Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2587/2021 от 27.08.2021

Судья Дементьев А.А. №33а-2587/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 октября 2021 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.

судей Сабаевой И.Н. и Сафроновой Л.И.

при секретаре Щекотихиной М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда в апелляционном порядке административное дело №2а-1333/2021 по административному исковому заявлению Кузьмина ФИО12 к администрации Орловского района Орловской области, администрации Неполодского сельского поселения Орловской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в капитальном ремонте, текущем ремонте и эксплуатации дороги,

по апелляционной жалобе (с учетом дополнений) Кузьмина ФИО13 на решение Орловского районного суда Орловской области от
5 июля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М., выслушав возражения представителя административного ответчика – администрации Орловского района Орловской области Маракшина А.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

Кузьмин Е.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Орловского района Орловской области, администрации Неполодского сельского поселения Орловской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в капитальном ремонте, текущем ремонте и эксплуатации дорог.

В обоснование заявленных требований указывалось, что он является собственником <адрес>.

Несмотря на имеющиеся полномочия, ни администрация <адрес>, ни администрация Неполодского сельского поселения <адрес> никогда не проводили ремонт дорог по <адрес>. Уход за указанными дорогами осуществлялся исключительно местными жителями, в силу их возможностей.

Дорога по <адрес> была также испорчена в результате проведения МУП «<...>» работ по прокладке водопровода с нарушением технических норм.

По данным вопросам административный истец неоднократно обращался к ответчикам, в областную администрацию, а также в органы прокуратуры и МВД, однако эти обращения не дали должного результата.

До настоящего времени административными ответчиками не принято мер по восстановлению и ремонту указанных дорог, несмотря на то, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относится к вопросам местного значения.

По изложенным основаниям, административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации <адрес>, администрации Неполодского сельского поселения <адрес>, выразившееся в не принятии мер по ремонту и эксплуатации автомобильных дорог по <адрес> и обязать их в срок до 1 июня 2021 года осуществить ремонт дорог в соответствии с техническими нормами РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе (с учетом дополнения) Кузьмин Е.П. просит решение районного суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Считает, что суд при рассмотрении дела не был объективным и беспристрастным, не проверил, выделялись ли деньги по запросам администрации Неполодского сельского поселения.

Полагает, что само по себе наличие процесса по оформлению документов, без проведения самих ремонтных работ, не может свидетельствовать об отсутствии бездействия административных ответчиков.

Ссылается на то, что вывод суда в части возможности признания бездействия ответчика незаконным, лишь в случае выделения денежных средств и отсутствия выполненных работ, не мотивирован и не имеет нормативного обоснования.

Утверждает, что административный ответчик никогда не нес затрат на содержание и ремонт указанных дорог.

Считает, что судом не рассмотрен по существу вопрос об отсутствии контроля за проведением земляных работ при устройстве траншеи для водопровода, при этом административные ответчики не предъявили требований к ответственному лицу о восстановлении испорченной дороги.

Кроме этого, обращает внимание на то, что 2 августа 2021 года был произведен ремонт дороги, названной в административном иске, что свидетельствует о признании ответчиком факта своего бездействия до момента проведения этих ремонтных работ.

Административный истец Кузьмин Е.П., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.

Представитель административного ответчика – администрации Неполодского сельского поселения <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствии представителя заинтересованного лица не поступало.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).

Статьей 3 названного закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы);

- дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ).

Частью 3 статьи 15 этого же закона предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ.

С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Материалами дела установлено, что Кузьмин Е.П. является собственником жилого <адрес>, расположенного по <адрес> сельского поселения <адрес>.

По делу также установлено, что Кузьмин Е.П. неоднократно обращался в правоохранительные органы и органы местного самоуправления относительно необходимости ремонта автомобильных дорог по <адрес> и <адрес>.

19 мая 2020 года Кузьмин Е.П. обращался с заявлением в прокуратуру <адрес>, где указывал том, что МУП «<...>» при производстве ремонтных работ была повреждена дорога, прилегающая к его дому, которую он и жители близлежащих домов ремонтировали на собственные денежные средства (л.д.44). По факту повреждения дороги, 2 июня 2020 года Кузьмин Е.П. обращался в администрацию Неполодского сельского поселения.

30 октября 2020 года заместителем прокурора <адрес> в адрес главы администрации Неполодского сельского поселения ФИО7 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в котором указывалось, что на участках автомобильных дорог общего пользования местного значения с типом покрытия грунт/щебень по <адрес> и <адрес> в <адрес> отсутствует стационарное искусственное электроосвещение в соответствии с требованиями пункта 7.5.1.3 СП 52.13330.2016; в нарушение требований пункта 4.5 ГОСТ Р 52766-2007 на указанных улицах отсутствует тротуар (пешеходная дорожка); общая продольная ровность участков автомобильных дорог общего пользования местного значения по <адрес> и <адрес> в <адрес> нарушена в силу воздействия на нее колес движущихся транспортных средств, погодных условий и свойств грунтово-щебеночного покрытия (л.д.100-102).

29 декабря 2020 года главой администрации Неполодского сельского поселения <адрес> в адрес заместителя прокурора по данному вопросу был дан ответ, из которого следовало, что вышеназванные дороги не приведены в соответствующее состояние ввиду недостаточности финансирования в бюджете сельского поселения для проведения мероприятий по дорожной деятельности, при этом администрацией Неполодского сельского поселения запрошены дополнительные лимиты денежных средств на основании обращений в администрацию <адрес>. Также указано, что на текущий период 2020 года по результатам заключенного контракта от 24 ноября 2020 года -см/ЩЦСН разработана сметная документация с проведением проверки достоверности сметной документации по объекту «ремонт улично-дорожной сети по <адрес> и <адрес>», документы направлены в Дорожно-строительное управление <адрес> для включения данного объекта в программу ремонта автодорог (л.д.93-95).

Постановлением Главы администрации <адрес> от 15 сентября 2020 года утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения внутри населенных пунктов в границах <адрес> согласно приложению к настоящему постановлению. Согласно названному приложению автодороги по <адрес> и <адрес> входят в состав Неполодского сельского поселения. При этом автодорога по <адрес> протяженностью 220 метров, из которых 120 метров с типом покрытия асфальт, и 100 метров с типом покрытия щебень; автодорога по <адрес> протяженностью 565 метров, из которых 365 метров покрытие-асфальт, 50 метров-щебень и 150 метров -грунтовое покрытие (л.д.79-86).

Между администрацией <адрес> и администрацией Неполодского сельского поселения в 2020-2021 годах заключались соглашения о передаче полномочий: соглашение о передаче осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления <адрес>, органу местного самоуправления Неполодского сельского поселения, входящего в состав <адрес> от 16 декабря 2019 года (на 2020 год); соглашение о передаче осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления <адрес>, органу местного самоуправления Неполодского сельского поселения, входящего в состав <адрес> от 29 декабря 2020 года (на 2021 год). В соответствии с названными соглашениями полномочия в области содержания автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов в пределах территории сельского поселения переданы администрации Неполодского сельского поселения (подп. «б» пункта 1.1 соглашения от 16 декабря 2019 года и подп. «а» соглашения от 29 декабря 2020 года).

Названными соглашениями предусмотрено выделение денежных средств администрации Неполодского сельского поселения на осуществление полномочий в области содержания дорог (подп. «б» пункта 1.1 соглашения от 16 декабря 2019 года и подп. «а» соглашения от 29 декабря 2020 года) и осуществления деятельности по подготовке проектной документации на ремонт автомобильных дорог (подп. «в» 1.1 соглашения от 16 декабря 2019 года, подп. «а» соглашения от 29 декабря 2020 года).

Указанными соглашениями предусмотрено выделение денежных средств на рассматриваемые цели в следующих объемах: на 2020 год (соглашение от 16 декабря 2019 года с учетом последующих изменений и дополнений): на содержание дорог- 1592000 руб. на начало года, 3822000 руб. на конец 2020 года; на осуществление деятельности по проектированию -0 руб. на начало года, 711000 руб. на конец года. Согласно названного соглашения на осуществление переданных Неполодскому сельскому поселению полномочий по решению вопросов местного значения на 2020 год были предусмотрены трансферты (с учетом внесенных изменений), в размере 5351 905 руб., из которых 3822000 руб. - с целью содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения.

