Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-226/2023 ~ М-118/2023 от 28.02.2023

                                            

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2023 года                          г. Сызрань

Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Айнулиной Г.С.

при секретаре судебного заседания Фроловой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-226/2023 по исковому заявлению Сазоновой Е.В. к администрации муниципального района Сызранский Самарской области о предоставлении по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,

у с т а н о в и л:

Истец Сазонова Е.В. обратилась в суд к администрации муниципального района Сызранский Самарской области с иском, в котором просила обязать администрацию муниципального района Сызранский Самарской области предоставить ей, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

В обоснование заявленных требований указала, что она, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ. В свидетельстве о рождении в графе «отец» указан прочерк. С 2000 года она воспитывалась в приемной семье.

Постановлением администрации Сызранского района №86 от 28.01.2014 она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Сызранский Самарской области, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

В целях реализации своего права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма она обратилась в Администрацию Сызранского района и была поставлена на соответствующий учет в 2014 году.

До настоящего времени она жилым помещением не обеспечена. Не предоставление жилого помещения нарушает ее жилищные права.

Обеспечение жильем детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от наличия свободного жилого фонда.

Истец Сазонова Е.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддерживает (л.д. 41).

Представитель ответчика администрации Сызранского района Самарской области Машин Д.Г., действующий на основании доверенности №НП/9 от 13.01.2023, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, оставив решение по иску на усмотрение суда и указал, что на данный момент в Сызранском районном суде Самарской области имеются рассмотренные и исполненные судебные дела №2-504/2022 (сирота ФИО1.) и №2-505/2022 (сирота ФИО2.). В ходе исполнения решений судов по данным делам с сиротами были заключены мировые соглашения о предоставлении жилищных сертификатов в соответствии с Порядком предоставления меры социальной поддержки в виде жилищного сертификата сиротам, утвержденным приказом министерства соцдемографии Самарской области от 18.05.2022 №271 (далее - Порядок минсоцдемографии).

В отношении указанного выше иска Сазоновой Е.В. по делу №2- 226/2023, администрация Сызранского района будет также придерживаться варианта, установленного в ходе исполнения судебных дел №№2-504/2022 и 2- 505/2022, т.к. сироту Сазонову Е.В. направило в суд Управление социального развития администрации Сызранского района, в связи с тем, что сирота Сазонова Е.В. соответствует требованиям, изложенным в Порядке минсоцдемографии (л.д. 33).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства Самарской области, о дне и времени рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, представитель указанного третьего лица в судебное заседание не явился. Требования, предъявляемые к судебному извещению, его содержанию и порядку вручения, предусмотренные ст. ст. 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), при извещении третьего лица соблюдены. Суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без участия представителя указанного третьего лица.

Изучив исковое заявление, исследовав гражданское дело, суд приходит следующему.

Пунктами «ж, ж.1» части 1 статьи 72 Конституции РФ установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

Статьей 98.1. Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье.. .. снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частью 4, 5 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В силу ст. 3 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Статьей 4 указанного Закона предусмотрен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

В силу ч. ч. 3, 4 указанной статьи списки формируются и ведутся органами местного самоуправления, на территории которых находится место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 2 к настоящему Закону. Указанные списки дважды в год по состоянию на 1 января текущего года - в срок до 10 января и по состоянию на 1 июля - в срок до 10 июля направляются органами местного самоуправления на бумажном носителе и в электронном виде в орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.

Органы опеки и попечительства обеспечивают размещение информации об условиях обеспечения жилыми помещениями в учреждениях, в которых пребывают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, на основании представленных органами местного самоуправления списков формирует дважды в год сводный список по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону и информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по форме согласно приложению 4 к настоящему Закону и в срок до 5 февраля и до 5 августа направляет их в орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности.

Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список со всеми документами.

Судом установлено, что Сазонова Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), ее матерью является ФИО5, в графе отец указан прочерк.

Сазонова Е.В. относится к лицам из числа детей-сирот, так как её мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). С 01.02.2000 Сазонова Е.В. воспитывалась в приемной семье (л.д. 17).

Постановлением администрации Сызранского района №86 от 28.01.2014 Сазонова Е.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Сызранский (л.д. 18).

До настоящего времени Сазонова Е.В. не обеспечена жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, что не оспаривается стороной ответчика.

В ЕГРН отсутствуют сведения о правах Сазоновой Е.В. на принадлежащие ей объекты недвижимости (л.д. 37).

Тем самым суд установил, что Сазонова Е.В. не реализовала свое право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению жильем.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Сазоновой Е.В. удовлетворить и обязать администрацию Сызранского района предоставить Сазоновой Е.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

Отсутствие достаточных финансовых средств, выделяемых на приобретение жилья социальным сиротам, не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенных на них государством обязанностей, поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и данная обязанность не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1-4 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», суд

р е ш и л:

Исковые требования Сазоновой Е.В. о предоставлении по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей - удовлетворить.

Обязать администрацию Сызранского района Самарской области предоставить Сазоновой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 05.05.2023.

Судья –

2-226/2023 ~ М-118/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сазонова Е.В.
Ответчики
Администрация Сызранского района Самарской области
Другие
Министерство строительства Самарской области
Суд
Сызранский районный суд Самарской области
Судья
Айнулина Г.С.
Дело на странице суда
sizransky--sam.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2023Передача материалов судье
06.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2023Подготовка дела (собеседование)
22.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее