Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-376/2021 ~ М-268/2021 от 24.03.2021

Дело № 2-376/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2021 года                             г. Колпашево Томской области                        

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Бакулиной Н.В.,

при секретаре Новиковой О.С.,

помощник судьи Алешина Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Колпашевского <адрес>» к Ковкову С.К. о взыскании излишне выплаченных сумм ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Колпашевского <адрес>» обратилось в суд с исковым заявлением к Ковкову С.К. о взыскании излишне выплаченных сумм ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 66 221 рубля 93 копеек.

В обоснование исковых требований указано, что Ковков С.К. является получателем ежемесячной денежной выплаты на жилищно-коммунальные услуги (далее ЕДВ ЖКУ) как Ветеран труда, которая выплачивалась ему ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Колпашевского <адрес>». Согласно ст. 4 Закона Томской области от 16.12.2004 № 254-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» гражданам, имеющим звание «Ветеран труда» предоставляется право на меры социальной поддержки по оплате в размере 50% жилищных и коммунальных услуг. С 01.01.2011 ЕДВ ЖКУ предоставляется в соответствии с Постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 № 7а «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных доплат, отдельным категориям граждан, проживающих на территории <адрес>». Согласно п. 25 данного Порядка, ЕДВ ЖКУ назначается с месяца, следующего за месяцем регистрации заявления гражданина о назначении ЕДВ ЖКУ в уполномоченном учреждении. Подпункт 1 пункта 39 этого же Порядка устанавливает, что выплата гражданам ЕДВ ЖКУ прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства. Пунктом 40 упомянутого Порядка определены обязательства гражданина сообщать не позднее 10 рабочих дней об изменении условий, влияющих на размер ЕДВ ЖКУ, а также обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты. Ковков С.К. является получателем ЕДВ ЖКУ ветеранам труда с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Ответчик обратился ДД.ММ.ГГГГ в ОГКУ «ЦСПН Колпашевского <адрес>» с заявлением на прекращение выплаты (по предыдущему адресу регистрации <адрес>) и за назначением ЕДВ ЖКУ ветеранам труда по новому адресу регистрации: <адрес>. При рассмотрении документов было установлено, что Ковков С.К. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Согласно п. 40 Порядка, ответчик должен был выполнить свои обязательства и сообщить в течение 10 рабочих дней об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты, о чем был уведомлен в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с тем, что информация от Ковкова С.К. о смене адреса регистрации до ДД.ММ.ГГГГ не поступала, выплата ЕДВ ЖКУ продолжилась по ДД.ММ.ГГГГ года. Следовательно, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Ковкова С.К. образовалась переплата, так как согласно п. 39 вышеуказанного Порядка, ЕДВ ЖКУ прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия гражданина с регистрационного учета. С ДД.ММ.ГГГГ Ковкову С.К. назначено ЕДВ ЖКУ ветеранам труда по адресу: <адрес>. Так как заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 25 Порядка, ЕДВ ЖКУ назначается с месяца, следующего за месяцем регистрации заявления гражданина о назначении ЕДВ ЖКУ в уполномоченном учреждении. Перерасчет за прошлый период ЕДВ ЖКУ ветеранам труда по адресу: <адрес>, Порядком не предусмотрен. Излишне выплаченные суммы составили 66 221,93 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. О возникшей переплате Ковков С.К. был уведомлен письмом ОГКУ «ЦСПН Колпашевского <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №. Добровольно переплата не возвращена.

Представитель истца ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Колпашевского <адрес>» Поливахина Е.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик Ковков С.К., представитель ответчика Ковков С.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, представитель истца ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии с ч.ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Ранее, ответчик Ковков С.К. в судебном заседании исковые требования ОГКУ «ЦСПН Колпашевского <адрес>» признал частично, пояснив, что подписывая документы в центре социальной защиты, в подписке не было пункта о том, что при смене места жительства необходимо написать заявление. Кроме того, истцом указано, что добровольно он не желает возмещать переплату, однако это не соответствует действительности, так как он дважды письменно обращался к истцу и не отказывался платить. Он согласен возвратить излишне выплаченную сумму как разницу между тем, что оплатили и тем, что должны были выплатить. Из <адрес> он не выезжал, после смены места жительства, с первого же дня зарегистрировался по новому адресу, посетил все коммунальные службы и заключил договоры по поставку услуг. Если бы ему было известно о необходимости посетить Центр социальной защиты, он бы приехал и написал все необходимые заявления. Нет оснований утверждать, что он умышленно не уведомил истца. Статус «Ветеран труда» он не утратил, более того, в день подачи заявления о прекращении выплаты по старому адресу, написал заявление о выплате по новому адресу и ему продолжили начисление и выплату ЕДВ по новому месту жительства. С ДД.ММ.ГГГГ он получает по 1 345 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ выплатили 1 367 рублей, до ДД.ММ.ГГГГ начисляли по 1 187 рублей. Когда он делал собственные расчеты, исходил из суммы 1 345 рублей.

Представитель ответчика Ковкова С.К. - Ковков С.С. ранее в судебном заседании исковые требования ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Колпашевского <адрес>» признал частично, указав, что в п. 1.2 Постановления № 7а «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации доплат, отдельным категориям граждан, проживающих на территории <адрес>» сказано, что Центр социальной поддержки должен заключить соглашение со всеми ЖКХ, ЖКУ для обмена информацией и своевременного получения информации о смене места жительства и иных моментах, которые могли бы повлиять на выплату, однако по настоящее время таких соглашений не заключено, обмена информацией не происходит. Это привело к подаче данного искового заявления. Ответчик согласен на возвращение суммы 25 847 рублей, которая была излишне выплачена. Ответчик предпринял все досудебные меры для решения данного вопроса мирным путем, но Центр социальной поддержки на встречу не пошел. Изменения произошли в ДД.ММ.ГГГГ, расписка ответчиком была подписана в ДД.ММ.ГГГГ, то есть после изменений дополнительное уведомление направлено не было, соглашение не подписано.

В опровержение доводов ответчика и его представителя ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Колпашевского <адрес>» представлены отзывы на возражения ответчика, суть которых сводится к следующему. В соответствии с п. 43 Постановления Администрации Томской области от 19.01.2011 № 7а «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных доплат, отдельным категориям граждан, проживающих на территории <адрес>», смена адреса регистрации не попадает под перерасчет ЕДВ ЖКУ «Ветеранам труда». ЕДВ ЖКУ «Ветеранам труда» напрямую зависит от характеристик жилья, площади, количества предоставляемых услуг обслуживающими организациями и состава семьи. В силу положений пунктов 39 и 25 Порядка 7а, Ковков С.К. в конце ДД.ММ.ГГГГ должен был воспользоваться своим правом и обратиться с заявлением для переоформления ЕДВ ЖКУ «Ветеранам труда», для назначения выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по новому адресу прописки, но данным правом он не воспользовался. Ковкову С.К. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ЕДВ ЖКУ «Ветеранам труда» не назначалось по адресу: <адрес>, а согласно п. 25 Порядка 7а, назначено только с ДД.ММ.ГГГГ (Порядком 7а не предусмотрено назначение ЕДВ ЖКУ «Ветеранам труда» за прошлый период) перерасчет, за прошлый период без назначения выплаты по адресу: <адрес>, будет являться не обоснованным и не правомерным. Программное обеспечение ЕССЗН, работая в нормативно-правовых рамках, не позволяет произвести перерастет за прошлый период без назначения. Кроме того, ОГКУ «ЦСПН Колпашевского <адрес>» (далее ЦСПН) взаимодействует с Многофункциональным центром (далее МФЦ) на уровне предоставления услуг, а именно МФЦ ведет прием заявлений и необходимых пакетов документов от населения, которые впоследствии передаются курьером в ЦСПН, для назначения мер социальной поддержки. Весь перечень услуг прописан в соглашении № от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии ОГКУ «<адрес> многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» и Департамента социальной защиты населения <адрес>. Какого-либо ежемесячного электронного обмена (о зарегистрированных гражданах, о снятии с регистрационного учета) между МФЦ и ЦСПН не предусмотрено. Между ОГКУ ЦСПН «Колпашевского <адрес>» и ООО «ЖКХ» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ об обмене информацией, необходимой для предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Колпашевском <адрес>. Данный договор подразумевает обмен информацией о платежах за жилищно-коммунальные услуги, начисленные гражданам за месяц, предшествующий месяцу ее передачи на электронном носителе. В исключительных случаях, ООО «ЖКХ» по письменному запросу от ЦСПН имеет право представить справку о составе семьи, либо справку о зарегистрированных гражданах по указанному адресу. Какого-либо ежемесячного электронного обмена (о зарегистрированных гражданах, о снятии с регистрационного учета) между ООО «ЖКХ» и ЦСПН не предусмотрено. У ответчика сложилось ошибочное мнение, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у него сняли категорию «Ветеран труда». Категория «Ветеран труда» присвоена с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. В связи, с чем ответчик получал выплату ЕДВ «Ветеранам труда» в размере 400 рублей, данная выплата не зависит от места регистрации в пределах <адрес>. Бланк заявления о назначении ЕДВ ЖКУ «Ветеранам труда» утвержден Постановлением <адрес> от 19.01.2011 № 7а «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных доплат, отдельным категориям граждан, проживающих на территории <адрес>». Изменение, дополнение в бланк заявления постановлением <адрес> не предусмотрено. Во время приема документов, специалистом разъясняются все права и обязанности гражданина.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (часть 2 статьи 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

На основании ч. 1 ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.

Закон о ветеранах устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, определяет с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранов военной службы, ветеранов труда (преамбула и статья 1 Федерального закона РФ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах»).

Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").

Согласно ст. 8 Федерального закона "О ветеранах" государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О ветеранах" реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Меры социальной поддержки ветеранам труда, проживающим на территории <адрес>, предоставляются в соответствии с Законом Томской области от 16.12.2004 №254-ОЗ (редакция от 04.10.2018) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 02.12.2004 №1576) за счет средств областного бюджета.

Согласно ст. 2 Закона Томской области от 16.12.2004 № 254-ОЗ право на получение мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, имеют, в том числе, ветераны труда.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Томской области от 16.12.2004 N 254-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области" граждане, имеющие звание "Ветеран труда", после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (до 1 января 2015 года - в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), граждане, имеющие звание "Ветеран труда", получающие пенсию по иным основаниям или пожизненное содержание, при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (до 1 января 2015 года - на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), а также граждане, имеющие звания "Ветеран труда", "Ветеран военной службы", по достижении ими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), независимо от прекращения трудовой деятельности имеют право на следующие меры социальной поддержки в виде: ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого Администрацией Томской области, которая представляется в заявительном порядке: ежемесячной денежной выплаты в размере 400 рублей на одного получателя.

Согласно положениям ст. 7 Закона Томской области от 16.12.2004 N 254-ОЗ размер ежемесячной денежной выплаты не должен превышать регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого Администрацией Томской области, рассчитанного на фактически занимаемую площадь жилого помещения. Денежные выплаты, установленные настоящим Законом, производятся ежемесячно, по месту жительства (пребывания) гражданина на основании его заявления и документов, подтверждающих принадлежность к категориям, указанным в статье 2 настоящего Закона.

Порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяется Администрацией Томской области.

Так, Постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 №7а утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории Томской области.

Пунктом 4 данного Порядка установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются на одно жилое помещение, являющееся местом жительства (пребывания) гражданина по его выбору.

Для назначения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг граждане обращаются в областные государственные казенные учреждения "Центр социальной поддержки населения" муниципальных районов Томской области, областное государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения коммунальных услуг" (далее - уполномоченное учреждение) по месту жительства (пребывания) или в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лично либо через своего представителя (п.6).

В соответствии с п. 25 Порядка компенсация расходов, ЕДВ ЖКУ назначается с месяца, следующего за месяцем регистрации заявления гражданина о назначении компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ в уполномоченном учреждении.

Выплата компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ производится уполномоченным учреждением ежемесячно, с 5-го по 25-е число, путем перечисления денежных средств на счета граждан в кредитных организациях, либо через операторов почтовой связи, либо иным способом, указанным в заявлении о назначении компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ (п. 37 Порядка).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, Ковкову С.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением ОГКУ «Центр социальной защиты населения Колпашевского <адрес>» присвоено звание «Ветеран труда», как лицу, удостоенному наград и имеющему трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (л.д.48).

На основании заявления Ковкова С.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от ДД.ММ.ГГГГ, решениями ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Колпашевского <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ ему назначена выплата ЕДВ РСС на оплату жилищных услуг и ЕДВ РСС на оплату коммунальных услуг, как лицу, относящемуся к категории «ветеран труда», ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ. Указанные компенсации назначены по адресу регистрации заявителя: <адрес>, домовладение, расположенное по указанному адресу относится ко 2-ой категории благоустройства (л.д. 39-40, 21, 22-25).

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Ковковым С.К. указано, что ему разъяснена обязанность в течение 10 рабочих дней сообщать в центр социальной поддержки населения об изменении обстоятельств, влияющих на размер ЕДВ ЖКУ, а также случаях, влекущих прекращение выплат.

Расчет выплат осуществлен исходя из площади жилого помещения <данные изъяты> имеющих льготы.

ДД.ММ.ГГГГ Ковков С.К. зарегистрировался по месту жительства по адресу: <адрес>, о чем представлена справка о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, выданная МКУ «Имущество» (л.д.16).

В установленный срок об изменении места регистрации Ковков С.К. истцу не сообщил, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получал ЕДВ ЖКУ, рассчитанную на основании данных прежнего адреса регистрации: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Ковков С.К. обратился в ОГКУ ЦСПН Колпашевского <адрес> о прекращении выплаты ЕДВ ЖКУ и назначении выплаты по новому адресу: <адрес> (л.д.18).

В соответствии с распоряжениями о прекращении выплаты (права) № от ДД.ММ.ГГГГ, Ковкову С.К. с ДД.ММ.ГГГГ прекращены ежемесячные денежные выплаты на оплату коммунальных и жилищных услуг ветеранам труда, в связи со снятием с регистрационного учета по адресу: <адрес> (л.д. 17).

Решением уполномоченного органа, Ковкову С.К. с ДД.ММ.ГГГГ назначена выплата ЕДВ ЖКУ по адресу: <адрес>, исходя из площади жилого помещения <данные изъяты>, имеющих льготы, дом 5 категории благоустройства.

ДД.ММ.ГГГГ Ковкову С.К. направлено письмо об излишне полученной сумме ежемесячной выплаты на ЕДВ по категории «Ветеран труда» в размере 66 221 рубль 93 копейки, где содержалось предложение о возмещении переплаты (л.д.37).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ЕДВ ЖКУ состоит из двух выплат: на оплату коммунальных услуг и на оплату жилищных услуг.

Согласно представленному истцом расчету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведена оплата ЕДВ по адресу: <адрес>, на оплату жилищных услуг в размере 6 879,25 рублей, на оплату коммунальных услуг в размере 59 342,68 рублей, что в общей сумме составляет 66221 рубль 93 копеек.

Согласно п.п. 1 п. 39 Порядка предоставление гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение места жительства (пребывания).

При этом граждане, являющиеся получателями ЕДВ ЖКУ, обязаны не позднее 10 рабочих дней с даты наступления данного обстоятельства представить в уполномоченное учреждение документы, подтверждающие его наступление (п. 40 Порядка).

В соответствии с п. 41 Порядка удержание излишне выплаченных сумм ЕДВ ЖКУ производится в полном объеме из текущей выплаты ЕДВ ЖКУ на основании заявления гражданина о добровольном возмещении излишне полученных сумм. При отсутствии заявления о добровольном возмещении излишне выплаченные суммы взыскиваются в судебном порядке.

Таким образом, действующими нормативными актами, в том числе, установленными для <адрес>, установлена обязанность гражданина - получателя мер социальной поддержки – в десятидневный срок извещать орган социальной защиты населения муниципального образования о перемене места жительства и иных обстоятельствах, имеющих отношение к реализации права на предоставление мер социальной поддержки.

Право инвалидов и ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено соответствующими федеральными законами (Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Вместе с тем из нормативных положений законодательства Томской области в их системном единстве и взаимосвязи следует, что несвоевременное информирование гражданином-получателем мер социальной поддержки органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки, что соответствует требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Соответственно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание правовой статус ответчика (ветеран труда), его возраст, перемену его места жительства в пределах одного населенного пункта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения права ответчика на получение ЕВД ЖКУ.

Таким образом, излишне выплаченными суммами является не вся полученная за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма ЕДВ ЖКУ, а сумма разницы между выплаченными (по прежнему месту жительства) и причитающимися (по текущему месту жительства) ежемесячными суммами.

Анализ представленных расчетов ЕДВ, в том числе по новому месту жительства, свидетельствует о том, что размер ЕДВ на оплату жилищных услуг начисленных за ДД.ММ.ГГГГ по новому месту жительства (215,87 рублей) превышает размер аналогичных выплат по предшествующему месту жительства (213 рублей). Истцом расчет указанной выплаты по новому месту жительства за период с ДД.ММ.ГГГГ не представлен.

Анализируя имеющиеся доказательства, суд считает, что при получении ЕДВ по оплате жилищных услуг переплаты ответчику не допущено.

Представленные расчеты ЕДВ на оплату коммунальных услуг свидетельствуют о том, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику по предшествующему месту жительства (<адрес>) выплачено 57 425 рубля 68 копеек (59 342,68 рублей – 1 917 рублей).

За тот же период времени по адресу: <адрес>, могло быть выплачено 40 600 рублей (исходя из категории жилья, площади, <данные изъяты>).

Таким образом, переплата за заявленный период составила 16 825 рублей 68 копеек.

Как следует из искового заявления, с ДД.ММ.ГГГГ ответчику назначено ЕДВ ЖКУ по новому адресу: <адрес>, поскольку заявление от него поступило ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, при поступлении информации о смене места жительства ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Ковкову С.С. уже была произведена выплата ЕДВ ЖКУ в общей сумме 2130 рублей (213 рублей + 1917 рублей). Следовательно, поскольку требования о взыскании выплат заявлены по ДД.ММ.ГГГГ, то с учетом полученных ответчиком сумм ЕДВ ЖКУ за ДД.ММ.ГГГГ как по прежнему, так и по новому адресу, суммы денежных средств выплаченных за ДД.ММ.ГГГГ по прежнему месту жительства в размере 2130 рублей подлежат взысканию в полном объеме.

Таким образом, сумма переплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 18955 рублей 68 копеек.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является неосновательное обогащение. При рассмотрении требований о взыскании неосновательного обогащения должны быть установлены факт такого обогащения и его размер.

В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что полученная ответчиком Ковковым С.К. социальная выплата в размере 18955 рублей 68 копеек подлежит возвращению истцу как полученная при отсутствии соответствующих оснований, установленных законом.

В силу положений ст. 1103 ГК РФ нормы об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению к требованиям о возмещении вреда, в том числе причинённого недобросовестным поведением обогатившегося лица, если иное не установлено Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений. В соответствии со ст. 1105 ГК РФ ответчик обязан возместить действительную стоимость полученного имущества, то есть 18955 рублей 68 копеек.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые согласно ст. 88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Часть 1 ст. 103 ГПК РФ устанавливает, что издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Согласно п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина за рассмотрение дел судами общей юрисдикции (за исключением Верховного суда РФ) подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов.

Учитывая, что истец на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска, с ответчика Ковкова С.К., в силу части 1 статьи 103 ГПК РФ, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, исчисленная по правилам п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 758 рублей 23 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18955 (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 68 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 758 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 23 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:    ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░:    ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-376/2021

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-376/2021 ~ М-268/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ОГКУ "ЦСПН Колпашевского района"
Ответчики
Ковков Сергей Константинович
Суд
Колпашевский городской суд Томской области
Судья
Бакулина Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
kolpashevsky--tms.sudrf.ru
24.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2021Передача материалов судье
26.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2021Подготовка дела (собеседование)
23.04.2021Подготовка дела (собеседование)
23.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2021Дело оформлено
29.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее