63RS0039-01-2020-004799-69
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 ноября 2020 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.,
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3931/2020 по административному исковому заявлению Матвеева Михаила Николаевича к Главе г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту по вопросам общественной безопасности Самарской области об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, органа государственной власти,
установил:
Матвеев М.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе г.о.Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту по вопросам общественной безопасности Самарской области об оспаривании решения, связанного с согласованием публичного мероприятия.
В обоснование заявления указано, что 22.10.2020 и 23.10.2020 Матвеевым М.Н. как организатором и Барановой Н.П. как уполномоченным лицом подано в адрес Главы г.о.Самара Лапушкиной Е.В. и Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области уведомление о проведении 07.11.2020 в г.Самаре демонстрации и митинга. В однотипных ответах от 22.10.2020 и 23.10.2020 административные ответчики не согласовали заявленное публичное мероприятие со ссылкой на постановление Губернатора Самарской области от 30.06.2020 №150 и постановление Администрации г.о.Самара от 18.03.2020 №164. Из ответов не было понятно, являются они отказами или предложением об изменении места или времени публичного мероприятия, так как не было предложено иного места или времени заявленного публичного мероприятия. Также была не понятна ссылка на указанные в ответах нормативные акты, так как в них не упомянуты публичные мероприятия в рамках ФЗ №54, а относительно массовых мероприятий в данных нормативных актах содержится указание на их ограничение, а не запрет. В связи с этим 27.10.2020 в рамках согласительных процедур ответчикам было направлено обращение о разъяснении, а также предложение ограничить заявленное публичное мероприятие по численности, снизив его в пять раз до 200 человек, по времени, сократив его с 3 до 2 часов, и по плотности размещения человек, обязав участников носить маску и соблюдать санитарную дистанцию в 1,5 метров. 29.10.2020 ответчиками направлены письма, из которых следует, что данное несогласование не является предложением об изменении места или времени, а является именно отказом в согласовании публичного мероприятия. Решение о несогласовании административный истец считает незаконным, указывает, что приведенные в нем основания не предусмотрены Федеральным законом от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о публичных мероприятиях). Кроме того, в цитируемых постановлениях органов исполнительной власти речь идёт о массовых мероприятиях, а не публичных. Публичные мероприятия регулируются указанным Законом о публичных мероприятиях, культурно-массовые, театрально-зрелищные, спортивные и иные массовые мероприятия регулируются иными нормами. Применение к публичным мероприятиям, основанным на нормах статьи 31 Конституции, норм, распространяемых на массовые мероприятия, незаконно. Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что массовые мероприятия (ярмарки, культурно-массового мероприятия и т.д.) не относятся по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию. Считает, что введение режима повышенной готовности не может ограничивать права и свободы человека и гражданина, к которым относится конституционное право на свободу собраний (ст.31 Конституции РФ). Губернатор или глава г.Самары не могут запретить публичные мероприятия, а только ввести правила поведения при их проведении, например, ношение масок или социальное дистанцирование. В настоящее время постановление Губернатора Самарской области, на которое ссылаются ответчики, оспаривается группой граждан в судебном порядке.
Ссылаясь на изложенное, просит признать необоснованным и незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы Матвеева М.Н., Барановой Н.П. несогласование административными ответчиками публичного мероприятия 07.11.2020; обязать административных ответчиков не препятствовать проведению публичного мероприятия 07.11.2020 с 11.00 до 14.00 час. в форме демонстрации от площадки перед зданием Администрации Октябрьского района (Ново-Садовая, 20) до пл. Славы с проведением там митинга; вынести в адрес Губернатора Самарской области и Администрации г.о.Самара частное определение, обязывающее в постановление Губернатора Самарской области от 30.06.2020 №150 и постановление Администрации г.о.Самара от 18.03.2020 №164 внести правовую определенность и либо упомянуть публичные мероприятия, либо указать, что действие указанных правовых актов на них не распространяется; обратить решение к немедленному исполнению.
В судебное заседание административный истец Матвеев М.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Баранова Н.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, в порядке ст. 46 КАС РФ дополнительно просила обязать Администрацию г.о.Самара издать особое распоряжение о проведении заявленного публичного мероприятия в соответствии с п. 1 постановления Администрации г.о.Самара от 18.03.2020 №164, а также обязать Губернатора Самарской области Азарова Д.И. издать особое распоряжение о проведении заявленного публичного мероприятия в соответствии с п. 4 п. 2.8 постановления Губернатора Самарской области от 30.06.2020 №150. Указала, что основания для отказа в согласовании публичного мероприятия являются исчерпывающими, право граждан на свободу мирных собраний может быть ограничено только федеральным законом, который отсутствует, глава города и губернатор не вправе вводить такие ограничения, правовые акты, на которые ссылаются ответчики, не распространяются на публичные мероприятия.
Представитель Главы г.о.Самара и Администрации г.о.Самара – Володина М.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованное лицо Губернатор Самарской области представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет требование гражданина, если признает, что оспариваемые решения, действия органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии со статьей 3 Закона о публичных мероприятиях проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.
В силу пункта 7 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.
Согласно статье 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Согласно части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели. С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства (пункт 9).
Из материалов дела следует, что 23.10.2020 в Администрацию городского округа Самара и Департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области от Матвеева М.Н. и Барановой Н.П. поступило уведомление о проведении 07.11.2020 с 11.00 час. до 14.00 час. публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга с предполагаемым количеством участников 1000 человек в г.Самара с целью празднования 103 годовщины Октябрьской революции, оценки работы власти, включая Правительство Самарской области, выражения протеста против ухудшения жизни народа, поддержки программы КПРФ и народно-патриотических сил. Место проведения публичного мероприятия: г.Самара, сбор на площадке у здания Администрации Октябрьского района (Ново-Садовая, 20), движение по тротуару либо проезжей части ул.Ново-Садовой, Самарской до Самарской площади с поворотом по ул. Ярмарочной до площади Славы с проведением там митинга с использованием в качестве трибуны ступеней, ведущих с площади в Правительство Самарской области либо ступеней между площадью и верхней террасой.
Письмом Администрации г.о.Самара от 22.10.2020 №06-17/311-126 и письмом Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 23.10.2020 №4/1433 заявителям сообщено о невозможности согласования проведения публичного мероприятия на том основании, что постановлением Губернатора Самарской области от 30.06.2020 №150 и постановлением Администрации г.о.Самара от 18.03.2020 №164 в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции ограничено/запрещено до особого распоряжения проведение на территории Самарской области и г.Самары театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий.
27.10.2020 Матвеев М.Н. и Баранова Н.П. направили в адрес Главы г.о.Самара и Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области обращения, в которых ставили вопрос о разъяснении ранее данных ответов и предлагали ограничить заявленное публичное мероприятия путем сокращения количество участников до 200 человек, обязания участников носить маску и соблюдать санитарную дистанцию в 1,5 м, ограничения времени проведения публичного мероприятия 2 часами.
На данные обращения Администрацией г.о.Самара и Департаментом по вопросам общественной безопасности Самарской области даны ответы от 29.10.2020 о невозможности согласования заявленного публичного мероприятия по ранее приведенным основаниям.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 г. по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 г. по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 г. по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в числе прочего:
- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп. «а» п.1);
- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. «м» п.1);
- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подп. «у» п.1);
- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона (подп. «ф» п.1).
Постановлением Губернатора Самарской области от 30.06.2020 N 150 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" введен комплекс ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе ограничено до особого распоряжения проведение на территории Самарской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий (подп. 4 п. 2.8).
Постановлением Администрации городского округа Самара от 18.03.2020 N 164 "О введении ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения на территории городского округа Самара заболеваемости гриппом, ОРВИ и новой коронавирусной инфекцией, вызванной 2019-nCoV" установлен запрет до особого распоряжения на проведение в городском округе Самара спортивных, культурных и иных массовых мероприятий (п.1).
Поскольку на момент рассмотрения уведомления о проведения публичного мероприятия особое распоряжение о снятии запрета на проведение массовых мероприятий не принято, правовых оснований для согласования заявленного публичного мероприятия у административных ответчиков не имелось. Вмешательство органов публичной власти в право проведения мирного публичного мероприятия в данном конкретном случае основано на законе, необходимо и соразмерно преследуемой правомерной цели – защита здоровья граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Доводы о том, что право граждан на свободу мирных собраний может быть ограничено только федеральным законом, не могут быть приняты во внимание, так как нормативные правовые акты, на которые ссылаются административные ответчики, приняты на основании и во исполнение положений федерального законодательства, при этом направлены на защиту приоритетного права граждан на охрану здоровья.
Доводы о том, что установленный названными выше нормативными правовыми актами запрет распространяется только на массовые мероприятия, которые по смыслу Закона о публичных мероприятиях не относятся к публичным мероприятиям, лишены оснований. Ограничения касаются любых мероприятий с массовым пребыванием людей именно ввиду повышенного риска распространения инфекции. Публичные мероприятия в виде демонстрации, митинга или шествия в силу закона и по своей форме предполагают массовое присутствие или прохождение людей, соответственно, введенные ограничения распространяются и на них.
Учитывая изложенное, оснований для признания незаконными решений административных ответчиков о несогласовании публичного мероприятия 07.11.2020 и обязании административных ответчиков не препятствовать проведению публичного мероприятия у суда не имеется.
Требование о вынесении в адрес Губернатора Самарской области и Администрации г.о.Самара частного определения, обязывающего внести в постановление Губернатора Самарской области от 30.06.2020 №150 и постановление Администрации г.о.Самара от 18.03.2020 №164 правовую определенность, не могут быть удовлетворены, поскольку частное определение выносится судом при выявлении случаев нарушения законности, чего в рамках настоящего дела не установлено. По существу данное требование направлено на внесение изменений в названные нормативные правовые акты, что не относится к компетенции суда. Вопрос об оспаривании данных правовых актов разрешается в установленном законом порядке.
Требование о возложении на Администрацию г.о. Самара и Губернатора Самарской области обязанности издать особое распоряжение о проведении заявленного публичного мероприятия не подлежит удовлетворению, так как суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса. Какая-либо обязанность на то или иное лицо может быть возложена судом только при законодательном закреплении такой обязанности, чего в рассматриваемом случае не имеется.
Таким образом, в удовлетворении административного иска следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Матвеева Михаила Николаевича к Главе г.о. Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту по вопросам общественной безопасности Самарской области об оспаривании решения, возложении обязанности, вынесении частного определения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 05.11.2020.