Дело № 2-1602/22
адрес
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2022 года адрес
Останкинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Борисовой С.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1602/22 по иску Воробьева Александра Сергеевича к Маркину Егору Алексеевичу о понуждении исполнить условия предварительного договора
УСТАНОВИЛ:
Истец фио обратился в суд с иском к ответчику Маркину Е.А. о понуждении исполнить условия предварительного договора, мотивировав требования тем, что 07.03.2020 года между сторонами был заключен договор о подготовке и заключении в последующем договора купли-продажи нежилого помещения № 7361, расположенного на 3 этаже в здании по адресу: адрес, общей площадью 29,9 кв.м., кадастровый номер 77:02:0017001:6396, в соответствии с приложением № 1, являющимся неотъемлемой частью предварительного договора. Указанное в п.1.1 договора нежилое помещение принадлежит продавцу на праве собственности на основании договора купли-продажи нежилых помещений № 1 от 22.04.2019 года. В соответствии с п.2.1 договора по предварительной договоренности стоимость помещения составляет сумма, стоимость помещения остается неизменной на момент подписания основного договора купли-продажи. Согласно п.2.2 договора сумму в размере сумма покупатель уплачивает продавцу в течение 5 рабочих дней с момента подписания настоящего договора. В соответствии с п.4.2 договора стороны обязались подписать основной договор не позднее 30.04.2020 года, а в срок до 31.05.2020 года продавец обязался передать покупателю помещение по акту приема-передачи (п.4.3). Истец, как покупатель, внес обеспечительный платеж в размере сумма, однако ответчик от заключения основного договора уклонился, в связи с чем, 08.07.2020 года в его адрес была направлена претензия с требованием заключить основной договор, которая до настоящего времени в добровольном порядке не удовлетворена. Основываясь на изложенном, истец просит обязать ответчика заключить с истцом договор купли-продажи нежилого помещения № 7361, расположенного по адресу: адрес, общей площадью 29,9 кв.м., кадастровый номер 77:02:0017001:6396, на условиях о подготовке и заключении в последующем договора купли-продажи от 07.03.2020 года.
Истец в судебное заседание явился, извещён надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал по доводам письменных возражений.
Иные участники в суд не явились, извещены, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 07.03.2020 года между сторонами был заключен договор о подготовке и заключении в последующем договора купли-продажи нежилого помещения № 7361, расположенного н а3 этаже в здании по адресу: адрес, корп..7, общей площадью 29,9 кв.м., кадастровый номер 77:02:0017001:6396, в соответствии с приложением № 1, являющимся неотъемлемой частью предварительного договора.
Указанное в п.1.1 договора нежилое помещение принадлежит продавцу на праве собственности на основании договора купли-продажи нежилых помещений № 1 от 22.04.2019 года.
В соответствии с п.2.1 договора по предварительной договоренности стоимость помещения составляет сумма, стоимость помещения остается неизменной на момент подписания основного договора купли-продажи.
Согласно п.2.2 договора сумму в размере сумма покупатель уплачивает продавцу в течение 5 рабочих дней с момента подписания настоящего договора.
В соответствии с п.4.2 договора стороны обязались подписать основной договор не позднее 30.04.2020 года, а в срок до 31.05.2020 года продавец обязался передать покупателю помещение по акту приема-передачи (п.4.3).
Истец, как покупатель, внес обеспечительный платеж в размере сумма, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Как указывает истец, ответчик от заключения основного договора уклонился, в связи с чем, 08.07.2020 года в его адрес была направлена претензия с требованием заключить основной договор, которая до настоящего времени в добровольном порядке не удовлетворена.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ).
В силу статьи 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно части 1 статьи 429 Гражданского кодекса РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Основной договор должен быть заключен в срок, установленный в предварительном договоре, а если такой срок не определен, - в течение года с момента заключения предварительного договора (часть 4 статьи 429 ГК РФ). Если в пределах такого срока сторонами (стороной) совершались действия, направленные на заключение основного договора, однако к окончанию срока обязательство по заключению основного договора не исполнено, то в течение шести месяцев с момента истечения установленного срока спор о понуждении к заключению основного договора может быть передан на рассмотрение суда (часть 5 статьи 429 ГК РФ).
Несовершение ни одной из сторон действий, направленных на заключение основного договора, в течение срока, установленного для его заключения, свидетельствует об утрате интереса сторон в заключении основного договора, в силу чего по истечении указанного срока обязательство по заключению основного договора прекращается.
Из указанных норм права следует, что предметом предварительного договора купли-продажи согласно статье 429 Гражданского кодекса РФ является не отчуждение имущества в пользу покупателя, а лишь обязанность заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Из этого следует, что предварительный договор купли-продажи является договором о намерениях в будущем заключить договор купли-продажи и не порождает для сторон каких-либо иных последствий, кроме как связанных с заключением основного договора.
Регулирующая функция предварительного договора сводится исключительно к установлению обязанностей его сторон по заключению основного договора. Предварительный договор содержит не существенные условия основного договора, а условия, позволяющие установить существенные условия основного договора, т.е. перечень сформулированных существенных условий договора или только порядок их формулирования.
Как было указано выше, срок заключения сторонами основного договора согласован сторонами – не позднее 30.04.2020 года.
Из материалов дела следует, что денежные средства в размере сумма от покупателя продавцу не передавались.
Судом установлено, что основной договор купли-продажи до 30.04.2020 года заключен не был.
Каких либо доказательств того, что сторонами предварительного договора-купли-продажи недвижимости надлежащим образом были направлены предложения о заключении основного договора купли-продажи, в процессе рассмотрения спора суду представлено не было.
В суд с требованием обязать ответчика заключить основной договор купли-продажи на основании предварительного договора от 07.03.2020 года, истец обратился лишь 17.08.2021 года, т.е. с пропуском срока установленного ч. 4 ст. 429 ГК РФ и с пропуском срока установленного ч. 5 ст. 429 ГК РФ, таким образом срок обращения истца в суд по данному исковому требованию пропущен, о чем заявлено ответчиком.
Поскольку в установленный законом срок до 30.04.2020 года основной договор купли-продажи заключен не был, ни одна из сторон не потребовала в письменной форме заключить этот договор, постольку в силу положений статьи 429 (часть 6) Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекратились, и, соответственно, основания, предусмотренные ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, для понуждения к заключению основного договора отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Воробьева Александра Сергеевича к Маркину Егору Алексеевичу о понуждении исполнить условия предварительного договора – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Останкинский районный суд адрес.
Судья С.В. Борисова