РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск 27 апреля 2015 г.
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Груздевой Н.А.,
с участием истца Козоногова В.В., представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – Ткачёвой Ю.Ю., действующей на основании доверенности, представителя ответчика ГУ Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ – Рыбакова Ю.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1835/2015 по исковому заявлению Козоногова В. В. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ГУ Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить санаторно-курортную путёвку за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с медицинскими показаниями,
УСТАНОВИЛ:
Козоногов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ГУ Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить санаторно-курортную путёвку за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с медицинскими показаниями.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что истец является ветераном боевых действий и инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается удостоверением серии № от ДД.ММ.ГГГГ и медицинской справкой МСЭ-№ от ДД.ММ.ГГГГ года. Имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний и на бесплатный проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в территориальное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию <адрес> с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний, для санаторно-курортного лечения с указанием рекомендуемого сезона – зима, весна, лето, осень, места лечения – <адрес> (уведомление о постановке на учет для получения санаторно-курортных путевок от ДД.ММ.ГГГГ №). Однако данная путевка не была предоставлена в ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ. полномочия по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по обеспечению льготной категории граждан путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно переданы министерством региональному отделению ФСС РФ. ДД.ММ.ГГГГ. он обратился к управляющему ГУ ИРО ФСС РФ с требованием предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение согласно документам ранее им поданными в министерство. Ответом на заявление от ДД.ММ.ГГГГ. на заявление заместитель управляющего регионального отделения фонда срок на предоставление путевки не определил, сообщил, что очередность на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение региональным отделением сохранена и будет размещена на сайте регионального отделения. ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в филиал № регионального отделения с требованием о разъяснении сроков предоставления путевки и ознакомления с очередностью, в филиале фонда ему пояснили, что очередность не установлена, сроки предоставления путевок не определены. Таким образом, Козоноговым В.В. с ДД.ММ.ГГГГ не реализовано право на получение санаторно-курортного лечения, предусмотренное ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи», согласно которой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют: инвалиды. Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего ФЗ, набора социальных услуг включаются социальные услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Таким образом, из смысла ст.ст. 4,4.1,5,6.6 ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что государство обязано предпринять все меры для реализации права граждан на получение социальных услуг, обеспечивать санаторно-курортными путевками на курортах в соответствии с рекомендациями лечащего врача. Просит суд обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес>, ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязать предоставить санаторно-курортную путёвку за ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с медицинскими показаниями.
В судебном заседании истец Козоногов В.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – Ткачева Ю.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, просила суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ГУ Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ – Рыбаков Ю.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, просил суд в удовлетворении иска отказать.
Выслушав мнения сторон, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Частью 2 статьи 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан устанавливаются Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. №178-ФЗ.
В силу положений ст.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ, набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи», от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В силу п.п. 2, 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ, в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют участники Великой Отечественной войны, инвалиды.
Согласно п. 1.1. ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В соответствии со ст. 6.4 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ, в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Статьей 6.2 ФЗ РФ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Судом установлено, что Козоногов В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы по заболеванию, полученному в период военной службы, что подтверждается медицинской справкой № выданной ДД.ММ.ГГГГ
Из справки для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что Козоногову В.В. рекомендовано санаторно-курортное лечение в <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Козоногов В.В. обратился в территориальное подразделение Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по <адрес> с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендуемым профилем лечения согласно медицинскому заключению.
Согласно уведомлению о постановке на учет для получения санаторно-курортных путевок от ДД.ММ.ГГГГ. № Козоногов В.В. поставлен на учет для получения санаторно-курортных путевок в соответствии с рекомендацией санаторно-курортного лечения, номер очереди, которая ведется управлением – №
ДД.ММ.ГГГГ Козоногов В.В. обратился в ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечении и обратно.
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ. заместителя управляющего ГУ Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, следует, что очередность на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение региональным отделением сохранена и будет размещена на сайте регионального отделения.
Таким образом, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Козоногов В.В. обратился в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по <адрес> с заявлением о постановке на учёт для получения санаторно-курортной путевки в санаторий в соответствии с рекомендуемым профилем лечения, согласно медицинскому заключению и представил медицинскую справку. Право Козоногова В.В. на получение бесплатного санаторного лечения Управлением при принятии заявления о постановке на учёт, для получения санаторно-курортной путевки в санаторий было проверено, что стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Однако до настоящего времени Козоногову В.В. не предоставлена санаторно-курортная путевка.
Необходимость получения Козоноговым В.В. путевки в санаторий в соответствии с рекомендуемым профилем лечения, согласно медицинскому заключению, сторонами, участвующими в деле также не оспаривалось.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года N 328 (далее - Порядка), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
В соответствии с п. 3.7 вышеуказанного Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В соответствии с п. 3.9 Порядка, исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Согласно отзыву ответчика Фонда социального страхования на исковое заявление путевка Козоногову В.В. на санаторно-курортное лечение в санаторий, рекомендованный ему по медицинским показаниям, не предоставлена ввиду значительного количества граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортного лечения, недостаточностью финансирования на указанные цели.
Вместе с тем, указанные доводы ответчика, суд считает несостоятельными, поскольку Козоногов В.В., имея право на получение путевки, своевременно обратился к ответчику с заявлением о ее предоставлении, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении в санаторий, в связи с чем, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылками на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета.
Недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у Козоногова В.В. права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, не являются основанием для не обеспечения санаторно-курортной путевкой.
В ходе судебного разбирательства, стороной ответчиков было указано на то, что они по данному гражданскому делу являются ненадлежащими ответчиками, так как в силу сложившихся обстоятельства и принятием Правительством Иркутской области соответствующих документов, каждый из них (в отдельности) права Козоногова В.В. не нарушал.
Рассматривая вопрос о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению Козоногова В.В. санаторно-курортной путевкой, суд приходит к следующему.
В соответствии с соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Иркутской области, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года N 2100-р, Правительству Иркутской области переданы полномочия Российской Федерации в части предоставления санаторно-курортного лечения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Иркутской области в форме субвенций, в размере, установленном в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года N 1118.
В соответствии с переданными полномочиями постановлением Правительства Иркутской области от 7 декабря 2011 года N 387-пп "Об утверждении Положения о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области санаторно-курортных путевок и Положения о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" установлен порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при наличии медицинских показаний.
Постановлением Правительства Иркутской области от 10.03.2015г. № 70-пп, постановление Правительства Иркутской области от 07.12.2011г. № 387-пп «Об утверждении Положения о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области санаторно-курортных путевок и Положения о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» признано утратившим силу.
В связи с отказом Правительства Иркутской области от реализации соглашения, заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Иркутской области о передаче Правительству Иркутской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г. № 2100, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Государственное учреждения – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заключили соглашение от 10.09.2014г. № 53-37-861/14-15/453. Из которого следует, что Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и его территориальные подразделения (управления) передали информацию, необходимую для осуществления Иркутским региональным отделением ФССП РФ организации оказания социальных услуг по предоставлению мер социальной защиты льготной категории граждан, в том числе информацию о гражданах, подлежащих обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение.
Согласно приложению № «Акт приема-передачи сведений от территориального управления министерства филиалу Отделения» к Соглашению о передаче полномочий, министерство в лице управления министерства по социальному развитию <адрес>, передало Государственному учреждению – Иркутское региональное отделение ФСС РФ документы личных дел льготной категории граждан на предоставление государственной услуги по обеспечению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, необеспеченных до ДД.ММ.ГГГГ. В указанном списке значится и истец Козоногов В.В.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязанность по обеспечению Козоногова В.В. санаторно-курортной путевкой возложить на Государственное учреждение – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ организация оказания социальных услуг по предоставлению мер социальной защиты инвалидам возложена на Государственное учреждение – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Не влияют на выводы суда и доводы представителя ответчика Фонда социального страхования о том, что в ДД.ММ.ГГГГ. Фонд не имел полномочий по обеспечению граждан льготной категории путевками на санаторно-курортное лечение, в связи с чем, они не могут являться ответчиком по иску о предоставлении путевки за указанный период. Поскольку указанные полномочия были возвращены Фонду социального страхования РФ, а сведения о гражданах, обратившихся с заявлениями об обеспечении санаторно-курортным лечением за указанный период, были переданы Фонду согласно акту приема-передачи сведений от ДД.ММ.ГГГГ Оснований для освобождения от исполнения указанных обязанностей судом не установлено. Кроме того, организационные мероприятия по передачи полномочий от одного государственного органа другому, не могут являться основанием для отказа гражданину в предоставлении путевки в установленном законом порядке, поскольку нарушают его конституционные права на социальное обеспечение, гарантированное Государством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Козоногова В. В. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ГУ Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить санаторно-курортную путёвку за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с медицинскими показаниями – удовлетворить частично.
Обязать ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Козоногову В. В. путёвку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с медицинскими показаниями.
В удовлетворении заявленных исковых требований Козоногова В. В. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья О.В. Луст
<данные изъяты>
Мотивированный текст решения изготовлен 08.05.2015г.
Судья О.В. Луст
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>