На 2021 года (соглашение от 29 декабря 2020 года с учетом последующих изменений и дополнений): на содержание дорог-1 955 000 руб. на начало года, 7447000 руб. на конец года; на осуществление деятельности по проектированию-0 руб. на начало года, 845750 руб. на конец года. Согласно данного Соглашения предусмотрены трансферты бюджету Неполодского сельского поселения из бюджета <адрес> на осуществление переданных полномочий по решению вопросов местного значения на 2021 год (с учетом внесенных изменений), в размере 8797 950 руб., из которых 7447 000 руб. - с целью содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Из предоставленных заявок на кассовые расходы за №№, усматривается, что в рамках вышеуказанных Соглашений, из бюджета администрация <адрес> в адрес администрации Неполодского сельского поселения осуществлены трансферты в размере 3822005 руб. в 2020 году, а также в размере 6080084,10 руб. в 2021 году.

По делу также установлено, что администрацией Неполодского сельского поселения <адрес>, в рамках переданных полномочий по содержанию автомобильных работ, в администрации <адрес> запрашивались дополнительно увеличение лимитов денежных средств в том числе для ремонта улично-дорожной сети по <адрес> и <адрес> (письма от 8 июля 2020 года , от 4 сентября 2020 года ); лимиты денежных средств в том числе для профилирования с добавлением нового материала участка автодороги на <адрес> ( письмо от 18 июня 2021 года ).

24 ноября 2020 года администрация Неполодского сельского поселения заключила с ООО «<...>» контракт -см/ОЦСН на выполнение работ по разработке сметной документации по объекту «<...> <адрес> и <адрес>», который предусматривал наличие заключения экспертизы (проверка достоверности сметной стоимости) (л.д.103-104).

25 декабря 2020 года утверждено Заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта текущего ремонта, финансируемого полностью или частично за счёт средств областного бюджета .

Согласно акту от 28 декабря 2020 года, администрация Неполодского сельского поселения приняла у ООО «<...>» результат оказанных услуг в виде разработанной сметной документации (л.д. 105).

Из акта обследования технического состояния автомобильной дороги Муниципального образования Неполодского сельского поселения от 26 мая 2021 года усматривается, что представители административных ответчиков провели обследование дорог по <адрес> в <адрес> и сделали выводы о необходимости проведения полноценного текущего ремонта, профилирование разрушенного участка автодороги в районе <адрес> (с добавлением нового материала – щебня).

Из представленных в судебное заседание апелляционной инстанции актов №, 214-4 от 9 августа 2021 года, а также фотографий видно, что
2 августа 2021 года, в рамках заключенного контракта от 1 июля
2021 года, ИП ФИО8 оказал администрации Неполодского поселения услуги по доставке щебня, а также по грейдированию автомобильной дороги с добавлением нового материала (щебня) по <адрес> в <адрес>.

Факт произведенного 2 августа 2021 года ремонта дороги, не оспаривал в жалобе ( в дополнении к ней) и сам административный истец по делу.

Кроме того, факт того, что со стороны Неоплодского сельского поселения не было бездействия при реализации полномочий в области содержания дорог, подтвердила суду апелляционной инстанции свидетель ФИО9, которая является заместителем главы администрации Неполодского сельского поселения, пояснив суду, что 2 июня 2020 года к в администрацию Неполодского сельского поселения поступило обращение о том, что при проведении работ МУП «<...>» было нарушено дорожное покрытие в районе <адрес>, где проживает ФИО1 Всего от него поступило два обращения, которые были направлены в МУП «<...>». 15 июня 2020 года МУП «<...>» проинформировал о восстановлении дороги. В рамках имеющихся полномочий, был подготовлен комплект документов по разработке проектной документации на дорогу, подлежащую капитальному ремонту. На сегодняшний день по <адрес> был добавлен щебень, выполнено профилирование, выровнено дорожное покрытия.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 51 Обзора судебной практики (2021), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 7 апреля 2021 года, обратил внимание на необходимость при рассмотрении административного искового заявления о признании незаконным бездейстивия органа местного самоуправления, выразившегося в ненадлежащем содержании автомобильной дороги местного значения, устанавливать фактические обстоятельства, связанные с техническим состоянием дороги, выполнением собственником (владельцем) обязанности по ее ремонту и содержанию.

Установив изложенные обстоятельства по делу, подтверждающие факт осуществления, как администрацией <адрес>, так и администрацией Неполодского сельского поселения конкретных действий направленных на ремонт указанных автомобильных дорог, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Довод апелляционной жалобы Кузьмина Е.П. о том, что наличие процесса по оформлению документов, без проведения самих ремонтных работ на спорных дорогах, не может свидетельствовать об отсутствии бездействия административных ответчиков, не влияет на законность выводов суда, поскольку совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о выполнении административными ответчиками необходимых действий, в рамках имеющихся у них полномочий. Материалами дела подтверждено, что административные ответчики отреагировали на поступившее требование о ремонте дорог и осуществили фактические действия в этом направлении.

Ссылка в жалобе административного истца на то, что судом не рассмотрен по существу вопрос об отсутствии со стороны ответчика контроля за проведением земляных работ при устройстве МУП «<...>» траншеи для водопровода и не принято во внимание то, что ответчик не предъявил требований к ответственному лицу о восстановлении испорченной дороги, не влияет на законность постановленного судом решения, поскольку эти обстоятельства административным истцом не приводились в обоснование заявленных административных исковых требований. Кроме того, согласно имеющегося в деле ответа МУП «<...>» от 15 июня 2020 года, 11 июня 2020 года указанной организацией выполнены работы по подсыпке грунта на данном участке обочины дорожного полотна.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.

Судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 5 июля 2021года оставить без изменения, апелляционную жалобу (с учетом дополнений) Кузьмина Евгения Павловича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Дементьев А.А. №33а-2587/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 октября 2021 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.

судей Сабаевой И.Н. и Сафроновой Л.И.

при секретаре Щекотихиной М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда в апелляционном порядке административное дело №2а-1333/2021 по административному исковому заявлению Кузьмина ФИО12 к администрации Орловского района Орловской области, администрации Неполодского сельского поселения Орловской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в капитальном ремонте, текущем ремонте и эксплуатации дороги,

по апелляционной жалобе (с учетом дополнений) Кузьмина ФИО13 на решение Орловского районного суда Орловской области от
5 июля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М., выслушав возражения представителя административного ответчика – администрации Орловского района Орловской области Маракшина А.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

Кузьмин Е.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Орловского района Орловской области, администрации Неполодского сельского поселения Орловской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в капитальном ремонте, текущем ремонте и эксплуатации дорог.

В обоснование заявленных требований указывалось, что он является собственником <адрес>.

Несмотря на имеющиеся полномочия, ни администрация <адрес>, ни администрация Неполодского сельского поселения <адрес> никогда не проводили ремонт дорог по <адрес>. Уход за указанными дорогами осуществлялся исключительно местными жителями, в силу их возможностей.

Дорога по <адрес> была также испорчена в результате проведения МУП «<...>» работ по прокладке водопровода с нарушением технических норм.

По данным вопросам административный истец неоднократно обращался к ответчикам, в областную администрацию, а также в органы прокуратуры и МВД, однако эти обращения не дали должного результата.

До настоящего времени административными ответчиками не принято мер по восстановлению и ремонту указанных дорог, несмотря на то, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относится к вопросам местного значения.

По изложенным основаниям, административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации <адрес>, администрации Неполодского сельского поселения <адрес>, выразившееся в не принятии мер по ремонту и эксплуатации автомобильных дорог по <адрес> и обязать их в срок до 1 июня 2021 года осуществить ремонт дорог в соответствии с техническими нормами РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе (с учетом дополнения) Кузьмин Е.П. просит решение районного суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Считает, что суд при рассмотрении дела не был объективным и беспристрастным, не проверил, выделялись ли деньги по запросам администрации Неполодского сельского поселения.

Полагает, что само по себе наличие процесса по оформлению документов, без проведения самих ремонтных работ, не может свидетельствовать об отсутствии бездействия административных ответчиков.

Ссылается на то, что вывод суда в части возможности признания бездействия ответчика незаконным, лишь в случае выделения денежных средств и отсутствия выполненных работ, не мотивирован и не имеет нормативного обоснования.

Утверждает, что административный ответчик никогда не нес затрат на содержание и ремонт указанных дорог.

Считает, что судом не рассмотрен по существу вопрос об отсутствии контроля за проведением земляных работ при устройстве траншеи для водопровода, при этом административные ответчики не предъявили требований к ответственному лицу о восстановлении испорченной дороги.

Кроме этого, обращает внимание на то, что 2 августа 2021 года был произведен ремонт дороги, названной в административном иске, что свидетельствует о признании ответчиком факта своего бездействия до момента проведения этих ремонтных работ.

Административный истец Кузьмин Е.П., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.

Представитель административного ответчика – администрации Неполодского сельского поселения <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствии представителя заинтересованного лица не поступало.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).

Статьей 3 названного закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы);

- дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ).

Частью 3 статьи 15 этого же закона предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ.

С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Материалами дела установлено, что Кузьмин Е.П. является собственником жилого <адрес>, расположенного по <адрес> сельского поселения <адрес>.

По делу также установлено, что Кузьмин Е.П. неоднократно обращался в правоохранительные органы и органы местного самоуправления относительно необходимости ремонта автомобильных дорог по <адрес> и <адрес>.

19 мая 2020 года Кузьмин Е.П. обращался с заявлением в прокуратуру <адрес>, где указывал том, что МУП «<...>» при производстве ремонтных работ была повреждена дорога, прилегающая к его дому, которую он и жители близлежащих домов ремонтировали на собственные денежные средства (л.д.44). По факту повреждения дороги, 2 июня 2020 года Кузьмин Е.П. обращался в администрацию Неполодского сельского поселения.

30 октября 2020 года заместителем прокурора <адрес> в адрес главы администрации Неполодского сельского поселения ФИО7 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в котором указывалось, что на участках автомобильных дорог общего пользования местного значения с типом покрытия грунт/щебень по <адрес> и <адрес> в <адрес> отсутствует стационарное искусственное электроосвещение в соответствии с требованиями пункта 7.5.1.3 СП 52.13330.2016; в нарушение требований пункта 4.5 ГОСТ Р 52766-2007 на указанных улицах отсутствует тротуар (пешеходная дорожка); общая продольная ровность участков автомобильных дорог общего пользования местного значения по <адрес> и <адрес> в <адрес> нарушена в силу воздействия на нее колес движущихся транспортных средств, погодных условий и свойств грунтово-щебеночного покрытия (л.д.100-102).

29 декабря 2020 года главой администрации Неполодского сельского поселения <адрес> в адрес заместителя прокурора по данному вопросу был дан ответ, из которого следовало, что вышеназванные дороги не приведены в соответствующее состояние ввиду недостаточности финансирования в бюджете сельского поселения для проведения мероприятий по дорожной деятельности, при этом администрацией Неполодского сельского поселения запрошены дополнительные лимиты денежных средств на основании обращений в администрацию <адрес>. Также указано, что на текущий период 2020 года по результатам заключенного контракта от 24 ноября 2020 года -см/ЩЦСН разработана сметная документация с проведением проверки достоверности сметной документации по объекту «ремонт улично-дорожной сети по <адрес> и <адрес>», документы направлены в Дорожно-строительное управление <адрес> для включения данного объекта в программу ремонта автодорог (л.д.93-95).

Постановлением Главы администрации <адрес> от 15 сентября 2020 года утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения внутри населенных пунктов в границах <адрес> согласно приложению к настоящему постановлению. Согласно названному приложению автодороги по <адрес> и <адрес> входят в состав Неполодского сельского поселения. При этом автодорога по <адрес> протяженностью 220 метров, из которых 120 метров с типом покрытия асфальт, и 100 метров с типом покрытия щебень; автодорога по <адрес> протяженностью 565 метров, из которых 365 метров покрытие-асфальт, 50 метров-щебень и 150 метров -грунтовое покрытие (л.д.79-86).

Между администрацией <адрес> и администрацией Неполодского сельского поселения в 2020-2021 годах заключались соглашения о передаче полномочий: соглашение о передаче осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления <адрес>, органу местного самоуправления Неполодского сельского поселения, входящего в состав <адрес> от 16 декабря 2019 года (на 2020 год); соглашение о передаче осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления <адрес>, органу местного самоуправления Неполодского сельского поселения, входящего в состав <адрес> от 29 декабря 2020 года (на 2021 год). В соответствии с названными соглашениями полномочия в области содержания автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов в пределах территории сельского поселения переданы администрации Неполодского сельского поселения (подп. «б» пункта 1.1 соглашения от 16 декабря 2019 года и подп. «а» соглашения от 29 декабря 2020 года).

Названными соглашениями предусмотрено выделение денежных средств администрации Неполодского сельского поселения на осуществление полномочий в области содержания дорог (подп. «б» пункта 1.1 соглашения от 16 декабря 2019 года и подп. «а» соглашения от 29 декабря 2020 года) и осуществления деятельности по подготовке проектной документации на ремонт автомобильных дорог (подп. «в» 1.1 соглашения от 16 декабря 2019 года, подп. «а» соглашения от 29 декабря 2020 года).

Указанными соглашениями предусмотрено выделение денежных средств на рассматриваемые цели в следующих объемах: на 2020 год (соглашение от 16 декабря 2019 года с учетом последующих изменений и дополнений): на содержание дорог- 1592000 руб. на начало года, 3822000 руб. на конец 2020 года; на осуществление деятельности по проектированию -0 руб. на начало года, 711000 руб. на конец года. Согласно названного соглашения на осуществление переданных Неполодскому сельскому поселению полномочий по решению вопросов местного значения на 2020 год были предусмотрены трансферты (с учетом внесенных изменений), в размере 5351 905 руб., из которых 3822000 руб. - с целью содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения.

На 2021 года (соглашение от 29 декабря 2020 года с учетом последующих изменений и дополнений): на содержание дорог-1 955 000 руб. на начало года, 7447000 руб. на конец года; на осуществление деятельности по проектированию-0 руб. на начало года, 845750 руб. на конец года. Согласно данного Соглашения предусмотрены трансферты бюджету Неполодского сельского поселения из бюджета <адрес> на осуществление переданных полномочий по решению вопросов местного значения на 2021 год (с учетом внесенных изменений), в размере 8797 950 руб., из которых 7447 000 руб. - с целью содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Из предоставленных заявок на кассовые расходы за №№, усматривается, что в рамках вышеуказанных Соглашений, из бюджета администрация <адрес> в адрес администрации Неполодского сельского поселения осуществлены трансферты в размере 3822005 руб. в 2020 году, а также в размере 6080084,10 руб. в 2021 году.

По делу также установлено, что администрацией Неполодского сельского поселения <адрес>, в рамках переданных полномочий по содержанию автомобильных работ, в администрации <адрес> запрашивались дополнительно увеличение лимитов денежных средств в том числе для ремонта улично-дорожной сети по <адрес> и <адрес> (письма от 8 июля 2020 года , от 4 сентября 2020 года ); лимиты денежных средств в том числе для профилирования с добавлением нового материала участка автодороги на <адрес> ( письмо от 18 июня 2021 года ).

24 ноября 2020 года администрация Неполодского сельского поселения заключила с ООО «<...>» контракт -см/ОЦСН на выполнение работ по разработке сметной документации по объекту «<...> <адрес> и <адрес>», который предусматривал наличие заключения экспертизы (проверка достоверности сметной стоимости) (л.д.103-104).

25 декабря 2020 года утверждено Заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта текущего ремонта, финансируемого полностью или частично за счёт средств областного бюджета .

Согласно акту от 28 декабря 2020 года, администрация Неполодского сельского поселения приняла у ООО «<...>» результат оказанных услуг в виде разработанной сметной документации (л.д. 105).

Из акта обследования технического состояния автомобильной дороги Муниципального образования Неполодского сельского поселения от 26 мая 2021 года усматривается, что представители административных ответчиков провели обследование дорог по <адрес> в <адрес> и сделали выводы о необходимости проведения полноценного текущего ремонта, профилирование разрушенного участка автодороги в районе <адрес> (с добавлением нового материала – щебня).

Из представленных в судебное заседание апелляционной инстанции актов №, 214-4 от 9 августа 2021 года, а также фотографий видно, что
2 августа 2021 года, в рамках заключенного контракта от 1 июля
2021 года, ИП ФИО8 оказал администрации Неполодского поселения услуги по доставке щебня, а также по грейдированию автомобильной дороги с добавлением нового материала (щебня) по <адрес> в <адрес>.

Факт произведенного 2 августа 2021 года ремонта дороги, не оспаривал в жалобе ( в дополнении к ней) и сам административный истец по делу.

Кроме того, факт того, что со стороны Неоплодского сельского поселения не было бездействия при реализации полномочий в области содержания дорог, подтвердила суду апелляционной инстанции свидетель ФИО9, которая является заместителем главы администрации Неполодского сельского поселения, пояснив суду, что 2 июня 2020 года к в администрацию Неполодского сельского поселения поступило обращение о том, что при проведении работ МУП «<...>» было нарушено дорожное покрытие в районе <адрес>, где проживает ФИО1 Всего от него поступило два обращения, которые были направлены в МУП «<...>». 15 июня 2020 года МУП «<...>» проинформировал о восстановлении дороги. В рамках имеющихся полномочий, был подготовлен комплект документов по разработке проектной документации на дорогу, подлежащую капитальному ремонту. На сегодняшний день по <адрес> был добавлен щебень, выполнено профилирование, выровнено дорожное покрытия.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 51 Обзора судебной практики (2021), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 7 апреля 2021 года, обратил внимание на необходимость при рассмотрении административного искового заявления о признании незаконным бездейстивия органа местного самоуправления, выразившегося в ненадлежащем содержании автомобильной дороги местного значения, устанавливать фактические обстоятельства, связанные с техническим состоянием дороги, выполнением собственником (владельцем) обязанности по ее ремонту и содержанию.

Установив изложенные обстоятельства по делу, подтверждающие факт осуществления, как администрацией <адрес>, так и администрацией Неполодского сельского поселения конкретных действий направленных на ремонт указанных автомобильных дорог, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Довод апелляционной жалобы Кузьмина Е.П. о том, что наличие процесса по оформлению документов, без проведения самих ремонтных работ на спорных дорогах, не может свидетельствовать об отсутствии бездействия административных ответчиков, не влияет на законность выводов суда, поскольку совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о выполнении административными ответчиками необходимых действий, в рамках имеющихся у них полномочий. Материалами дела подтверждено, что административные ответчики отреагировали на поступившее требование о ремонте дорог и осуществили фактические действия в этом направлении.

Ссылка в жалобе административного истца на то, что судом не рассмотрен по существу вопрос об отсутствии со стороны ответчика контроля за проведением земляных работ при устройстве МУП «<...>» траншеи для водопровода и не принято во внимание то, что ответчик не предъявил требований к ответственному лицу о восстановлении испорченной дороги, не влияет на законность постановленного судом решения, поскольку эти обстоятельства административным истцом не приводились в обоснование заявленных административных исковых требований. Кроме того, согласно имеющегося в деле ответа МУП «<...>» от 15 июня 2020 года, 11 июня 2020 года указанной организацией выполнены работы по подсыпке грунта на данном участке обочины дорожного полотна.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.

Судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 5 июля 2021года оставить без изменения, апелляционную жалобу (с учетом дополнений) Кузьмина Евгения Павловича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33а-2587/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кузьмин Евгений Павлович
Ответчики
Администрация Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области
Администрация Орловского района Орловской области
Другие
представитель административного истца Кузьмина Е.П. - Карпати Тимур Евгеньевич
Суд
Орловский областной суд
Судья
Циркунова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
30.08.2021Передача дела судье
07.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее