РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2011 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Погодиной С.В. c участием истицы Потаниной И.Д. и представителя ответчика Бурака А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потаниной И.Д. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия (МВД по РК) о восстановлении не засчитанного трудового стажа,
установил:
Потанина И.Д. обратилась в суд с требованиями об обязании <данные изъяты> МВД по РК засчитать стаж её работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и время обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет в <данные изъяты> со службы из которых с должности <данные изъяты> она уволена ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом положений ст. 37 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ о гражданской процессуальной дееспособности в качестве ответчика по делу допущено МВД по РК.
В судебном заседании истица свои требования поддержала, сославшись на Федеральный закон «О ратификации соглашения между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения». Представитель ответчика, возражая против иска, указал на отсутствие правовых оснований к включению спорных периодов в выслугу лет Потаниной И.Д.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц и исследовав представленные письменные материалы, суд считает, что заявленные Потаниной И.Д. требования подлежат частичному удовлетворению.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Потанина И.Д. проходила службу в органах внутренних дел РФ в <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и приказом ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в специальном звании <данные изъяты> уволена с должности <данные изъяты> по собственному желанию (п. «а» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ). При этом выслуга лет истицы определена МВД по РК в 13 лет 22 дня в календарном исчислении и 15 лет 4 месяца 24 дня в льготном исчислении.
В целях определения права сотрудников органов внутренних дел на соответствующие дополнительные денежные выплаты и обеспечение, включая пенсию за выслугу лет, действующее законодательство устанавливает порядок исчисления такой выслуги (Федеральный закон «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы (работы)», Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941, Постановление Правительства РФ от 23 января 2003 года № 43, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.). Так, согласно ст. 18 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел может засчитываться время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы, а в целом порядок исчисления выслуги лет для назначения такой пенсии определяется Правительством РФ. Согласующееся с приведенным положением об отнесении периода учебы в выслугу лет содержится в п. 2 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941, регламентирующего зачет в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел времени обучения до поступления на службу в гражданских высших либо средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
До поступления на службу в <данные изъяты> и непосредственно перед ней Потанина И.Д. обучалась в государственных вузах – в <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ.) и переводом из него, не прерывая обучение, в <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ.), получив в ДД.ММ.ГГГГ высшее образование по специальности <данные изъяты>», поэтому невключение ей в выслугу лет периода прохождения этого обучения, имея в виду существующее правовое регулирование, объективно нарушает права истицы и, как следствие, подлежит судебной защите. Причем, то обстоятельство, что обучение имело место в высшем образовательном учреждении иностранного государства (<данные изъяты>), в рассматриваемом случае правового значения не имеет. Какие-либо ограничения на этот счет законом не предусмотрены. Суждение представителя МВД по РК о необходимости применения п. 2 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 с учетом подхода, сформулированного в п. 1 этого Постановления, когда разграничивается место прохождения военной и аналогичной ей службы, а для зачета срока службы за рубежом необходимо международное соглашение, ошибочно. Исходя из ст. 18 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 учеба засчитывается в выслугу как самостоятельно определяемый временной период, а не производный через иную правовую категорию – службу, и к ней не приравнивается. Важны лишь статус образовательного учреждения, уровень образования и взаимосвязь последнего с последующей службой. Касательно этого суд учитывает, что учебных заведений Министерства внутренних дел (МВД) РФ истица не заканчивала и иного высшего образования кроме <данные изъяты> не имеет. Вместе с тем в ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке ей было присвоено первое специальное звание <данные изъяты>. Согласно же ст. 26 Положения о службе в органах внутренних дел РФ это было возможно только в связи с признанием документов Потаниной И.Д. об образовании, полученном в <данные изъяты>, – единственных документов об образовании, хранящихся в личном деле <данные изъяты>.
Не обосновывает позицию ответчика и ссылка на внутриведомственные в <данные изъяты> правила о порядке установления выслуги лет – Приказ МВД РФ от 26 апреля 2003 года № 283. Такое нормативное регулирование направлено на организационное обеспечение реализации соответствующих правовых предписаний более высокого уровня, не содержит определяющих материально-правовое существо спора положений, не изменяет и не преодолевает существующий порядок исчисления выслуги лет, поскольку в силу ст.ст. 1 Федерального закона «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы (работы)» и 18 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» полномочия по определению этого порядка делегированы исключительно Правительству РФ. Кроме того, данный Приказ, что актуально в отношении именно периода обучения, не регулирует порядок исчисления выслуги лет для целей определения права на пенсию по выслуге лет и в то же время допускает возможность рассмотрения вопроса о зачете в выслугу лет для назначения надбавки к денежному содержанию более раннего временного периода вне зависимости от места текущего прохождения службы (п. 6 Инструкции о порядке организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел РФ). Материалы личного дела Потаниной И.Д. не содержат решений компетентных комиссий об отказе в зачете в выслугу лет периода учебы истицы в <данные изъяты> и <данные изъяты>, то есть и формальные препятствия к включению этого периода в выслугу лет у ответчика отсутствовали. Запрет ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых государств (СНГ) от 24 декабря 1993 года на изменение выслуги, установленной в связи со службой в странах СНГ, разрешаемого дела в данной части не касается – после окончания <данные изъяты> никакой перечисленной в этом Соглашении службы в <данные изъяты> Потанина И.Д. не проходила, соответственно, властями <данные изъяты> вопрос о зачете периода её обучения в выслугу объективно не мог быть рассмотрен.
При таких обстоятельствах ответчик обязан включить истице в выслугу лет в органах внутренних дел период её учебы в <данные изъяты> и <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ. с соответствующими ограничением (5 лет) и коэффициентом (0,5). Однако в остальной части иска Потаниной И.Д. следует отказать.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Потанина И.Д. в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> проходила службу в <данные изъяты>. Согласно Постановлению Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 и Постановлению Правительства РФ от 23 января 2003 года № 43 в выслугу лет лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается в том числе служба в органах внутренних дел (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников СНГ и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми РФ либо бывшим Союзом ССР заключены соответствующие договоры (соглашения). Таким соглашением, в частности, является заключенное 24 декабря 1993 года Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников СНГ, подписанноеАзербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной. РФ оно ратифицировано Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 103-ФЗ и касательно неё вступило в силу с 9 июля 1999 года. Это обстоятельство, несмотря на то, что <данные изъяты> до настоящего времени не подтверждено выполнение необходимых внутригосударственных процедур, допускает для целей применения Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» зачет в выслугу лет периода службы в соответствующих структурах государственных органов <данные изъяты>. Но такой зачет осуществляется только по правилам Соглашения. В силу же его ст. 2 эта служба в выслугу лет засчитывается в порядке, установленном законодательством страны, где проходила служба, то есть применительно к истице – с первоначальным определением её периода и характера <данные изъяты> компетентными органами. При этом установленная выслуга лет не подлежит изменению другой стороной Соглашения.
Таким образом, отсутствие у Потаниной И.Д. в настоящее время надлежащего подтверждения установления ей властями <данные изъяты> стажа и характера службы в период работы в <данные изъяты> исключает обязанность МВД по РК учитывать ей период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет. Суд принимает во внимание также то, что помимо отсутствия у любых властей РФ, включая судебные органы, полномочий по определению стажа службы в зарубежных государственных ведомствах, имеющиеся сведения о службе Потаниной И.Д. в <данные изъяты> некорректны. Так, указанный период, календарно составляющий 2 года 9 месяцев, в трудовой книжке истицы отражен как 2 года 8 месяцев 12 дней, работа (термин «служба» не используется) в <данные изъяты> (в личном деле <данные изъяты>) заверена печатью организации с другим наименованием – <данные изъяты>, а личное дело Потаниной И.Д., имея в виду использованный бланк МВД РФ, заведено не в <данные изъяты>.
Обоснование Потаниной И.Д. своих требований Соглашением между Правительством РФ и Правительством <данные изъяты> о гарантиях прав в области пенсионного обеспечения, заключенным ДД.ММ.ГГГГ, ошибочно. Данная договоренность, что прямо указано в тексте этого Соглашения (ст. 3), не распространяется на пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц. Не принимается судом и утверждение о якобы положительном разрешении аналогичного вопроса в отношении матери истицы, также, со слов Потаниной И.Д., проходившей службу в органах полиции <данные изъяты> и поступившей переводом в органы внутренних дел <данные изъяты>. В отличие от неё Потанина И.Д. свою службу (работу) в правоохранительных органах с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ прерывала.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Потаниной И.Д. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о восстановлении не засчитанного трудового стажа удовлетворить частично.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Карелия включить Потаниной И.Д. в выслугу лет в <данные изъяты> период учебы в <данные изъяты> и <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. в размере пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней.
Судья
К.Л.Мамонов
В порядке ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 27 июня 2011 года.