дело № 2-782/13 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
19 ноября 2013 года Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий - судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Переясловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района, действующего в интересах Сторожевой (Кайгородовой) А.В. к администрации Коммунаровского сельсовета о признании недействительным договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, обосновывая заявленные требования, пояснил в исковом заявлении, что Кайгородовой А.В., <данные изъяты> ответчиком предоставлено на основании договора социального найма, от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по <адрес>. Вместе с тем, указанное жилое помещение, вследствие неудовлетворительного технического состояния, не соответствует требованиям, установленным для жилых помещений жилищным законодательством. Кроме того, договор социального найма, в нарушение требований ст.63 ЖК РФ, заключен при отсутствии соответствующего решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Вследствие указанных обстоятельств, прокурор просит признать договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
В судебном заседании прокурор - помощник прокурора Ширинского района Гранкин Д.А. заявленные требования поддержал в полном объёме.
Ответчиком исковые требования не признаны, в обоснование возражений Глава муниципального образования Коммунаровский сельсовет Батурин С.И. пояснил, что решение о предоставлении жилого помещения истцу принималось жилищной комиссией. На момент предоставления квартира была в надлежащем состоянии, с представленной стороною истца техническим заключением он не согласен, поскольку обследование было проведено без участия представителей ответчика.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, которым наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяется деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и для осуществления которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия (статья 18; статья 35, статья 40, части 1 и 2), в том числе путем предоставления жилища малоимущим и иным нуждающимся в нем гражданам, указанным в законе, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов (статья 40, часть 3).
В соответствии со ст.4 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа", жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда муниципального района (городского округа) Республики Хакасия.
В силу требований ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ установлено, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы администрации муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Кайгородова А.В., <данные изъяты> поставлена на льготную очередь на получение жилой площади.
На основании Постановления Главы администрации муниципального образования Коммунаровский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, Кайгородова А.В. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Изложенное дает основания полагать о наличии у муниципального образования обязанности предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма, <данные изъяты>.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу п. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии со ст. 63 ЖК РФ, ст. 674 ГК РФ договор социального найма жилого помещения должен быть заключен в письменной форме.
Жилищной комиссией муниципального образования Коммунаровский сельсовет принято решение о предоставлении квартиры, расположенной по <адрес>, Кайгородовой А.В., что следует из представленной суду выписки из протокола № заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное обстоятельство опровергает доводы прокурора об отсутствии решения органа местного самоуправления о предоставлении истцу квартиры.
Как следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципальным образованием Коммунаровскиий сельсовет предоставлено Кайгородовой А.С. по договору социального найма жилое помещение, в виде однокомнатной квартиры, расположенное по <адрес>.
Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315. утвержден типовой договор социального найма жилого помещения, в соответствии с пп. "а" п. 4 которого наниматель обязан принять от наймодателя пригодное для проживания жилое помещение, в котором проведен текущий ремонт, за исключением случаев, когда жилое помещение предоставляется во вновь введенном в эксплуатацию жилищном фонде.
Данная обязанность нанимателя корреспондируется с обязанностью наймодателя передать нанимателю по акту в течение <данные изъяты> дней со дня подписания настоящего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям (пп. "а" п. 5 Типового договора социального найма жилого помещения).
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с ч. 1 ст. 676 ГК РФ, наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.
Таким образом, пригодность помещения для постоянного проживания граждан определяется соответствием помещения требованиям, которые установлены санитарными и техническими правилами и нормами, а также иными требованиями законодательства.
Прокурор, заявляя требования о признании недействительности договора социального найма жилого помещения, в обоснование своих требований фактически указывает, что истцу было предоставлено жилье, непригодное для проживания.
Согласно ч. 1, 2 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
На основании ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторонам должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства, в соответствии с ч.1 ст.57 ГПК РФ, представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Прокурором, в обоснование заявленных требований представлено техническое заключение № по визуальному осмотру жилого двухэтажного дома по <адрес>, выполненное специалистом Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия при обследовании ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого техническое состояние дома оценивается, как неудовлетворительное, и указанный жилой многоквартирный дом не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, предъявляемым к жилым помещениям.
Оценив указанное заключение, как доказательство, в порядке, предусмотренном ч.ч.1 - 3 ст.67 ГПК РФ, суд не может признать надлежащее доказательственное значение данного заключения, поскольку в заключении не указаны основания проведенной проверки, ответчику не предоставлена возможность участия в обследовании дома, изложенное заключение достаточным образом не мотивировано и не обосновано.
Вместе с тем, в силу положений ст.60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В свою очередь, ч.4 ст.15 ЖК РФ определяет, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 7 Постановления от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Из пункта 42 указанного Положения следует, что комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
На основании пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Однако, подобным образом непригодность для проживания жилого помещения, предоставленного истцу по договору социального найма, установлена не была, а потому данное основание заявленных требований нельзя признать доказанным и обоснованным.
Как разъяснено в п.23 Постановлении Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и ч. 4 ст. 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:
а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Таких обстоятельств, которые могли бы служить основанием для признания недействительным решения о предоставлении истцу Сторожевой (Кайгородовой) А.В. жилого помещения по договору социального найма, и, соответственно, признания недействительным договора социального найма, по настоящему делу не установлено.
Кроме того, суд обращает внимание, что в рамках данного дела требований о признании недействительным решения о предоставлении истцу жилого помещения, заявлено не было.
С учетом содержания принципа диспозитивности, только истцу предоставлено право определить предмет и основание заявленных требований.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Таким образом, суд не может признать заявленные прокурором требования, о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, основанными на законе, обоснованными по сути, а потому эти требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Ширинского района, действующего в интересах Сторожевой (Кайгородовой) А.В. к администрации Коммунаровского сельсовета о признании недействительным договора социального найма жилого помещения - квартиры, расположенной по <адрес>, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течении месяца с момента вынесения окончательного решения, т.е. с 22 ноября 2013 года.
Председательствующий:
судья Ю.А. Ячменев