Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при секретаре Ильиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.В.А. к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Сортавальского муниципального района Республики Карелия Вяртсильская средняя общеобразовательная школа о взыскании задолженности по оплате труда,
УСТАНОВИЛ:
М.В.А. обратилась в суд по тем основаниям, что работает в МКОУ СМР РК Вяртсильская СОШ в должности уборщицы. Ссылаясь на Постановление Конституционного суда РФ <Номер обезличен>-П от <Дата обезличена>, истица просила взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за <Дата обезличена> в размере <Номер обезличен>.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо – Администрация Сортавальского муниципального района – в письменном отзыве указало, что Постановление Конституционного суда РФ №38-П от 07.12.2017 подлежит применению к правоотношениям, возникшим после 07.12.2017, согласно бухгалтерских расчетов, подлежит доплате истцу <Номер обезличен>., дело просят рассмотреть в свое отсутствие.
Третье лицо – районный комитет образования Сортавальского муниципального района - в судебное заседание представителя не направило, извещены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, закреплена в статье 37 Конституции РФ, ст.2 ТК РФ. Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3). Статья 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы. Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 ТК РФ).
Частью 1 статьи 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 ТК РФ).
Частью 1 статьи 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1). Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ). Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно положениям ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148,315,316 и 317 ТК РФ).
Согласно статье 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.12.2017 №38-П взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С учетом того, что Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 38-П от 07.12.2017 действует с момента провозглашения (Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"), оно распространяется на правоотношения, возникшие с 07.12.2017.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.07.2017 установлен в размере 7800 руб.
Установлено, что истец с <Дата обезличена> состоит в трудовых отношениях с ответчиком, замещает должность уборщика служебных помещений. Истцу установлен должностной оклад в размере 3800руб., компенсация до МРОТ, а также районный коэффициент в размере 15% и надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера – 50%. Также согласно трудового договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> стимулирующие и компенсационные выплаты, премии подлежат выплате истцу согласно Положения о системе оплаты труда, Положения о порядке, размерах стимулирующих выплат.
Согласно Положения о системе оплаты труда, утв.приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, оплата труда работников учреждения включает в себя оклад, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера (п.2.1). Пунктом 4.1. Положения о системе оплаты труда, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, выплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время и т.п.. Согласно п.5.1. Положения о системе оплаты труда, к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работников к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу (выплаты за интенсивность, сложность, напряженность, высокие результаты труда, за непрерывный стаж работы, премиальные выплаты по результатам работы учреждения, единовременные поощрительные выплаты).
Положением о порядке, условиях и размерах материального стимулирования работников учреждения, утв. Приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> предусмотрены виды материального стимулирования (п.2.1) – надбавки, доплаты, премии. В том числе, премирование производится по достижении определенных результатов, по результатам работы за определенный период (п.2.4.). В Приложении <Номер обезличен> в указанному Положению предусмотрены виды стимулирующих выплат техническим работникам.
Тем самым, стимулирующие выплаты и иные выплаты, предусмотренные за особый характер труда, отражающие качество работы, связанные с непосредственной трудовой функцией истца, предусмотренные системой оплаты труда, являются частью заработной платы истца, поэтому подлежат включению в месячную заработную плату на ставку.
В <Дата обезличена> истцом полностью отработана норма рабочего времени. За <Дата обезличена> М.В.А. начислено: оклад – <Номер обезличен>, компенсация до МРОТ- <Номер обезличен> единовременная стимулирующая выплата в общей сумме <Номер обезличен> в т.ч., приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> – <Номер обезличен>. (за расширение зон обслуживания), приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> – <Номер обезличен> (за выполнение особо важных, сложных работ, не входящих в основные обязанности) и <Номер обезличен> (за выполнение срочных заданий по поручению администрации школы). По мнению суда, стимулирующая выплата в размере <Номер обезличен> за выполнение особо важных, сложных работ, не входящих в основные обязанности, не подлежит учету при расчете месячной заработной платы истицы на ставку, поскольку выплачена на выполнение обязанностей, не входящих в ее должностные обязанности. Тем самым, всего за <Дата обезличена> истице начислена заработная плата в размере <Номер обезличен>., что менее МРОТ на ставку на <Номер обезличен>., что с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (65%) составляет <Номер обезличен> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по оплате труда в размере <Номер обезличен>. (с учетом НДФЛ). Обязанность по удержанию НДФЛ со взысканных сумм подлежит исполнению ответчиком самостоятельно как налоговым агентом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию также госпошлина в бюджет Сортавальского муниципального района, при этом суд полагает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до <Номер обезличен> исходя из затруднительности материального положения муниципального учреждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования М.В.А. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального казённого общеобразовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия Вяртсильская средняя общеобразовательная школа в пользу М.В.А. задолженность по заработной плате за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере <Номер обезличен>. (с учетом налога на доходы физических лиц), в остальной части в иске отказать.
Взыскать с муниципального казённого общеобразовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия Вяртсильская средняя общеобразовательная школа в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину в размере <Номер обезличен>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Е. Иванова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>