Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2013 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе:
Председательствующего: Курунтяевой О.Д.
При секретаре: Загорской Ю.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № года по иску Абдуллиной ЕВ Абдуллиной НИ к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Абдуллина Е.В. и Абдуллина Н.И. обратились с заявлением к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав, что <дата> на основании решения генерального директора ОАО «Международный аэропорт Курумоч» получила ордер на жилое помещение № по адресу: Аэропорт Самара №. С момента получения ордера на жилое помещение с <дата> и по настоящее время они проживают и зарегистрированы в данной комнате. Лицевой счет на жилое помещение открыт на имя Абдуллиной Е.В. В 2013 году они решили приватизировать жилое помещение, однако им было отказано, в связи с тем, что данное жилое помещение имеет статус общежития. Просят признать за ними право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 17,2 кв.м. жилой площадью 17,2 кв.м., по 1\2 доли за каждым.
В судебном заседании Абдуллина Е.В. и Абдуллина Н.И. исковые требования поддержали, обстоятельства изложенные в исковом заявлении подтвердили, пояснили суду, что фактически их общежитие было передано в муниципальную собственность в феврале 2003 года. После передачи в муниципальную собственность статус общежития был утрачен.
Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Представитель МП ЭСО г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Управления Федеральной службы Кадастра и картографии по Самарской области, ФФГУП Ростехинвентаризация в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Алексеев В.П. показал суду, что ранее работал вместе с супругом Абдуллиной Е.В. в 2002 году он помогал им переезжать в общежитие. Они летом 2002 года вселились в комнату № и до настоящего времени проживают там. Он также проживает в данном доме, но на 4 этаже. Статус общежития был утрачен, у них вахтеров нет, они сами выбирают управляющую компанию.
Выслушав истцов, показания свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Абдуллиной Е.В. и Абдуллиной Н.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного выше Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, для передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Согласно ч 2 п 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721 акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставной капитал акционерного общества.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» вступившего в силу 10 января 1993 года, в статью 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений ( если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами закона, не допускалось включение объектов жилищного фонда к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Жилой дом расположенный по адресу: <адрес> включен в реестр муниципального имущества 26 мая 2000 года на основании Решения Департамента по управлению государственным имуществом Самарской области от <дата> №.
Фактически данный дом был передан в муниципальную собственность от ОАО «Международный аэропорт Самара» <дата>, что следует из акта приема-передачи общежитий.
Распоряжением администрации Красноглинского района от 22.06.2007 года № 222 общежитию присвоен адрес: <адрес> Постановлением Главы городского округа Самара от 26.12.2008 года № 1152 наименование Аэропорт Самара внесено в Единый общегородской перечень действующих наименований улиц и других частей города Самары, утвержденный постановлением Главы города Самары от 18.09.2000 года № 808.
Решение о включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений суду не представлено. Из ответа Департамента управления имуществом г.о.Самара следует, что такого решения не принималось.
Судом установлено, что общежитие «МАС» расположенное по адресу: <адрес> было построено и введено в эксплуатацию Куйбышевским объединенным авиаотрядом в 1986 году.
Решением комитета по управлению государственным имуществом от 12.02.1993 года № 162 Куйбышевский объединенный авиаотряд преобразован в акционерное общество открытого типа « Авиакомпания Самара.
05.12.1994 года по Решению Комитета по управлению имуществом Самарской области из состава ОАО «Авиакомпания Самара» было выделено новое юридическое лицо – ОАО «Международный аэропорт Самара», которому вышеуказанное общежитие было передано на баланс.
Распоряжением Администрации Красноглинского района г.Самары от 25.06.2002 года № 900 ОАО «Международный аэропорт Самара» было переименовано в ОАО « Международный аэропорт «Курумоч». На основании Решения Комитета по управлению имуществом г.Самары от 23.12.2002 года № 775 и акта приема-передачи общежитий поселка Береза с баланса ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» в хозяйственное ведение МУП «СОН» подписанного 05.02.2003 года общежитие было передано в муниципальную собственность. Судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено в 2002 году Абдуллиной Е.В. в связи с трудовыми отношениями с ОАО Международный аэропорт Самара ( в настоящее время Международный аэропорт Курумоч) в котором она работает с 1993 года, что следует из представленной суду копии трудовой книжки. В силу ст. 7 ФЗ « О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Из указанных норм закона, следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма. После передачи вышеуказанного дома от Международного аэропорта Самара в муниципальную собственность решения о присвоении статуса специализированного жилищного фонда не принималось. Введение в действующее законодательство статьи 7 названного Федерального закона, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 3 июля 2007 года № 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 апреля 2011 года № 4-П «По делу о проверке конституционности ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» постановил, что статья 7 названного Федерального закона не соответствует Конституции РФ, ее статьям 19 ( часть 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3) в той мере, в какой содержащаяся в ней норма – по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты. Конституционный Суд РФ, разъясняя изложенную в указанном Постановлении № 4-П правовую позицию, в определениях от 1 марта 2012 года № 390-О-О и № 391-О-О указал, что оспариваемая норма ( статья 7 Вводного закона) призванная, с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, обеспечить реализацию требований ст. 40 Конституции РФ в отношении определенной категории граждан, не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом 1У «Специализированный жилищный фонд» ЖК РФ муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений из этого фонда, в том числе после 1 марта 2005 года… распространение действия норм ЖК РФ о договоре социального найма на отношения, возникающие при предоставлении муниципальными образованиями указанных жилых помещений, в частности жилых помещений в общежитиях ( что, по сути, означало бы лишение муниципальных образований специализированного жилищного фонда (абз 4,7.п.2). Судом установлено, что истцы являются нанимателями жилого помещения – комнаты № площадью 17,20 кв.м. по адресу: <адрес> на основании лицевого счета №, где они зарегистрированы и проживают с 2002 года по настоящее время, производят оплату за свою комнату. Истцы пользуются и владеют изолированным жилым помещением, ранее не использовали свое право на приватизацию жилого помещения. Таким образом, суд считает, что истцы, как наниматели жилого помещения в доме, который был передан в муниципальный жилищный фонд, утратил статус общежития, имеют право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения. Согласно положениям п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным ( в частности служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев ) решается в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения ( абз. 4 подпункта «а» п. 41) На момент вселения истцов в спорное жилое помещение оно использовалось в качестве общежития, относилось к специализированному фонду, однако после передачи в муниципальную собственность статус общежития был утрачен. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма. После передачи вышеуказанного дома от Международного аэропорта Самара в муниципальную собственность решения о присвоении статуса специализированного жилищного фонда не принималось. В соответствии со ст. 218 ч 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Согласно ст. 131 и ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности. Право собственности на объект недвижимости, <адрес> комната <адрес>, в установленном законом порядке не зарегистрировано. Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования г.Самара на жилое помещение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку возникновением права собственности не может быть поставлено в зависимость от исполнения или неисполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав. Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истцов, оснований к отказу в иске не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Абдуллиной ЕВ и Абдуллиной НИ удовлетворить. Признать за Абдуллиной ЕВ и Абдуллиной НИ право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 17,2 кв.м. жилой площадью 17,2 кв.м., по 1\2 доли за каждым. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 14 ноября 2013 года. Председательствующий: