№2а-4083/18-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2018 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи М.Н. Картавых,
при секретаре М.О. Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горбачева Вячеслава Владимировича об оспаривании решений налогового органа,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что в связи с имеющейся переплатой земельного налога, 04.12.2017 административный истец обратился в Межрайонную ИФНС России №10 по Республике Карелия с заявлением о возврате ему излишне уплаченного земельного налога в общей сумме 535397,15 рублей. Письмом от 25.12.2017 налоговый орган отказал Горбачеву В.В. в возврате денежных средств. Отказ был обжалован административным истцом в Управление ФНС по РК, однако решением от 05.03.2018 №13-12/00167 жалоба Горбачева В.В. оставлена без удовлетворения. Не согласившись с решением налогового органа, административный истец просит признать незаконными решение Межрайонной ИФНС России №10 от 15.12.2017 №109, и решение Управления ФНС по РК от 05.03.2018 №13-12/00167, а также обязать Межрайонную ИФНС России №10 по Республике Карелия принять решение о возврате Горбачеву В.В. излишне уплаченного налога «Земельный налог ФЛ в границах сельских поселений» в размере 535397,15 рублей.
Административный истец и его представитель Тумаков В.В., действующий на основании доверенности, в судебных заседаниях требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представители административных ответчиков Чекшина О.Г. и Жукова В.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования не признали, полагали оспариваемые решения законными и обоснованными.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с главой 31 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391, п. 12 ст. 396 НК РФ органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривается, что Горбачев В.В. является собственником земельных участков и соответственно плательщиком земельного налога.
Горбачеву В.В. за 2014 год направлено налоговое уведомление №331447 от 19.03.2015, за 2015 год - налоговое уведомление №150382214 от 20.10.2016, за 2016 год - налоговое уведомление №79628031 от 22.10.2017 (с перерасчетом земельного налога за 2015 год).
По сведениям административного ответчика административный истец земельный налог оплачивал в соответствии с налоговыми уведомлениями в полном объеме в установленный законом срок, возникновение просроченной задолженности не допускал.
После получения налогового уведомления №79628031 от 22.10.2017 Горбачев В.В. обратился с жалобой в налоговый орган в связи с несоответствием сумм при расчете налога за 2016 год (ОКТМО 86639450) и применением при расчете налога разных ставок (1,5% и 0,3%) по соседним земельным участкам (ОКТМО 86636422).
В ходе рассмотрения жалобы несоответствие по суммам по ОКТМО 86639450 не установлено.
Вместе с тем налоговым органом установлено применение налоговой ставки к земельным участкам, перечисленным налогоплательщиком в своем обращении, 1,5% вместо 0,3%, в связи с чем налоговым органом произведен перерасчет налога по земельным участкам за 2014-2016, о чем Горбачев В.В. был извещен письмом от 18.12.2017 №2.8-14/14118.
Налогоплательщику направлено уточненное налоговое уведомление №82940563 от 18.12.2017, которым налоговым органом произведен перерасчет земельного налога Горбачеву В.В. в отношении четырех земельных участков с кадастровыми номерами № в сторону уменьшения.
В этом же налоговом уведомлении Горбачеву В.В. доначислен земельный налог за 2014 год по тем земельным участкам, которые не вошли в расчет при формировании налогового уведомления №331447 от 19.03.2015.
Срок уплаты по уточненному налоговому уведомлению от 18.12.2017 установлен 14.02.2018.
До наступления указанного срока все платежи, произведенные ранее налогоплательщиком в уплату земельного налога по ранее выставленным налоговым уведомлениям за 2014-2016, числились в карточке расчетов с бюджетом как переплата, в связи с последующим перерасчетом и направлением уточненного уведомления от 18.12.2017, срок уплаты по которому еще не наступил.
После наступления урока уплаты все внесенные ранее налогоплательщиком платежи подлежали зачислению в бюджет в уплату земельного налога.
Административный истец 04.12.2017 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и пояснений административного ответчика, переплата, на возврат которой претендует административный истец, это ни что иное, как суммы земельного налога, уплаченные Горбачевым В.В. по налоговым уведомлениям за 2014-2016 года, выставленным налоговым органам до перерасчета и направления уточненного налогового уведомления за 2014-2016 от 18.12.2017.
Сообщением от 15.12.2017 административный истец уведомлен о принятом решении №109 от 15.12.2018 налогового органа об отказе в возврате налога в сумме 535397,15 рублей.
13.02.2018 административный истец обжаловал указанное решение в Управление ФНС по РК.
Решением Управления от 05.03.2018 №13-12/00167 жалоба Горбачева В.В. оставлена без удовлетворения.
Мотивом принятого налоговым органом решения послужило фактическое отсутствие переплаты земельного налога: по состоянию на 01.03.2018 по земельному налогу ОКТМО 86636422 числится переплата в сумме 273,63 рублей, по ОКТМО 86636475 числится задолженность в размере 215 рублей.
На момент вынесения решения от 05.03.2018 №13-12/00167 срок уплаты по уточненному налоговому уведомлению №82940563 от 18.12.2017 уже наступил (14.02.2018) и денежные средства, отраженные на электронном портале в качестве переплаты, были распределены в уплату земельного налога на основании данного уведомления.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспорены.
Кроме того, по требованию суда между сторонами произведена сверка расчетов по налогам, сборам за период с 01.01.2018 по 28.02.2018 и за период с 01.01.2018 по 19.06.2018. По результатам сверки расчетов составлены соответствующие акты от 27.06.2018, согласно которым по состоянию на 01.03.2018 и на 20.06.2018 переплата по налогам, в том числе по земельному налогу, у Горбачева В.В. отсутствует, за исключением указанной налоговым органом в размере 273,63 рублей по ОКТМО 86636422.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у административного истца льготы по уплате земельного налога за 2014-2016, либо свидетельствующих о переплате земельного налога за указанный период на обозначенную административным истцом сумму, суду не представлено. Сам по себе факт отражения переплаты по земельному налогу на официальном сайте налогового органа не может служить основанием для возврата денежных средств из бюджета, поскольку в связи со сверкой расчетов земельного налога на основании жалобы Горбачева В.В. и последующим перерасчетом суммы налога за три года, отраженным в уточненном налоговом уведомлении от 18.12.2017, ранее уплаченные суммы земельного налога по утратившим силу налоговым уведомлениям, до наступления срока уплаты по уточненному уведомлению (14.02.2018) автоматически числились в качестве переплаты по налогу, фактически не являясь таковой.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решений налогового органа и об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 289-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Горбачева Вячеслава Владимировича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 29.06.2018