Дело №2-103/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Емельяново 22 мая 2015 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре Рудикове С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным постановления МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» об отмене постановления об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» об отмене постановления об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка.
Требования мотивированы тем, что письмом муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю отказано в предоставлении в собственность за плату в размере <данные изъяты> % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, площадка «Восточная промзона», участок № путем его выкупа. При этом постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 предоставлен за плату в собственность вышеуказанный земельный участок. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отменено, что является нарушением прав заявителя. Просит, с учетом уточненных требований, признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене Постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, площадка «Восточная промбаза», участок № и письменный отказ администрации <адрес> Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры № от ДД.ММ.ГГГГ года; возложить на Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка, площадью 13564 кв.м., с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, площадка «Восточная промзона», участок №№ обязать Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> произвести расчет выкупной стоимости земельного участка в соответствии с п.1 ст. 2 Закона №137-ФЗ в размере <данные изъяты>% от кадастровой стоимости.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО3 (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.) поддержали заявленные требования, дав пояснении соответствующие вышеизложенному.
Представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО4 (действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.) возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что ФИО1 является собственником лишь одного объекта – гаража, и имеет право приобрести земельный участок необходимый для использования только этого объекта.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании Положения о Муниципальном казенном учреждении «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», утверждённого Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № №, статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», суд приходит к выводу о наличии у Управления полномочий на рассмотрение заявления о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату.
Как следует из материалов дела, обращение ФИО1 о предоставлении земельного участка в собственность основано на том, что на указанном земельном участке расположен объект недвижимости - гараж, принадлежащий заявителю. Спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет.
В силу части 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением тех участков, которые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Факт наличия на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего ФИО1 подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается представителями лиц, участвующих в деле.
Реализация исключительного права, установленного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, может быть ограничена в случаях, предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В деле отсутствуют доказательства позволяющие суду установить, что земельный участок, на котором расположен объект, принадлежащий заявителю, относится к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
Отказывая ФИО1 (собственнику объекта недвижимости) в выкупе земельного участка, Управление указало на нецелевое использование последним испрашиваемого земельного участка.
Вместе с тем, приведенное выше правовое регулирование в области приобретения прав на землю, на которой расположен объект недвижимости ФИО1, не содержит указанных МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в обжалуемом решении оснований для отказа в выкупе земельного участка.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение Управления противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права заявителя.
Требования ФИО1 о признании незаконным решения Управления об отказе в предоставлении в собственность земельного участка за плату, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В качестве восстановительной меры по настоящему делу о признании незаконным решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ №№, заявитель просит суд обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» принять решение о предоставлении в собственность заявителю путем выкупа земельного участка, заключив договор купли-продажи земельного участка.
В силу положений пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 7 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Заявленный ФИО1 на выкуп земельный участок является на сегодняшний день сформированным и поставленным на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, формировался спорный земельный участок и впоследствии передавался «для промышленных целей», а не для «эксплуатации объектов недвижимости», расположенных на нём. При этом, заявитель обратился к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» за выкупом спорного земельного участка в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку испрашиваемый земельный участок формировался и фактически используется ФИО1 для эксплуатации гаража, а площадь земельного участка с кадастровым номером № в значительной степени превышает ту площадью, которая необходима заявителю для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего ему на праве собственности, суд приходит к выводу, что площадь земельного участка, выкупаемого согласно положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации должна определяться с учетом фактического землепользования.
Спорный земельный участок предоставлен на сегодняшний день ФИО1 для промышленных целей. С учетом его разрешенного использования ФИО1 фактически использует земельный участок для эксплуатации объекта недвижимости - гаража.
В пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации действительно имеется указание на определение площади земельного участка с учетом его фактического землепользования. Но, вместе с тем, указанные положения должны применяться в контексте всей статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации - земельный участок формируется и предоставляется прежде всего для эксплуатации объектов недвижимости. Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных с промышленной деятельностью закреплен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованным и достаточным, соответствующим предмету настоящего дела, восстановить нарушенные права заявителя путем обязания муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» предоставить в собственность ФИО1 земельный участок площадью и в границах, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих ФИО1 по правилам пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Иными словами, для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимости, должен быть сформирован земельный участок по правилам пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и передан ФИО1 в собственность по договору купли - продажи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным как противоречащее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации решение муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» оформленное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе предоставить в собственность ФИО1 земельный участок с кадастровым номером №, общей <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, площадка «Восточная промзона», участок № путем его выкупа.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» восстановить нарушенные права заявителя путем предоставления в собственность ФИО1 земельного участка площадью и в границах, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих ФИО1 по правилам пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева