Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1583/2017 ~ М-909/2017 от 03.03.2017

Дело № 2-1583/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 мая 2017 года

    Ленинский районный суд г. Смоленска

    в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

    при секретаре Барашковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисова Д.А. к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области», Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

Денисов Д.А. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области» (далее по тексту - ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области»), Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Смоленской области о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей 00 копеек. В обоснование иска Денисов Д.А. указал, что в результате отсутствия обеспечения надлежащих условий содержания (переполненность камер, нарушение нормы санитарной площади в камере на одного человека, отсутствие индивидуального спального места) во время его нахождения в следственном изоляторе в период с марта по май 2015 года ему были причинены нравственные и физические страдания.

С учетом характера спорных отношений к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области, Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России.

    Истец Денисов Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области» Стальченков Е.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск, указав, что права Денисова Д.А. действиями ФКУ «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области» не были нарушены (л.д. 30-31).

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области Скворцова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск, указав на то, что надлежащим ответчиком по делу является ФСИН России, как главный распорядитель бюджетных средств, а также на отсутствие оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда, поскольку в действиях ответчиков отсутствует вина в причинении вреда истцу, просила применить последствия пропуска истцом срока исковой давности (л.д. 16-20).

Представитель ответчиков УФСИН России по Смоленской области, Российской Федерации в лице ФСИН России Володченков А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск, указав, что права Денисова Д.А. действиями ФКУ «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области» не были нарушены (л.д. 35-36).

Заслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

    Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации.

По этим же правилам возмещается причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания.

Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе требования к помещениям, где они содержатся, регламентированы Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Данным законом установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15); заключённым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, им предоставляется индивидуальное спальное место, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырёх квадратных метров (статья 23); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан; администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (статья 24).

В целях обеспечения условий содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствии с требованиями указанного выше Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 2001 года № 161-дсп утверждены Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (СП 15-01 Минюста России).

По делу установлено, что Денисов Д.А. содержался в ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области» в период времени с 30 апреля по 04 июня 2015 года в камере № 301.

Согласно представленной ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области» справке для искусственного освещения камерного помещения № 301 установлено по два светильника ЛПО2-40 с 2 лампами дневного света ЛД-36, в ночное время включается освещение с лампой накаливания Б-36-40, а также две розетки для подключения электроприборов. В данных камерах установлена камерная мебель: стол (800х810мм, высотой 870 мм) со скамейкой (800х230мм, высотой 530 мм) для приема пищи, навесной шкаф для хранения посуды (700х300мм, высотой 700 мм), вешалка для верхней одежды (243х204мм, высотой 213 мм), настенное зеркало, подставка под бак с питьевой водой (500х500мм, высотой 700 мм), полка под туалетные принадлежности (300х300мм). В камерах имеется радио, урна для мусора и тазик для гигиенических целей и стирки одежды. Камерные помещения обеспечиваются централизованным отоплением. Температурный режим в камерах в соответствии со СНИП составляет не менее +18 градусов по Цельсию. В камерных помещениях имеется естественная вентиляция, которая осуществляется через оконный проем размером 1,10м*0,9м и искусственная вентиляция, которая осуществляется через вентиляционное отверстие диаметром 200 мм, находящееся в верхней части камеры с принудительным потоком уличного воздуха с помощью технического оборудования, а также в каждой камере имеется система сантехники, состоящей из умывальника и крана с централизованным подводом холодной (питьевой) воды и горячей воды. Унитаз отделен перегородкой, которая полностью отсекает санузел от жилой секции и имеет режим приватности. В жилой секции пол выполнен деревянной доской. Своими силами был проведен ремонт: окрашены стены и полы. Выдача постельного белья производится еженедельно. Осужденные ежедневно обеспечиваются трехразовым горячим питанием согласно меню-раскладки.

Из представленных ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области» справок следует, что в камере № 301 площадью 47,8 кв.м, оснащенной 18 спальными местами, в период с 30 апреля по 04 июня 2015 года содержалось от 15 до 37 человек (л.д. 32-34).

Таким образом, ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области» не представлено доказательств в опровержение доводов истца о переполненности камер в период его пребывания в ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области» с 30 апреля по 04 июня 2015 года.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в период пребывания истца в ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области» имело место содержание в нем осужденных, численность которых превышала количество имеющихся в камерах спальных мест. Тем самым, санитарная площадь камер, в которых содержался Денисов Д.А., во время его пребывания в учреждении была меньше установленной законом нормы в 4 кв.м.

Соответственно, пребывая в указанных камерах, истец фактически не был обеспечен отдельным спальным местом, поскольку заключенные, включая Денисова Д.А., были вынуждены делить спальные места и отдыхать по очереди.

Ответчиками данные обстоятельства не опровергнуты. К тому же бремя доказывания обстоятельств надлежащего содержания заключенного в учреждении системы исполнения наказаний лежит на ответчиках, поскольку истец является наименее защищенной стороной спора.

    Наличие объективных причин, обусловивших перелимит количества лиц, содержащихся в камерах, на которые ссылается ответчик ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области», не относится к числу обстоятельств, препятствующих удовлетворению предъявленного иска.

При таком положении, суд находит доказанным факт содержания истца в переполненной камере в условиях, не приемлемых с позиции ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Данные обстоятельства, по мнению суда, являются достаточными для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, и вызвать у истца чувство неполноценности, которое заставляет его ощущать себя униженным и оскорбленным. При этом судом принимается во внимание то обстоятельство, что ответчиками не представлено доказательств того, что указанные ограничения прав Денисова Д.А. были основаны на измеримых интересах безопасности.

В случаях причинения лицу вреда в результате действий (бездействия) государственных органов, а также их должностных лиц, гражданин имеет право на подачу иска о возмещении вреда за счет казны Российской Федерации по правилам ст.ст. 16, 1064, 1069 ГК РФ.

Согласно ст. 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства (п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Согласно подп. 12.1 п. 1, подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Главным распорядителем бюджетных средств согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Как следует из пункта 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Одновременно в силу пп. 6 пункта 7 указанного Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Учитывая, что моральный вред был причинен истцу ненадлежащим содержанием в подведомственном ФСИН России бюджетном учреждении уголовно-исполнительной системы, а ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, и одновременно главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности, то надлежащим ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация в лице ФСИН России.

По правилам ст.ст. 151, 1101 Гражданского Кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

С учетом доказанности факта нарушения личных неимущественных прав Денисова Д.А., а также вины Российской Федерации в нарушении этих прав, принимая во внимание то обстоятельство, что ФКУ «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области» финансируется из федерального бюджета по линии ФСИН России, исходя из прецедентной практики Европейского Суда по аналогичным спорам (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»), суд применительно к правилам ст.ст. 151, 1069 и 1071 ГК РФ считает возможным взыскать в пользу истца с Российской Федерации денежную компенсацию причиненного ему морального вреда, определив его размер, исходя из требований разумности и справедливости, а также длительности содержания Денисова Д.А. в указанных выше условиях.

Доводы ответчиков о пропуске Денисовым Д.А. установленного законом срока обращения в суд несостоятельны, поскольку заявленное истцом требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения принадлежащих ему личных неимущественных прав и нематериальных благ, в связи с чем, на это требование в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется.

С учетом установленных обстоятельств суд полагает справедливым и обоснованным взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца 1 500 рублей 00 копеек в счет компенсации морального вреда.

С учетом вышеизложенного, в остальной части иск Денисова Д.А. является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Денисова Д.А. к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области», Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Денисова Д.А. 1 500 рублей 00 копеек в счет денежной компенсации морального вреда, причиненного условиями содержания в местах лишения свободы.

В удовлетворении остальной части иска Денисова Д.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.



Председательствующий             К.М. Макарова

        

2-1583/2017 ~ М-909/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Денисов Дмитрий Анатольевич
Ответчики
Министерство финансов РФ в лице УФК по Смоленской области
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Макарова К.М.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
03.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2017Передача материалов судье
07.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2017Судебное заседание
02.05.2017Судебное заседание
02.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2017Дело оформлено
30.08.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее