Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-194/2021 ~ М-123/2021 от 19.02.2021

УИД 28RS0008-01-2021-000241-78

Дело №2а-194/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2021 года                                  г.Зея, Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,

при секретаре Гришиной В.В.,

с участием представителя административного истца Лазутиной Ю.С., представителя административного ответчика Исуповой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы города Зеи Гибадуллина С.Р. к Зейскому городскому Совету народных депутатов о признании незаконным решения о применении меры юридической ответственности к лицу, замещающему муниципальную должность,

УСТАНОВИЛ:

Глава города Зеи Амурской области - Гибадуллин С.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Зейскому городскому Совету народных депутатов, в котором просит признать незаконным решение Зейского городского Совета народных депутатов №52/22 от 10 февраля 2021 года «О применении меры юридической ответственности к лицу, замещающему муниципальную должность» незаконным, обязать ответчика устранить допущенные решением от 10 февраля 2021 года №52/22 нарушения путём его отмены, в обоснование требований указав, что в соответствии с решением избирательной комиссии муниципального образования города Зеи от 10.09.2018 №26/115-06 он избран на должность главы города Зеи Амурской области. На основании ст.44 Закона Амурской области от 08.04.2009 №191-03 «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области» и в соответствии с распоряжением губернатора области от 21.09.2020 №73-к была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных им за 2017-2019 годы, в ходе которой установлено, что он предоставил неполные сведения о доходах за 2018 год, не указан счёт, открытый на имя супруги в АО «Почта Банк», указано меньшее количество принадлежащих ему на праве собственности акций ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро», не указан доход супруги от ГУ Амурское РО ФСС Российской Федерации. В связи с изложенным, по заявлению губернатора Амурской области инициировано рассмотрение в Зейском городском Совете народных депутатов вопроса о применении к нему мер юридической ответственности. 10 февраля 2021 года принято решение Зейского городского Совета народных депутатов от №52/22 «О применении меры юридической ответственности к лицу, замещающему муниципальную должность», на основании которого он привлечён к ответственности, предусмотренной ч.7.3-1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с применением меры ответственности в виде предупреждения. Считает указанное решение незаконным, поскольку действующее законодательство устанавливает, что применение мер юридической ответственности к лицу замещающему муниципальную должность представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера принимается представительным органом муниципального образования в порядке, определённом муниципальным правовым актом. Муниципальный правовой акт, определяющий порядок принятия решения о применении мер ответственности, предусмотренных ч.7.3- 1 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления города Зеи Амурской области отсутствует. Считает, что положения Закона Амурской области от 08.04.2009 №191-ОЗ в данном случае не применимы, поскольку представительным органом муниципального образования на момент применения к главе города Зеи меры ответственности в виде предупреждения 10.02.2021 года, не принят муниципальный правовой акт о порядке принятия решения о применении мер ответственности к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления города Зеи Амурской области, представившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным». В отсутствие указанного муниципального акта городским Советом нарушена процедура применения мер ответственности, за представление лицом, замещающим муниципальную должность, недостоверных или неполных сведений о доходах. Представляется, что предусмотренный порядок конкретизирует меры ответственности, процедуру уведомления и права лица, в отношении которого рассматривается заявление, сведения об органе ответственном за подготовку вопроса о применении мер ответственности, непосредственный порядок принятия указанного решения и ознакомления с ним, может содержать мотивированное обоснование, позволяющее считать искажения представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей несущественными. Кроме того, он не был надлежащим образом уведомлён о дате, времени и месте рассмотрения вопроса о применении к нему меры юридической ответственности на внеочередном заседании городского Совета 10 февраля 2021 года, поскольку находился в г.Благовещенске в связи с необходимостью стационарного лечения и последующем амбулаторном лечении и г.Зее, что лишило его возможности пользоваться своими правами, а именно, представлять дополнительные материалы и давать по ним устные пояснения. При таких обстоятельствах считает оспариваемое решение основанным исключительно на субъективном мнении, оно является незаконным, произвольным и подлежит отмене, как принятое с нарушениями процедуры его рассмотрения и принятия. Оспариваемое решение нарушает его права, как главы городского округа, поскольку на лиц, замещающих муниципальные должности, распространяются не только ограничения, запреты и обязанности, но и соответствующий порядок применения к ним мер юридической ответственности.

В судебное заседание административный истец не явился, просит рассматривать дело в его отсутствие.

    Представитель административного истца Лазутина Ю.С. на удовлетворении административных исковых требований настаивала, поддержав доводы, изложенные в иске, кроме того, указала, что административном истцом оспаривается не основание привлечения к юридической ответственности, а установленный действующим законодательством порядок данного привлечения. Имеются основания полагать, что порядок привлечения к ответственности главы города Зеи в отсутствие соответствующего муниципального правового акта нарушен представительным органом в результате бездействия и произвольного толкования норм права. У представительного органа отсутствовали какие-либо препятствия к принятию нормативного правового акта, определяющего порядок принятия решений о применении мер ответственности. Доказательством нарушения законных интересов административного истца является оспариваемое решение, устанавливающее применение мер ответственности в нарушение закона.

        Представитель административного ответчика Исупова Ю.Е. исковые требования не признала, просит в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что административный истец как глава города Зеи Амурской области в соответствии с действующим законодательством должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. В рамках ст.44 Закона Амурской области от 08.04.2009 №191-03 «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области» и в соответствии с распоряжением губернатора Амурской области от 21.09.2020 №73-к была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных главой города Зеи Гибадуллиным С.Р. за 2017, 2018, 2019 годы. В результате проверки установлено, что Гибадуллиным С.Р. были представлены неполные и недостоверные о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за указанный период. 11 января 2021 года в Зейский городской Совет народных депутатов поступило заявление губернатора Амурской области от 25.12.2020 №01-29- 8376 о применении к главе города Зеи Гибадуллину С.Р. меры юридической ответственности. В целях уведомления административного истца о поступившем заявлении губернатора Амурской области и получения пояснений по существу выявленных нарушений, Зейским городским Советом народных депутатов в адрес Гибадуллина С.Р. было направлено письмо №01-01/45, которое было получено административным истцом лично. В данном письме также было указано, что заявление губернатора Амурской области будет рассмотрено на очередном заседании Зейского городского Совета народных депутатов 27 января 2021 года в актовом зале администрации города Зеи в 10.00 часов. 25 января 2021 года в адрес городского Совета от Гибадуллина С.Р. поступили письменные пояснения (№01-06/340) по нарушениям, указанным в заявлении губернатора области. По причине отсутствия кворума заседание городского Совета, назначенное на 27.01.2021, не состоялось. В связи с этим было принято решение о том, что вышеуказанное заявление губернатора Амурской области будет рассмотрено 10 февраля 2021 года в 10.00 час в актовом зале администрации города Зеи. Информация о дате, времени и месте рассмотрения Гибадуллину С.Р. были направлены письмом от 05.02.2021 №01-01/94. Гибадуллин С.Р. знал о проводимой в отношении него в соответствии с распоряжением губернатора Амурской области от 21 сентября 2020 года №73-к проверки, а также о возможности наступления неблагоприятных последствий в случае выявления факта предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом с 25 декабря 2008 г №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Неявка главы города Зеи не является основанием для переноса даты заседания представительного органа. 10 февраля 2021 года городским Советом заявление губернатора было рассмотрено и принято решение Зейского городского Совета народных депутатов №52/22 «О применении меры юридической ответственности к лицу, замещающему муниципальную должность», которым глава города Зеи Гибадуллин С.Р. привлечён к ответственности, предусмотренной ч.7.3-1. ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ. В представленном докладе о результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных главой администрации города Зея Гибадуллиным С.Р. за 2017-2019 годы от 10.12.2020 №02-02-1110 управление региональной безопасности и противодействия коррупции Амурской области признаёт, что искажения в недостоверных или неполных сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера являются несущественными. Согласно ч.20 ст.351 Устава города Зеи к главе города, предоставившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о    доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, в качестве меры ответственности может быть применено предупреждение. Таким образом, учитывая, что главой города Зеи Гибадуллиным С.Р. в справках о доходах на себя и супругу за 2017-2019 годы допущены искажения, которые после проведения проверки управлением признаны несущественными, губернатором области в городской Совет депутатов направлено заявление о принятии к главе города установленных законом мер юридической ответственности, по которому городским Советом депутатов должно быть принято решение либо о применении этих мер ответственности, либо об их неприменении исходя из обстоятельств дела. Во исполнение вышеуказанных правовых норм городской Совет депутатов, рассмотрев заявление губернатора Амурской области принял решение от 10.02.2021 №52/22 «О применении меры юридической ответственности к лицу, замещающему муниципальную должность». 15 января 2021 года Зейским городским Советом народных депутатов было принято решение №49/4 «Об утверждении порядка принятия решения о применении мер ответственности к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления города Зеи Амурской области, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным», которое было направлено главе города Зеи Гибадуллину С.Р. для подписания. Однако главой города вышеуказанное решение было отклонено и возвращено 21.01.2021 в Зейский городской Совет народных депутатов. Впоследствии прокуратурой Зейского района было дано заключение от 02.02.2021 №37ж/2021 на вышеуказанный порядок о соответствии его действующему законодательству. Тем не менее до настоящего времени главой города вето не отозвано. Доводы административного истца о том, что отсутствует утверждённый муниципальный правовой акт порядка принятия решения о применении к главе города мер ответственности, указанных в части 7.3- 1 ст.40 Закона №131-ФЗ, основанием для не рассмотрения заявления губернатора Амурской области не является, поскольку согласно ч.7.3- 2 ст.40 Закона № 131-ФЗ, такой порядок определяется в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и на момент рассмотрения обращения этот порядок был определён статьёй 44 Закона №191-03. Нормы федерального и регионального закона, устанавливающие основания применения меры юридической ответственности в связи с нарушением требований антикоррупционного законодательства, имеют прямое действие и должны исполняться независимо от наличия/отсутствия тех или иных муниципальных правовых актов.

        В силу ст.150 КАС РФ дело рассмотрено при данной явке.

        Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворения административного иска по следующим основаниям:

        Согласно ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

        В соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации; местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций (ст.1).

        Согласно ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

        В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

        В соответствии со ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

        Административным истцом заявлены требования о признании незаконным решения Зейского городского Совета народных депутатов №52/22 от 10 февраля 2021 года, с настоящим административным иском он обратился в суд 19 февраля 2021 года, соответственно установленный законом срок для обращения в суд им не пропущен.

        Согласно ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

        В силу ч.7.1. ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

        Аналогичная норма закреплена в ч.10 ст.351 Устава города Зеи.

Согласно п.4 ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 31.07.2020), органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. (п.4.2 ст.12.1 Федерального закона №273-ФЗ).

Согласно ч.7.2 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч.7.3, 7.3-1 и 7.3-2 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

К депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:

1) предупреждение;

2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;

4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

На территории Амурской области порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей губернатору Амурской области, порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлены Законом Амурской области от 08.04.2009 года №191-0З «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области».

В соответствии с ч.4 ст.41 Закона Амурской области №191-0З лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах по утверждённой Президентом Российской Федерации форме справки в подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных правонарушений соответствующего органа местного самоуправления.

Лицо, замещающее муниципальную должность (за исключением лица, замещающего муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе), представляет ежегодно в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным, сведения о своих доходах, полученных за календарный год, предшествующий году представления сведений (с 1 января по 31 декабря) (далее - отчётный период), от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчётный период от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчётного периода.

Лицо, замещающее муниципальную должность, может представить уточнённые сведения губернатору области в течение одного месяца со дня окончания срока, представления сведений (п.2 ч.4 ст.41 Закона Амурской области №191-0З).

Согласно ч.ч.1, 2 ст.44 Закона Амурской области №191-0З проверка достоверности и полноты сведений о доходах, представленных лицами, замещающими муниципальные должности (далее - проверка), проводится по решению губернатора области. Проверку осуществляет государственный орган (подразделение государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), уполномоченный (уполномоченное) губернатором области.

Согласно ч.8 ст.44 Закона Амурской области №191-0З по результатам проверки орган по профилактике правонарушений представляет губернатору области доклад, который должен содержать один из следующих выводов:                      1) об отсутствии оснований для применения к лицу, замещающему муниципальную должность, мер юридической ответственности; 2) о применении к лицу, замещающему муниципальную должность, мер юридической ответственности;            3) о возможности назначения (избрания) гражданина на муниципальную должность; 4) о невозможности назначения    (избрания)    гражданина    на муниципальную должность.

При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральными законами «О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от 7 мая 2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», губернатор области обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или о применении в отношении него иной меры ответственности в соответствии с частью 7 3-1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в представительный орган соответствующего муниципального образования или в суд (ч.10 ст.44 Закона                 Амурской области № 191-0З).

Решение о применении к лицу, замещающему муниципальную должность, мер ответственности, указанных в части 10 настоящей статьи, принимается представительным органом соответствующего муниципального образования в порядке, определённом муниципальным правовым актом, не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для применения мер ответственности, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования - не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания.

Днём появления основания для применения к лицу, замещающему муниципальную должность, указанных мер ответственности является день поступления в представительный орган муниципального образования заявления губернатора области о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или о применении в отношении него иной меры ответственности (ч.11 ст.44 Закона Амурской области № 191-0З).

Согласно ст.1 Устава города Зеи, принятого решением Зейского городского Совета народных депутатов от 08 августа 2014 года №27/56, город Зея является муниципальным образованием, наделённым статусом городского округа, входит в состав Амурской области Российской Федерации.

В соответствии со ст. 351 Устава города Зеи, глава города Зеи является высшим должностным лицом города, замещающим муниципальную должность, наделяется в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается на муниципальных выборах сроком на 5 лет.

Судом установлено, что решением избирательной комиссии муниципального образования города Зеи №26/115-06 от 10 сентября 2018 года выборы главы города Зеи Амурской области признаны состоявшимися и действительными, постановлено считать избранным на должность главы города Зеи Амурской области Гибадуллина С.Р..

В силу ч.5 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 351 Устава города Зеи, глава муниципального образования подконтролен и подотчётен населению и представительному органу муниципального образования.

Согласно ст.ст.31, 32 Устава города Зеи, Зейский городской Совет народных депутатов является представительным органом муниципального образования, входит в структуру органов местного самоуправления, заседание городского Совета считается правомочным, если на нём присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Городской Совет по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом города, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, решения по вопросам организации деятельности городского Совета и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции. В структуру Совета входят, в том числе: председатель, замещающий муниципальную должность, заместитель председателя, постоянные депутатские комиссии, депутатские группы, фракции. Организацию деятельности Совета осуществляет председатель. Основной организационной формой деятельности городского Совета являются заседания, на которых рассматриваются вопросы, отнесённые к его компетенции.

На основании распоряжения губернатора Амурской области от 21.09.2020 №73-к была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных главой города Зеи Гибадуллиным С.Р. за 2017, 2018, 2019 годы.

В результате проверки установлено, что в справке о доходах Гибадуллина С.Р. за 2018 год:

1) занижен доход, полученный от ГУ ОПФ Российской Федерации по Амурской области в виде страховой пенсии по старости, накопительной пенсии на сумму 13489,27 руб. (согласно информации размер полученной пенсии составил 181459,96 руб., в справке о доходах - 167970, 69 руб.);

2) занижено количество принадлежащих на праве собственности акций ПАО «<данные изъяты>» на 2082 акции (согласно информации, владеет 2 482 акциями обыкновенными именными, номиналом - 1 руб., в справке о доходах отразил 400 акций). Аналогичное нарушение допущено в справке о доходах за 2019 год. Из представленной в ходе проверки АО «<данные изъяты>» справки о начисленных и выплаченных дивидендах следует, что Гибадуллину С.Р. акционерным обществом за 2016 год начислена сумма 100,72 руб.; за 2017 год начислена сумма 57,36 руб.; за 2018 год начислена сумма 79,19 руб.. Начисленные дивиденды были направлены Гибадуллину С.Р. почтовым отправлением на адрес: <адрес>, но зарегистрирован и проживает Гибадуллин С.Р. по адресу: <адрес> в связи с чем почтовые отправления (денежные средства) были возвращены по причине истечения срока хранения на почтовом отделении «Почта России». Информация о начислении дивидендов за 2019 год отсутствует.

В справке о доходах супруги за 2018 год:

1) не указан доход в размере 5 720,40 руб., полученный от ГУ Амурское РО ФСС Российской Федерации, в виде пособия по временной нетрудоспособности;

2) не указан счёт <Номер обезличен>, открытый 29.03.2018 в АО «<данные изъяты>», остаток денежных средств на счете на 31.12.2018 - 745,01 руб., движение денежных средств не осуществлялось.

Таким образом, по результатам проверки установлено, что Гибадуллиным С.Р. представлены недостоверные (неполные) сведения о доходах за 2018 год.

Административный истец для устранения неполноты и недостоверности поданных сведений уточнённые сведения не предоставлял.

11 января 2021 года в Зейский городской Совет народных депутатов поступило заявление губернатора Амурской области от 25.12.2020 №01-29-8376 о применении к главе города Зеи Гибадуллину С.Р. меры юридической ответственности на основании ч. 10 ст.44 Закона Амурской области № 191-0З.

20 января 2021 года Зейский городской Совет народных депутатов направил в адрес административного истца письмо №01-01/45, в котором уведомил истца о поступившем заявлении губернатора Амурской области, а также о дате и времени очередного заседания Зейского городского Совета народных депутатов, предложив представить письменные пояснения по существу выявленных нарушений.

25 января 2021 года в адрес городского Совета от Гибадуллина С.Р. поступили письменные пояснения по нарушениям, указанным в заявлении губернатора области, из которых следует, что им в 2000 году были приобретены 400 акций <данные изъяты> номиналом 1 рубль, документы, подтверждающие приобретение акций утеряны. В дальнейшем владельцам акций нужно было проходить перерегистрацию, чего он не делал. В связи со сменой места жительства, писем либо извещений от ПАО «<данные изъяты>» не получал. В ходе предвыборной кампании, с целью получения информации, необходимой для заполнения справки о доходах, Гибадуллиным С.Р. был сделан запрос в ПАО «<данные изъяты>», ответ на который так и не был получен, в связи с чем в справке о доходах им была указана изначальная стоимость и количество приобретенных акций. О том, что количество акций увеличилось, ему не было известно, дивиденды он не получал. Также в пояснениях указано, что с 01 июля 2017 года на территории Амурской области началась реализация пилотного проекта «Прямые выплаты», который предусматривает выплату пособий работающим гражданам непосредственно Фондом социального страхования РФ. Уведомление от ФСС о реализации данного проекта он с супругой не получал, в связи с чем при заполнении справки о доходах супруги за 2018 год был уверен, что в представленной работодателем справке 2 НДФЛ оплата листка нетрудоспособности учтена в общей сумме дохода. Кроме этого, в пояснениях указано, что супругой Гибадуллина С.Р. 29.03.2018 года был открыт банковский счёт в АО «<данные изъяты> с целью погашения задолженности по кредитному договору. 26 сентября 2018 года кредит был погашен полностью, при этом супругой не учтено, что она вносила платежи в размере больше предусмотренных графиком платежей, в связи с чем, на счёте после погашения задолженности остались собственные денежные средства в сумме 745 руб. По причине полной уверенности в том, что данный счёт закрыт, он не был указан в сведениях о доходах за 2018 год.

Также административный истец дал пояснения по нарушениям, указанным в заявлении губернатора области, и в газете «Зейские вести сегодня» от 26.01.2021 №7 (322) в статье «Для меня важно - оставаться честным».

27 января 2021 года в связи с отсутствием кворума заседание городского Совета не состоялось.

05 февраля 2021 года Зейский городской Совет народных депутатов направил в адрес административного истца сообщение о том, что заявление губернатора Амурской области будет рассмотрено 10 февраля 2021 года в 10.00 час. в актовом зале администрации города Зеи.

10 февраля 2021 года городским Советом заявление губернатора было рассмотрено и принято решение Зейского городского Совета народных депутатов №52/22 «О применении меры юридической ответственности к лицу, замещающему муниципальную должность», которым глава города Зеи Гибадуллин С.Р. привлечён к ответственности, предусмотренной ч.7.3-1. ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к нему применена мера ответственности в виде предупреждения.

В соответствии с ч.1 ст.31 Регламента Зейского городского Совета народных депутатов, утвержденного решением городского Совета от 23.12.2015 №55/93, решение городского Совета принимается в коллегиальном порядке на заседании городского Совета и считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, присутствующих на заседании.

Согласно выписке из протокола очередного заседания Зейского городского Совета народных депутатов от 10.02.2012 №52, на заседании присутствовало 9 депутатов из 15 (установленного числа), кворум для принятия решения в соответствии с ч.2 ст.32 Устава города Зеи имелся. За оспариваемое решение проголосовало восемь депутатов из девяти присутствующих.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение принято правомочным органом - Зейским городским Советом народных депутатов, по вопросу, отнесенному к его компетенции Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Амурской области от 08.04.2009 года №191-0З «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области». В соответствии с требованиями Устава города Зеи, Регламента Зейского городского Совета народных депутатов оспариваемое решение принято большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании. Примененная к главе города              Зеи Гибадуллину С.Р. мера юридической ответственности - предупреждение соответствует ч. 7.3-1 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ.

В судебном заседании установлено, что на момент вынесения оспариваемого решения муниципальный правовой акт, устанавливающий Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в ч.7.3-1 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ, принят не был.

Так, из материалов дела следует, что 15 января 2021 года Зейским городским Советом народных депутатов принято решение №49/4 «Об утверждении порядка принятия решения о применении мер ответственности к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления города Зеи Амурской области, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным», которое было направлено главе города Зеи Гибадуллину С.Р. для подписания.

21 января 2021 года глава города Гибадуллин С.Р. указанное решение отклонил.

02 февраля 2021 года прокуратура Зейского района дала заключение от №37ж/2021 на вышеуказанный порядок о соответствии его действующему законодательству.

Административный истец указывает, что доказательством нарушения законных интересов административного истца является оспариваемое решение, устанавливающее применение мер ответственности в нарушение закона.

Вместе с тем, административным истцом не оспаривается основание привлечение его, как выборного должностного лица местного самоуправления, к юридической ответственности, то есть сам факт неисполнения им обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года                   № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

О проводимой в отношении административного истца проверки достоверности и полноты сведений о доходах, а также о рассмотрении Зейским городским Советом народных депутатов заявления губернатора Амурской области о применении к нему меры юридической ответственности на основании ч. 10 ст.44 Закона Амурской области № 191-0З административный истец был извещён. Административный истец не был лишен возможности представить письменные пояснения по существу выявленных нарушений, которой он воспользовался, направив 25.01.2021 в представительный орган свои письменные пояснения.

Таким образом, судом не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца при применении к нему меры юридической ответственности. Суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением не созданы препятствия к осуществлению административным истцом его прав, свобод и реализации законных интересов, на него незаконно не возложены какие-либо обязанности. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления главы города Зеи Гибадуллина С.Р. к Зейскому городскому Совету народных депутатов о применении меры юридической ответственности к лицу, замещающему муниципальную должность, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                 С.Н. Куприянова

Мотивированное решение составлено 18 марта 2021 года.

Судья

2а-194/2021 ~ М-123/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Глава города Зеи Гибадуллин Сергей Равилович
Ответчики
Зейский городской Совет народных депутатов
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Куприянова Светлана Николаевна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
19.02.2021Регистрация административного искового заявления
19.02.2021Передача материалов судье
20.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Судебное заседание
18.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее