 и 2 Закона Орловской области от 19 ноября 2004 г. №440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области», получают по достижении 60-летнего возраста для мужчин, 55-летнего возраста для женщин.

Поскольку на момент обращения истца Коваль В.В. в органы социальной защиты населения в Орловской области ему исполнилось полных 58 лет, то соответственно права на получение мер социальной поддержки как ветеран труда он не имеет.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 04 мая 2005 года № 37-Г05-1, согласно которой оспариваемым Законом Орловской области от 19 ноября 2004 года «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области» не ухудшены условия предоставления мер социальной поддержки.

Доказательств тому, что истец приобрел право на получение мер социальной поддержки по иным основаниям, суду не представлено, и более того, самим истцом о наличии такого права не заявлялось.

Таким образом, законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Коваль В.В. к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области об обязании назначить и выплатить меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда, с 25 апреля 2019 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Председательствующий: Е.И. Миронова

Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2019 года.

2-1-70/2019 ~ М-1-73/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коваль Василий Владимирович
Ответчики
КУ ОО "Областной центр социальной защиты населения" филиал по Хотынецкому району
КУ ОО "Областной центр социальной защиты населения"
Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области
Суд
Хотынецкий районный суд Орловcкой области
Судья
Миронова Елена Ивановна
Дело на странице суда
hotynecky--orl.sudrf.ru
19.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2019Передача материалов судье
24.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.07.2019Предварительное судебное заседание
18.07.2019Судебное заседание
06.08.2019Судебное заседание
21.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2019Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
04.09.2019Судебное заседание
04.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2019Дело оформлено
07.10.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее