Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-34/2020 (2-555/2019;) ~ М-626/2019 от 27.12.2019

УИД 28RS0009-01-2019-001082-89

Дело №2 – 34/2020г.

    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2020 года                                                                                           с.Ивановка

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                            Конфедератовой В.Г.,

при секретаре                                                           Мартель О.Б.,

с участием старшего помощника прокурора Ивановского района Тихомировой А.Н.,

представителя ответчика – администрации Ивановского района Амурской области Черновой С.Ю., действующей на основании доверенности №8 от 09.01.2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ивановского района, действующего в защиту прав и законных интересов Скорина Сергея Евгеньевича, к администрации Ивановского района Амурской области об обязании предоставления жилого помещения как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Ивановского района, действуя в защиту прав и законных интересов лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – Скорина Сергея Евгеньевича, обратился в суд с указанным исковым заявлением к администрации Ивановского района Амурской области, в обоснование указав, что прокурорской проверкой установлено, что Скорин Сергей Евгеньевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на основании решения Ивановского районного суда от 10.06.2008 года мать ФИО5 лишена родительских прав. 09 июля 2019 года Скорин С.Е. обратился в администрацию Ивановского района с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно уведомления Министерства социальной защиты населения Амурской области от 10.04.2019 года Скорин С.Е. включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени администрация Ивановского района Скорину С.Е. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не предоставила. В связи с чем ему приходится снимать жилое помещение – комнату в квартире (по договору безвозмездного пользования комнатой в жилом помещении от 20.07.2019 года). Сложившаяся ситуация свидетельствует о нарушении жилищных прав Скорина С.Е. как лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что является недопустимым. Скорин С.Е. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является социально незащищенным, юридически малограмотным, находится в тяжелом материальном положении, что затрудняет его самостоятельное обращение в суд. На основании изложенного, ссылаясь на положение ст.45 ГПК РФ, ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ», ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, ст.1, п.1 ст.8 Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.4 ст.5, ч.2 ст.5 Закона Амурской области от 11.04.2005г. №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.7 постановления Правительства Амурской области от 08.04.2013г. №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит обязать администрацию Ивановского района предоставить Скорину Сергею Евгеньевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления на территории <адрес>, площадью не менее 33 кв.м.

В судебном заседании старший помощник прокурора Тихомирова Анастасия Николаевна на исковых требованиях заместителя прокурора Ивановского района настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнений к иску не имела. Пояснила, что просят предоставить Скорину С.Е. жилое помещение в <адрес>, поскольку, несмотря на то, что Скорин С.Е. был принят на регистрационный учёт, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения жилым помещением администрацией Новоивановского сельсовета, в настоящее время он проживает в <адрес>, в своём заявлении в прокуратуру Ивановского района просил о предоставлении ему жилого помещения именно в <адрес> по фактическому месту его проживания.

Представитель ответчика администрации Ивановского района Чернова Светлана Юрьевна, действующая на основании доверенности №8 от 09.01.2020 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что ответчиком не оспаривается право Скорина С.Е. на предоставление жилого помещения как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Ивановского района. Однако в настоящее время у администрации Ивановского района отсутствует возможность обеспечения его жилым помещением, в связи с отсутствием надлежащего финансирования на приобретение жилья указанной категории граждан.

Дело рассмотрено судом в силу ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания: истца Скорина С.Е., просившего о рассмотрении дела без его участия, а также третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающих на стороне ответчика, - Отдела образования администрации Ивановского района Амурской области, Финансового управления администрации Ивановского района Амурской области, Министерства финансов Амурской области и Министерства социальной защиты населения Амурской области, сведений о причинах неявки своих представителей суду не сообщивших, о рассмотрении дела без их участия не просивших.

В полученном судом 24.01.2020 года письменном ходатайстве Скорин С.Е. указал на то, что он настаивает на исковых требованиях.

Суд, изучив материалы настоящего дела, заслушав пояснения старшего помощника прокурора Ивановского района Тихомировой А.Н. и представителя ответчика – администрации Ивановского района Амурской области Черновой С.Ю., приняв во внимание позицию истца Скорина С.Е., настаивающего на исковых требованиях, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Положением ст.1 указанного Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, дано понятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п.1 ст.8 указанного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п.3 ст.8 указанного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Пунктом 7 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральным законодательством определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие у достигшего возраста 18 лет лица из числа детей - сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в пользовании жилого помещения по договору социального найма либо на праве собственности, включение данного лица в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания этим лицом в образовательной организации.

Исходя из положений ст.5 и п.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), в том числе дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в п.4 ч.1 ст.5 Закона Амурской области от 11.04.2005г. №472-ОЗ (ред. от 28.11.2019) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Амурским областным Советом народных депутатов 17.03.2005), согласно которым органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в частности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

При этом ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, ни иные нормы данного Федерального закона, законов Амурской области как субъекта Российской Федерации не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013г. №144 (ред. от 17.12.2019) утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с абз.1 п.4 данного Порядка предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления).

На основании статьи 4.1 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Амурской области от 10.04.2019 №335-ОЗ), формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 статьи 4 настоящего Закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона (далее - список), осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лица, указанные в абзаце первом части 1 статьи 4 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет (абз.1 ч.1).

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных частью 1 статьи 4 настоящего Закона, по форме, установленной Правительством Российской Федерации (абз.2 ч.1).

Список формируется на бумажном и электронном носителях на основании информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - дети-сироты), представляемой органами местного самоуправления в уполномоченный орган (ч.3).

Органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона (ч.4).

Органы местного самоуправления ежеквартально, в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган информацию о детях-сиротах, указанных в части 4 настоящей статьи, по форме согласно приложению №4 к настоящему Закону. Информация о детях-сиротах, указанных в части 4 настоящей статьи, включается уполномоченным органом в список не позднее 10 рабочих дней с даты ее поступления (ч.5).

Формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу области в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года (ч.6).

Ежегодно, в соответствии с действующим Законом Амурской области об областном бюджете, в настоящее время в частности с Законом Амурской области от 12.12.2019 №449-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" (принят Законодательным Собранием Амурской области 11.12.2019), на календарный год муниципальным образованиям, представившим необходимую документацию, предусматриваются субвенции на предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договора найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, законодательством Амурской области обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления за счет средств субъекта Российской Федерации.

Администрация Ивановского района Амурской области, являясь органом местного самоуправления исполнительной власти, наделена полномочиями, в том числе, по исполнению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законами Амурской области, к которым, как указано выше, относятся и государственные полномочия по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе по предоставлению детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений.

При этом приведенные нормы не ставят право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилой площадью в зависимость от наличия свободного жилья, наличия денежных средств на его приобретение либо иных каких-либо условий, а также от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади по договору найма специализированного жилого помещения, обеспечения жильем других лиц данной категории.

Отсутствие, либо недостаточность бюджетного финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для ограничения либо лишения гарантированных законодательством прав и свобод указанной категории граждан в виде обеспечения жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Как следует из исследованных материалов дела, согласно копии свидетельства о рождении I–ОТ , выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, Скорин Сергей Евгеньевич родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родителями указаны ФИО4 и ФИО5.

Согласно справке о рождении , выданной отделом ЗАГС по <адрес> управления ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальным образованием <данные изъяты> <адрес> зарегистрировано рождение ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Скорина Сергея Евгеньевича (актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ), родителями указаны: мать ФИО5, отец ФИО4 <данные изъяты>

Решением Ивановского районного суда Амурской области от 10.06.2008 года по гражданскому делу г. по иску МОУ СОШ <адрес>, в интересах несовершеннолетних Скорина Сергея Евгеньевича, ФИО6, ФИО7, к ФИО5 о лишении родительских прав, взыскании алиментов), ФИО5 была лишена родительских прав, в том числе и в отношении Скорина Сергея Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, судом установлено, и не оспаривается сторонами, что Скорин Сергей Евгеньевич относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец у ребенка отсутствовал, сведения о нём были внесены в запись акта о рождении по заявлению (со слов) матери, а его мать была лишена родительских прав в отношении сына, не достигшего на тот момент возраста 18 лет.

Постановлением главы администрации Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области от 06.12.2011г. №50 несовершеннолетний Скорин С.Е., оставшийся без попечения родителей, поставлен на учёт на внеочередное получение жилья.

Согласно аттестату об основном общем образовании, выданном ДД.ММ.ГГГГ, Скорин С.Е. окончил в 2015 году МОУ <данные изъяты> среднюю общеобразовательную школу, получив основное общее образование.

Дипломом Государственного профессионального образовательного автономного учреждения <адрес> <данные изъяты>, подтверждается получение Скориным С.Е. среднего профессионального образования <данные изъяты>

Согласно уведомлению Министерства социальной защиты населения Амурской области (исх.№17-2621 от 10.04.2019г.), Скорин С.Е. включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Ивановского района Амурской области по дате постановки на регистрационный учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении – 06.12.2011 года.

09 июля 2019 года Скорин С.Е. обратился в отдел образования Администрации Ивановского района с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим нормам в с.Ивановка Амурской области.

Однако ответом за подписью начальника отдела образования администрации Ивановского района (исх.№1837 от 07.08.2019 года) Скорину С.Е. на его заявление было сообщено, что он на основании постановления от 06.12.2011 года №50 принят на регистрационный учет как лицо из числа детей – сирот в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения жилым помещением. Его номер в списке 91. В настоящее время предоставление жилых помещений осуществляется на основании судебных решений. В 2018 году было предоставлено 5 квартир, за истекший период 2019 года – 8 квартир. Поскольку администрация не обладает маневренным фондом, нет возможности предоставить ему жилое помещение во временное пользование.

Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Скорин Сергей Евгеньевич включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору найма специализированного жилого помещения, и имеет в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на предоставление ему жилого помещения.

Указывая на то, что до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ему, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено, Скорин С.Е. обратился 13.11.2019 года с заявлением в прокуратуру Ивановского района Амурской области, в связи с чем, заместитель прокурора Ивановского района Амурской области Колесников Е.А. обратился в суд в защиту его прав и законных интересов как лица, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с рассматриваемым иском.

Предметом заявленного заместителем прокурора Ивановского района иска является возложение на администрацию Ивановского района Амурской области обязанности по предоставлению Скорину Сергею Евгеньевичу, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору специализированного найма, так как данная обязанность не исполнена.

Поскольку в Федеральном законе не содержится указания на срок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам данной категории, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения. Указанное право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возникло у Скорина С.Е. как у нуждающегося в жилом помещении после окончания в 2019 году Государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области <данные изъяты>», и по достижении им возраста 18 лет.

С момента возникновения у Скорина С.Е. в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, у ответчика – администрации Ивановского района Амурской области возникла обязанность предоставить Скорину С.Е. жилое благоустроенное помещение на условиях специализированного найма, исходя из нормы предоставления, однако данное право Скорина С.Е. до настоящего времени не реализовано.

Уведомлением Управления Росреестра по Амурской области от 15.01.2020г. №28-00-4001/5001/2020-0083 подтверждается, что за Скориным Сергеем Евгеньевичем не зарегистрировано каких-либо прав на объекты недвижимости – жилые помещения.

Доказательств, свидетельствующих о том, что Скорин С.Е. является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, материалы дела не содержат.

Согласно представленного суду стороной истца копии договора безвозмездного пользования комнатой в жилом помещении (квартире) от 20.07.2019 года, ФИО8 (наймодателем) Скорину Сергею Евгеньевичу (нанимателю) предоставлена в безвозмездное пользование для проживания принадлежащая наймодателю на праве собственности комната в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривается право Скорина С.Е., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, с учетом оценки представленных доказательств в их совокупности, исходя из того, что Скорин С.Е. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом, признанное за ним право на обеспечение жилым помещением администрацией Ивановского района Амурской области до настоящего времени не реализовано, благоустроенное жилое помещение Скорину С.Е. не предоставлено, чем нарушается гарантированное Конституцией РФ право истца на жилье путем получения жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки, предусмотренных для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд приходит к выводу, что данные исковые требования, предъявленные к администрации Ивановского района Амурской области о предоставлении жилого помещения Скорину С.Е. подлежат удовлетворению.

Согласно положениям п.1 и п.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Для граждан, категории которых определены федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ, норма предоставления может устанавливаться соответствующими нормативными правовыми актами (ч.3 ст.49, ч.3 ст.50 ЖК РФ). Поэтому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может применяться норма предоставления, установленная законами субъектов РФ для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, но не ниже нормы предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании.

Решением Ивановского Совета народных депутатов Амурской области (шестой созыв) №112 от 24.04.2018г., в соответствии с ЖК РФ, Законом Амурской области от 01.09.2005 №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (с изменениями от 15.12.2017г. №160-ОЗ, от 22.12.2017г. №165-ОЗ), Уставом Ивановского района, утверждено Положение о жилищной политике в Ивановском районе, согласно п.5 ст.7 которых для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, норма предоставления общей площади для одиноко проживающих граждан установлена в размере 33 кв.м.

Пунктом 21 «Порядка предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений», утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013г. №144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 26.07.2017), органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области. В случае невозможности приобретения органом местного самоуправления жилых помещений в сельских населенных пунктах, расположенных в границах соответствующего муниципального района (городского округа), жилое помещение может быть приобретено в административном центре (городском округе) данного муниципального района. Стоимость приобретенного жилого помещения будет определяться исходя из общей площади предоставленного жилого помещения, но не более норматива общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета субвенции, и норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному району или городскому округу, на территории которого приобретается жилое помещение, установленного Правительством области для расчета субвенции.

В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как следует из материалов дела, пояснений старшего помощника прокурора Ивановского района Тихомировой А.Н., в настоящее время Скорин С.Е. проживает в жилом помещении – комнате в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании договора безвозмездного пользования комнатой в жилом помещении (квартире) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. собственником которого не является.

Согласно сведениям паспорта , выданного УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Скорин Сергей Евгеньевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, снят в регистрационного учета в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время регистрации по постоянному месту жительства не имеет.

На основании договора безвозмездного пользования комнатой в жилом помещении (квартире) от ДД.ММ.ГГГГ, Скорин С.Е. фактически проживает в жилом помещении – комнате в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, срок проживание определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из заявлений Скорина С.Е. в адрес главы администрации Ивановского района о предоставлении жилого помещения от 09.07.2019 года, а также в адрес прокуратуры Ивановского района Амурской области об обращении в суд с иском в его интересах от 13.11.2019 года, Скорин С.Е. высказывает просьбу о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения именно в <адрес>.

Доказательств невозможности предоставления Скорину С.Е. жилого помещения на территории <адрес> стороной ответчика суду не предоставлено.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что администрация Ивановского района Амурской области, как надлежащий орган, на который возложены полномочия по обеспечению жильём лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана предоставить Скорину С.Е. на территории <адрес> благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления,- не менее 33 кв.м.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, поскольку на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования заместителя прокурора Ивановского района, действующего в защиту прав и законных интересов Скорина Сергея Евгеньевича, к администрации Ивановского района Амурской области об обязании предоставления жилого помещения как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - удовлетворить в полном объёме.

Обязать администрацию Ивановского района Амурской области предоставить Скорину Сергею Евгеньевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории <адрес> благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 54) через Ивановский районный суд Амурской области в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

Ивановского районного суда                                        В.Г. Конфедератова

2-34/2020 (2-555/2019;) ~ М-626/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Скорин Сергей Евгеньевич
Заместитель прокурора Ивановского района Амурской области, действующего в защиту прав и законных интересов Скорина Сергея Евгеньевича
Ответчики
Администрация Ивановского района Амурской области
Другие
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Отдел образования адимнистрации Ивановского района
финансовое управление администрации Ивановского района Амурской области
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
27.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2019Передача материалов судье
30.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее