Дело № 2-261/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 05 июня 2018 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Рыбаковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Туренко Валентины Инокентьевны к администрации Лахденпохского городского поселения о признании права собственности на самовольную постройку,
у с т а н о в и л:
Туренко В.И. обратилась в суд с иском к администрации Лахденпохского городского поселения (далее по тексту АЛГП) о признании права собственности на самовольную постройку.
Иск мотивирован тем, что истцу на основании постановления главы Лахденпохского муниципального района (далее по тексту ЛМР) от 12.09.2006 и договора краткосрочной аренды от 22.11.2006 № 2117 принадлежит земельный участок площадью 0,045 га, расположенный по адресу: <адрес>. В 2007 году на данном земельном участке истец возвела объект недвижимого имущества – баню, совмещенную с сараем. В силу юридической безграмотности истец для строительства указанных объектов каких-либо разрешений не получала. Возведенный ею объект недвижимости, в силу ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), обладает признаками самовольной постройки. Возведенная постройка не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов. Сохранение самовольной постройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Истец обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в удовлетворении которого ей было отказано. Иным путем, кроме обращения в суд, истец лишена возможности признать право собственности на самовольную постройку.
На основании изложенного, истец просила признать за ней право собственности на самовольную постройку – баню, совмещенную с сараем, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Туренко В.И. и ее представитель по устному ходатайству Яружин Ю.Э. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель истца уточнил, что в силу юридической безграмотности истец не знала тонкостей законодательства, поэтому никакого разрешительного документа на возведение строения у нее нет. Вместе с тем, возведенная баня не нарушает прав иных лиц. Арендные платежи истцом вносились ежемесячно, вплоть до 2013 года. Краткосрочный договор аренды продлевался автоматически. К бане подведено водоснабжение и электроснабжение. На кадастровый учет ни строение, ни земельный участок не ставились. Истец пользуется спорной баней по настоящее время.
Истец в судебном заседании дополнила, что земельный участок ей предоставили под огород. Однако на земельном участке она возвела баню, так как по состоянию здоровья она не имела возможность мыться в ванной. Руководство войсковой части, на территории которой находился земельный участок, не возражало против такого использования земельного участка.
Представитель ответчика АЛГП, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направив письменный отзыв, согласно которому исковые требования удовлетворению не подлежат. Спорный объект (баня) расположен на земельном участке с кадастровым номером 10:12:0011605:36, находящимся в муниципальной собственности ЛГП. Данный земельный участок передан в муниципальную собственность из федеральной собственности РФ на основании Приказа заместителя Министра Обороны РФ от 29.06.2015 №639. Право муниципальной собственности на него зарегистрировано 12.05.2017. В период с 12.05.2017 и по настоящее время истец с заявлением о разделе указанного земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не обращалась. Из письма Северо-Западного территориального управления имущественных отношений от 07.07.2017 №141-2-7410 следует, что сведений о заключенных договорах аренды в отношении переданных в муниципальную собственность земельных участков, в том числе и в отношении указанного участка, у передающей стороны отсутствуют.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия и администрации ЛМР, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя. Направил отзыв на исковое заявление.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица указал, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Ссылаясь на положения ст. 222 ГК РФ, п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22, ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ), ст. 260 ГК РФ, ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ), Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, представитель третьего лица указал, что размещение капитального строения - бани на земельном участке, предназначенном для ведения огородничества, противоречит нормам действующего законодательства. Земельный участок, предоставленный истцу на праве аренды, не поставлен на государственный кадастровый учет, не имеет сведений о границах, не относится к какой-либо категории земель, в связи с чем, определить его в качестве индивидуально-определенной вещи не представляется возможным.
Заслушав участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
02.06.2006 Туренко В.И. обратилась в администрацию ЛМР с заявлением (вх.№730) о предоставлении в аренду земельного участка под огород.
Постановлением главы ЛМР от 12.09.2006 №772 Туренко В.И. предоставлено право аренды на земельный участок из земель государственной собственности, находящихся в ведении администрации ЛМР, под огород в <адрес>, площадью 0,045 га, сроком на 364 дня (л.д. 43).
22.11.2006 между администрацией ЛМР и Туренко В.И. был заключен договор № 2117 краткосрочной аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес>, площадью 0,045 га (л.д. 44).
С указанной даты и до 2013 АЛМР выставляла счета на внесение арендной платы, арендные платежи в указанный период оплачивались истцом своевременно.
10.08.2017 Туренко В.И. обратилась в администрацию ЛГП с заявлением о предоставлении земельного участка, на котором расположен спорный объект (баня, совмещенная с сараем). В предоставлении земельного участка истцу было отказано письмом от 29.08.2017 исх.№ 1503 (л.д. 45).
Также в судебном заседании установлено, что земельный участок, предоставленный постановлением главы ЛМР от 12.09.2006 № 772, до настоящего времени не сформирован, его государственный кадастровый учет не осуществлен.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014, право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 25 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22. В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В судебном заседании установлено, что спорное строение расположено на земельном участке с КН 10:12:0011605:36, находящимся в собственности МО «Лахденпохское городское поселение».
Подпунктом 5 п. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, суд приходит к вводу, что разрешение заявленного спора невозможно без определения обстоятельств, при которых истцу был выделен земельный участок, а также цели его использования.
В силу п. 3 ч. 1 Федерального закона от 03.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно п. 16 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Основания приобретения права собственности на земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены Земельным кодексом РФ. При этом главой V.1 Земельного кодекса РФ установлена особая процедура предоставления таких земельных участков. Это исключает возможность приобретения спорного объекта недвижимости в собственность в ином порядке.
Как следует из представленных в материалы дела постановления главы ЛМР от 12.09.2006 №772 и договора краткосрочной аренды земельного участка от 22.11.2006 № 2117, Туренко В.И. был предоставлен земельный участок в аренду под огород, то есть для целей не связанных со строительством.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с классификатором видом разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, ведение огородничества предполагает осуществление деятельности, связанной с выращиванием ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, предназначенных для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, возведение капитального строения бани на земельном участке, предназначенном для ведения огородничества, противоречит действующему законодательству.
Более того, в силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе кадастровый номер и дата его присвоения.
До введения в действие указанного закона, действовал Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости». В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
По смыслу изложенных норм индивидуализация объектов недвижимости осуществляется посредством установления его характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально определенной вещи, для того, чтобы они могли являться объектами гражданско-правовых отношений (быть предметом сделок).
В судебном заседании установлено, что спорный объект недвижимости на кадастровый учет не поставлен, в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие индивидуализировать спорное строение, как объект недвижимости. Земельный участок под спорным объектом недвижимости не сформирован и не прошел государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, какие либо документы, свидетельствующие о местоположении земельного участка при его выделении, отсутствуют.
Таким образом, спорный объект недвижимости и земельный участок под ним не могут являться объектами гражданских правоотношений.
Учитывая принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, разрешение заявленного спора невозможно без определения прав на земельный участок, расположенный под спорным строением.
Как следует из сообщения администрации ЛМР, в базе арендаторов земельных участков на территории ЛМР числится Туренко В.И. Однако арендная плата по указанному выше договору аренды вносилась до 2013 года (последний платеж 09.12.2013). При этом, каких-либо распоряжений о продлении договора аренды администрацией ЛМР не издавалось. Иные правоустанавливающие документы на земельный участок у истца отсутствуют.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания права собственности на спорное строение и удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2018 года.