Дело № 2 – 302 / 14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Шаля 10 июня 2014 года
Шалинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Ярославцев В.Е.,
при секретаре Чикуновой Е.С.,
с участием представителя истца ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда к Муниципальному унитарному предприятию «Шалинская жилищно-коммунальная служба» об обязании совершить действия, а именно: выполнить обязательные требования санитарного законодательства
У С Т А Н О В И Л
Муниципальное унитарное предприятие Шалинского городского округа «Шалинская жилищно-коммунальная служба» (далее по тексту - МУП «Шалинская ЖКС») осуществляет свою деятельность на основании Устава МУП «Шалинская ЖКС», утвержденного постановлением Комитета по управлению муниципальным имуществом Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № 24. Предметом деятельности предприятия является оказание жилищно-коммунальных и иных услуг населению Шалинского городского округа.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения № от 11.03.2014г. проведена внеплановая документальная проверка в отношении юридического лица МУП «Шалинская ЖКС».
В результате проведенной внеплановой выездной проверки были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Первоуральск, Шалинском Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Шалинская жилищно-коммунальная служба» об обязании совершить действия, а именно: выполнить обязательные требования санитарного законодательства.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3, изложенные в иске доводы, поддержал, уточнив срок исполнения совершить действия ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ года, мотивируя тем, что в результате проведенной внеплановой документальной проверки в МУП «Шалинская ЖКС» были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
- в 2013 г. и в январе-марте 2014 г. не осуществлялся производственный лабораторный контроль в полном объёме и в установленных точках контроля качества питьевой воды, подаваемой населению (скважины №№ 6235, 6229, 7354, 7355, 4148, 3, 8328);
- не согласованы рабочие программы производственного контроля качества питьевой воды подземных источников водоснабжения и водопроводов, находящихся на балансе МУП «Шалинская жилищно-коммунальная служба»;
- отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации зоны санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения; проект организации зон санитарной охраны для подземных источников не разработан; зоны санитарной охраны не утверждены (скважины №№ 6235, 6229, 7354, 7355, 4148/1, 3, 8328);
- в 2013 г. и в январе-марте 2014 г. не проводятся дератизационные и дезинсекционные мероприятия в помещениях насосных скважин №№ 6235, 6229, 7354, 7355, 4148/1, 3, 8328: отсутствует договор на проведение работ и акты выполненных работ.
Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, составленными должностными лицами органа Роспотребнадзора, юридическим лицом МУП «Шалинская ЖКС» не разработаны проекты зон санитарной охраны следующих источников питьевого назначения:
подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважины № 6229, расположенной по адресу: р.<адрес>, предназначенной для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения р.<адрес>;
подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважины № 4148/1, расположенной по адресу: р.<адрес>, территория ж/д станция р.<адрес>, около <адрес>), предназначенной для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения р.<адрес>;
подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважины № 3, расположенной по адресу: р.<адрес>, предназначенной для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения р.<адрес>;
подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважины № 8328, расположенной по адресу: р.<адрес>, ул. <адрес>, предназначенной для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения р.<адрес>.
Таким образом, МУП «Шалинская ЖКС» на протяжении длительного времени не выполняются требования санитарного законодательства, а именно:
ст. 1, ст. 11, п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ.
п.п. 1.6., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
МУП «Шалинская ЖКС» информировано о необходимости утверждения проектов организации зон санитарной охраны для подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважин №№ 6229, 4148/1, 3, 8328, находящихся в эксплуатации предприятия путем получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии указанных проектов санитарным правилам. На момент проведения проверки данные проекты не разработаны, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проекта зон санитарной охраны для подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения не получены, и не утверждены в установленном порядке.
На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные требования по соблюдению санитарных правил, а также предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений не представлено.
Ответчик продолжает осуществление своей деятельности с нарушениями требований санитарного законодательства. Согласно описательной части акта обследования от 10.04.2014, численность населения <адрес>, находящегося под влиянием объектов (эксплуатирующего скважины), составляет примерно № человек, создается угроза загрязнения окружающей среды путем загрязнения водоносных горизонтов скважин и подземных вод. Таким образом, понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Учитывая изложенное, он просит обязать ответчика: в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать, иметь санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам проект организации зоны санитарной охраны с планами мероприятий и утвердить в установленном законом порядке размеры зон санитарной охраны для скважин № 6229, № 4148/1, № и № 8328.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности – ФИО4 с доводами представителя истца согласился, пояснив при этом, что подготовительной работой они уже занимаются, главная проблема – это недостаточность денежных средств на данные виды работ, которых у предприятия также нет в настоящее время. Предлагаемый представителем истца срок просит продлить до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что требуемые денежные средства для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проекта организации зон санитарной охраны с планами мероприятий и утверждения в установленном законом порядке размера зон санитарной охраны в 2014 году бюджетом не предусмотрены. Также необходимо решить вопрос о передаче им земельных участков, на которых расположены указанные объекты.
Представитель истца не возражал против установления срока исполнения решения суда по данному иску до ДД.ММ.ГГГГ для устранения выявленных нарушений законодательства.
Заслушав мнения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с Уставом муниципального унитарного предприятия Шалинского городского округа «Шалинская жилищно-коммунальная служба», утвержденного постановлением Комитета по управлению имуществом Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № - одним из основных видов деятельности МУП «Шалинская ЖКС» является сбор, очистка, распределение воды (л.д.№).
Договором № от ДД.ММ.ГГГГ года, о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, заключенного между комитетом по управлению имуществом Шалинского городского округа и Муниципальным унитарным предприятием Шалинского городского округа «Шалинская жилищно-коммунальная служба», последнему, согласно акту приема-передачи, переданы в том числе и водозаборные скважины по указанным в иске адресам (л.д.27-30).
Согласно представленной информации МУП «Шалинская ЖКС» - проекты организации зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения в указанной организации отсутствуют, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектной документации санитарным нормам и правилам так же нет.
Как установлено - в апреле 2014 года Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе Первоуральск, <адрес>х и городе Ревда проведена проверка МУП «Шалинская ЖКО» по соблюдению законодательства, регламентирующего использование и охрану источников питьевого водоснабжения, что подтверждается распоряжением Управления Роспотребнадзора по <адрес> о проведении внеплановой документальной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ № 01-01-01-03/4453, самим актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-28).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г. юридические лица обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; - разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.2009г. под санитарно – противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно положениям СанПиНа 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» определяют санитарно -эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах - вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
В соответствии с п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно -эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Следовательно, отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на проект организации зон санитарной охраны для подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважин №№ 6229, 4148/1, 3, 8328, находящихся в эксплуатации МУП «Шалинская ЖКС», является нарушением п.п. 1.6., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02.
Таким образом, МУП «Шалинская ЖКС» не разработало и не утвердило в установленном законом порядке (путем получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта зон санитарной охраны для подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения) размеры зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. Доказательств, подтверждающих не соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02, в ходе проведения внеплановой выездной проверки, со стороны юридического лица не представлено, в связи с чем, в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г.), то есть на протяжении длительного времени не выполняются требования санитарного законодательства, а именно:
ст. 1, ст. 11, п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.
п.п. 1.6., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
МУП «Шалинская жилищно-коммунальная служба» информировано о необходимости утверждения проектов организации зон санитарной охраны для подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважин №№ 6229, 4148/1, 3, 8328, находящихся в эксплуатации предприятия, путем получения санитарно эпидемиологических заключений о соответствии указанных проектов санитарным правилам. На момент проведения проверки данные проекты не разработаны, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проекта зон санитарной охраны для подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения не получены, и не утверждены в установленном порядке.
Неисполнение требований вышеуказанных санитарных правил и норм, требований Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» создают угрозу жизни и здоровью населения, использующего скважины в целях хозяйственно-питьевого назначения в <адрес>, а также работников данного юридического лица.
Согласно ст.ст. 3, 4, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и др..
В силу положений ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Статья 15 Конституции Российской Федерации прямо указывает, что органы государственной власти, органы местного самоуправлении, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Бездействие ответчика причиняет вред природе, санитарно-эпидемиологическому благополучию, влечет за собой нарушение прав граждан на здоровье, благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на таких основополагающих принципах, как: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 г. № 154 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2013 № 428) Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Свердловской области Служба представлена Управлением и его Территориальными отделами.
Следовательно, в силу ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как в соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Таким образом, настоящее заявление подано в защиту прав, свобод, и законных интересов неопределенного круга лиц - населения <адрес> в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ - для предупреждения причинения вреда.
Значит, исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку представитель ответчика иск признал и в судебном заседании им подтверждено, что проекты организации зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения в указанной организации отсутствуют, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектной документации санитарным нормам и правилам так же нет.
Что касается срока исполнения решения, то суд находит разумным и целесообразным установить срок ответчику для совершения действий – до ДД.ММ.ГГГГ по указанным им причинам.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - в связи с удовлетворением исковых требований, взысканию с ответчика подлежат судебные расходы – государственная пошлина в федеральный бюджет, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, исходя из суммы иска, не подлежащего оценке с физических лиц, поскольку иск подан в интересах физических лиц, то есть в сумме № рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда к Муниципальному унитарному предприятию «Шалинская жилищно-коммунальная служба» об обязании совершить действия, а именно: выполнить обязательные требования санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Шалинская жилищно-коммунальная служба» в срок до ДД.ММ.ГГГГ :
разработать, иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам проект организации зоны санитарной охраны с планом мероприятий и утвердить в установленном законом порядке размер зоны санитарной охраны для скважины № 6229, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
разработать, иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам проект организации зоны санитарной охраны с планом мероприятий и утвердить в установленном законом порядке размер зоны санитарной охраны для скважины № 4148/1, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>, территория ж/д станция р.<адрес>, около <адрес> Б).
разработать, иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам проект организации зоны санитарной охраны с планом мероприятий и утвердить в установленном законом порядке размер зоны санитарной охраны для скважины № 3, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
разработать, иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам проект организации зоны санитарной охраны с планом мероприятий и утвердить в установленном законом порядке размер зоны санитарной охраны для скважины № 8328, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>, ул. <адрес>.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Шалинская жилищно-коммунальная служба» в бюджет государственную пошлину в размере № рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в совещательной комнате в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.
Председательствующий судья В.Е. Ярославцев