ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении.
г. Самара 16 мая 2016 г.
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Кузиной Н.Н.
при секретаре Крючковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 5-249/16 в отношении ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
13.04.2016 г. заместителем прокурора Куйбышевского района г. Самары в отношении ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Куйбышевского района г. Самары – Щербаков К.Г., пояснил, что во исполнение поручений Президента РФ, заданий Генеральной прокуратуры РФ, задания прокуратуры Самарской области от 18.08.2015 г. прокуратурой Куйбышевского района г. Самары проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и автозаправочных станций, в том числе в отношении ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт». В ходе проверки установлено, что ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» осуществляет деятельность по отпуску топлива на автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается чеками о приобретении моторного топлива от <дата>, а также протоколами отбора моторного топлива от <дата> Установлено, что ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» предприняты меры на получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, однако до настоящего времени данное разрешение не получено, автозаправочная станция продолжает свою работу, что является нарушением ч.ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Поэтому просил привлечь ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» - Беднякова Э.А., действующая на основании доверенности, вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснила, что в ходе проверки были представлены доказательства того, что Общество задолго до проверки была разработана и согласована вся документация, необходимая для получения разрешения. Обществом были приняты все меры по оформлению надлежащих документов для получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ на указанной АЗС. Отсутствие на момент проверки разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух объясняется объективными причинами. В связи с чем вина ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» в совершении данного административного правонарушения отсутствует. Обществом при эксплуатации АЗС выполняются экологические требования, определенные природоохранным законодательством и действующими нормативными техническими документами по охране окружающей среды. Кроме того, не принято во внимание, что ООО АЗС находилась на реконструкции и была введена в эксплуатацию только 28.02.2016 г., в связи с этим в течение двух лет имеют право на получение разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Отсутствие конкретных обстоятельств совершения правонарушения, отсутствие умышленного характера при осуществлении деятельности, отсутствие ущерба окружающей среде, отсутствие жалоб со стороны потребителей, жителей свидетельствует о том, что данное предприятие не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и является малозначительным. Поэтому просит суд, производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, прекратить.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу о виновности ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Часть 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 14 названного Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу п.п. 1,4 ст. 23 от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды России от 31.12.2010 г. № 579 утвержден Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, который обязателен к применению как органами исполнительной власти, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; в частности при установлении порядка, разработке и утверждении предельно допустимых выбросов воздействий на атмосферный воздух; при установлении порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; при расчете платежей за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Из материалов дела следует, что во исполнение поручений Президента РФ, заданий Генеральной прокуратуры РФ, задания прокуратуры Самарской области от 18.08.2015 г. прокуратурой Куйбышевского района г. Самары проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и автозаправочных станций, в том числе в отношении ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт».
В ходе проверки, проведенной 10.03.2016 г. установлено, что ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» осуществляет деятельность по отпуску топлива на автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>.
Осуществление деятельности по отпуску топлива подтверждается чеком о приобретении моторного топлива АИ-92-5, АИ-95-5 от <дата>, протоколом отбора (технического осмотра) проб, образцов от <дата>, экспертным заключением № от <дата>.
В ходе проверки установлено, что на автозаправочную станцию, расположенную по адресу: <адрес>, у ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, отсутствует, что является нарушением ч.ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Между тем, паспортами на бензин, реализуемый на автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, подтверждается наличие вредных (загрязняющих) веществ в следующих видах топлива: бензин автомобильный ЭКТО Sport вид 3 (АИ-98-К5); топливо дизельное ЭКТО Diesel Класс 3, вид 11 (ДТ-А-К5).
Согласно п. 7 приказа Минприроды России от 31.12.2010 г. № 579 государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в приложении 2 к настоящему Приказу (далее - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка.
В ходе проверки был выявлен факт отсутствия у ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наличии источников выбросов загрязняющих веществ.Таким образом, ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» допущены нарушения обязательных требований законодательства РФ в сфере экологии и охраны окружающей среды, а именно ч.ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Факт совершения административного правонарушения, подтверждается, имеющимися в материалах дела доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата>, протоколом отбора (технического осмотра) проб, образцов от <дата>, паспортами на бензин и топливо.
Действия ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Доводы о том, что совершенное ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» административное правонарушение является малозначительным, являются несостоятельными.
Так, в силу ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административное правонарушение, совершенное ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», представляет угрозу общественным интересам. Несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом наличия существенной угрозы причинения вреда жизни, и здоровью граждан, природной среде, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
Исходя из положения ст. 2.9 КоАП РФ, положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным.
Часть 1 ст. 8.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального – учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя – подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 – 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление от 17 января 2013 года № 1П).
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 515ФЗ реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации» от 25 февраля 2014 года № 4П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ. Статья 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, при этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, с учётом вышеуказанных правовых норм, а также конкретных обстоятельств дела, характера совершённого административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, принятие мер по оформлению надлежащего разрешения на выброс в атмосферу загрязняющих веществ, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, административный штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, то есть до 90.000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 8.21 ч. 1, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 90.000 (девяносто тысяч) рублей.
Оплату административного штрафа произвести на расчетный счет:
Получатель: УФК по Самарской области (Прокуратура Самарской области), ИНН 6317010714, КПП 631701001, БИК 043601001 Отделение Самара г. Самара, расчетный счет 40101810200000010001, ОКТМО 36701000, КБК 415 116 90040 04 6000 140.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (со дня, следующего за днем истечения срока для обжалования постановления) с предоставлением (направлением) судье копии документа, свидетельствующего об его уплате.
Согласно ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ст. 32.2 КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы сроком до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Самарский областной суд с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.
Мотивированное постановление составлено 16.05.2016 г.
Судья подпись Н.Н. Кузина
Копия верна
Судья
Секретарь