Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4271/2014 ~ М-3672/2014 от 20.05.2014

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******

в производстве Октябрьского районного суда <адрес>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять его (ФИО1) принять его и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из фондов Министерства обороны Российской Федерации.

В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ. Уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ. До увольнения с военной службы истец обратился к командиру войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства. Заседанием жилищной комиссии войсковой части истец был признан нуждающимся в получении жилой площади по избранному месту жительства, и уволен в запас с оставлением в списках очередников на получение жилья для проживания по избранному месту жительства. Кроме того, истец был включен в списки очередников на получение государственного жилищного сертификата. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратился в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма из фонда Министерства обороны Российской Федерации. В ДД.ММ.ГГГГ года ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации предложило истцу представить дополнительные документы. В ДД.ММ.ГГГГ года истец направил ответчику ранее направлявшиеся документы. На телефонный звонок в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ года истцу было предложено направить заявление о внесении изменений в учетные данные. Такое заявление истец направил в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 получил уведомление ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о том, что в едином реестре военнослужащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), сведения в отношении истца отсутствуют. Также в уведомлении было указано на необходимость подачи заявления о признании нуждающимся в жилом помещении в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и представить ряд документов. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 получил решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Полагая данное решение незаконным, истец обратился в суд с перечисленными выше требованиями.

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3 с иском не согласился. Пояснил, что ранее судом было рассмотрено дело по иску ФИО1 о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма, обязании внести сведения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обеспечить жильем по договору социального найма. Принятым по этому делу решением установлено, что ФИО1 до увольнения с военной службы не был признан нуждающимся в получении жилья по договору социального найма. Указанное решение вступило в силу и является преюдициальным для рассмотрения настоящего дела. В настоящем деле истец каких-либо дополнительных документов, подтверждающих факт принятия его на учет нуждающихся, не представил. Документы, представленные истцом как в том, так и в настоящем деле, могут свидетельствовать лишь о наличии у него права получения государственного жилищного сертификата подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как гражданина, подлежащего отселению из закрытого военного городка

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. В ранее направленном в суд заявлении просил рассматривать дело без его участия. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя ответчика, суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, был уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ с зачислением в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность военной службы при увольнении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 24 года 8 месяцев 15 дней в календарном исчислении.

ФИО1, его дочь ФИО4, его сын ФИО5, его бывшая супруга ФИО6 проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес> <адрес>. Данное жилое помещение было представлено истцу на семью их четырех человек (он, его бывшая супруга ФИО6, дочь – ФИО4, сын – ФИО5) на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ответчик ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказало ФИО1 в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с отсутствием документов, подтверждающих постановку истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения согласно порядку, действовавшему на момент его увольнения с военной службы, до увольнения.

Данное решение ФИО1 считает незаконным, в связи с чем обратился в суд с указанными выше требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Частью 13 ст. 15 указанного Закона определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.

Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).

В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

При этом КЭЧ района ежегодно с 1 по 30 января должны были проводить перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверялись жилищные условия очередников. Воинские части ежемесячно к 3 числу следующего месяца должны были направлять в КЭЧ района информацию об изменениях в учетных данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), и два раза в год до 20 января и 20 июля по состоянию на 1 января и 1 июля - уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). А КЭЧ района вправе были возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если в них включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства. В случаях, если на военнослужащих, включенных в указанные списки, отсутствовала информация в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на каждого из них дополнительно жилищной комиссией воинской части прилагалась карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему (п. 30 Инструкции).

Однако при рассмотрении настоящего дела истцом ФИО1 не были представлены доказательства, однозначно и достоверно свидетельствующие о том, что до увольнения с военной службы он обращался к командиру воинской части с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, а также о том, что этот рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии воинской части, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, и данное решение, оформленное протоколом, было утверждено командиром воинской части. Также истцом не представлены доказательства того, что в КЭЧ района о нем имелись сведения как о военнослужащем, включенном в список нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), доказательства включения его в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а также доказательства наличия в КЭЧ района карточки учета жилых помещений, предоставляемых истцу.

ФИО1 представил суду рапорт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 865.

На момент подачи истцом указанного рапорта <адрес> был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р (в настоящее время на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1779-р <адрес> исключен из указанного Перечня). В связи с этим истец имел право на получение государственного жилищного сертификата на основании подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2010-2010 годы в действующей тогда редакции. Согласно указанному подпункту, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Таким образом, для получения государственного жилищного сертификата по указанному основанию достаточно лишь факта проживания на территории закрытого военного городка, признание нуждающимся в улучшении жилищных условий для этого не требуется. Следовательно, на момент увольнения истец вправе был претендовать на получение государственного жилищного сертификата как гражданин, подлежащий переселению из закрытого военного городка. Поэтому подача истцом рапорта о включении его в число участников упомянутой подпрограммы вовсе не свидетельствует о наличии его волеизъявления на получение жилья по договору социального найма, притом, что в указанном рапорте отсутствует просьба истца предоставить ему жилье в постоянное пользование, и не указано о признании его нуждающимся в получении жилых помещений и нахождении в очереди на получение постоянного жилья.

В выписке из приказа командующего ****** армией от ДД.ММ.ГГГГ указано о том, что ФИО1 изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади до реализации государственного жилищного сертификата. В справке от ДД.ММ.ГГГГ № ****** войсковой части № ****** также указано о том, что ФИО1 представлен к увольнению без исключения из списков очередников на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья.

Таким образом, представленные истцом документы могут свидетельствовать лишь о включении его в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2010-2010 годы как гражданина, подлежащего переселению из закрытого военного городка, что не предполагает признания нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма.

Не свидетельствует об обратном и представленная истцом справка о проверке жилищных условий, поскольку дата составления в этом документе не указана, в то время как для постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации необходимо признание военнослужащего нуждающимся в получении постоянного жилья до его увольнения с военной службы.

Кром того, ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом <адрес> постановлено решение по делу по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма, обязании внести сведения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обеспечить жильем по договору социального найма. Указанное решение не было обжаловано и вступило в законную силу.

Как следует из содержания данного решения, в своем исковом заявлении ФИО1 также ссылался на факт признания его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма до увольнения с военной службы и сохранении за ним права состоять на учете нуждающихся. Однако указанным решением установлено, что ФИО1 не признавался до увольнения с военной службы нуждающимся в получении жилья по договору социального найма в порядке, действующем на тот период времени.

Поскольку в настоящем деле участвуют те же лица, обстоятельства, установленные решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, обязательны при рассмотрении настоящего дела, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что ФИО1 до его увольнения с военной службы не был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, и кроме того, нарушил заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет нуждающихся в получении постоянного жилья. В связи с этим ФИО1 после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации не может быть принят на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Кроме того, согласно справке ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и члены его семьи занимают жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> на условиях социального найма (по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ № ******), данное жилое помещение имеет общую площадь 69,28 кв.м, не включалось в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации.

Следовательно, указанная квартира как не относящаяся к специализированному жилищному фонду предоставлена истцу в постоянное пользование.

Поскольку в указанной квартире зарегистрированы истец, его дети и бывшая супруга, всего четыре человека, на каждого из них приходится по 17,32 кв.м общей площади жилого помещения. Решением Совета депутатов муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № ****** «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» на территории муниципального образования «<адрес>» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м общей площади занимаемого жилого помещения. Таким образом, истец и члены его семьи обеспечены жилым помещением свыше учетной нормы, что само по себе препятствует принятию их на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова

2-4271/2014 ~ М-3672/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Киреев Валерий Николаевич
Ответчики
ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Кайгородова Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
20.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2014Передача материалов судье
23.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2014Судебное заседание
15.07.2014Судебное заседание
21.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее