Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-946/2017 ~ М-707/2017 от 23.05.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                

28 августа 2017 г. Томский районный суд Томской области в составе

председательствующего – судьи Томского районного суда Камыниной С.В.

при секретаре                          Поникаровской Н.В.

с участием

помощника прокурора Томского района                Амантаевой А.А.,

представителя материального истца                Корнели Д.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора,                                    Зыковой В.А.,        

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело №2-946/2017 по иску прокурора Томского района Томской области в интересах муниципального образования «Томский район» и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Томск» о признании отсутствующим право муниципального образования «Город Томск» на земельный участок и признании формирования земельного участка незаконным путем признания постановления Мэра города Томска от 27.06.2016 №677-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: Российская Федерация, Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1 на кадастровом плане территории» незаконным (недействительным),

                        у с т а н о в и л:

Прокурор Томского района Томской области обратился в суд с иском в интересах муниципального образования «Томский район» и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Томск» о признании отсутствующим право муниципального образования «Город Томск» на земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1, площадью 15132 кв.м, отнесенного к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации нежилых зданий сельскохозяйственного назначения, кадастровый номером 70:14:0300022:525 и признании постановления Мэра города Томска от 27.06.2016 №677-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: Российская Федерация, Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1 на кадастровом плане территории» незаконным (недействительным).

В обоснование иска указал, что в ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что Администрацией города Томска с ЗАО «Томскгипрозем» был заключен муниципальный контракт от 30.12.2013 о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под объектами муниципальной собственности, расположенными по адресам: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1, 1/1, 1/2, 1/3. Кадастровым инженером была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории под указанными объектами. В Администрацию Томского района 15.12.2014 поступило письмо первого заместителя Мэра города Томска о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Из ответа Администрации Томского района от 25.02.2015 следовало, что согласование схемы возможно согласно нормам СНиП II-97-76, приложен расчет площади земельных участков. Администрация города Томска обратилась в Администрацию Воронинского сельского поселения с заявлением (письмо от 14.10.2015) о согласовании схемы расположения земельного участка под объектами муниципальной собственности, распложенными по адресам: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1, 1/1, 1/2, 1/3, с приложением расчета площади земельного участка под ними и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Администрацией Воронинского сельского поселения от 28.10.2016 на данное обращение дан ответ, согласно которому представленная для согласования границ и площади схема не соответствует установленной приложением №2 к приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 форме, а также подлежит утверждению органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками,, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, кроме того, к обращению не приложены правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на участке. В период с 2016 г. по 20.03.2017 в Администрацию Воронинского сельского поселения иные заявления Администрации города Томска по вопросу утверждения указанной схемы расположения на кадастровом плане территории не поступали. Постановлением Мэра города Томска от 27.06.2016 №677-з на основании п.3 ст.3.1 Федерального закона от 25.01.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.ст.39.3, 39.20 ЗК РФ, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставление земельного участка предварительно согласовано муниципальному образованию «Город Томск». Пунктом 5 данного постановления Департаменту управления муниципальной собственности администрации города Томска поручено присвоить адрес земельному участку. Сведения о земельном участке 08.07.2016 внесены в Государственный реестр недвижимости, участку присвоен кадастровый номер 70:14:0300022:525, а 04.08.2016 на земельный участок оформлено право муниципальной собственности муниципального образования «Город Томск». Деревня Новомихайловка в границы муниципального образования «Город Томск» не входит, находится на территории Воронинского сельского поселения Томского района. Таким образом, Мэр города Томска распорядился земельным участком, расположенным на территории другого муниципального образования. В силу действующего законодательства на момент вынесения оспариваемого постановления и регистрации права собственности полномочия по распоряжению земельными участками в д.Новомихайловка, право государственной собственности на которые не разграничено, было отнесено к компетенции Администрации Воронинского сельского поселения, а с 01.01.2017 данные полномочия перешли к Администрации Томского района. Таким образом, Администрацией города Томская при оформлении прав на земельный участок была нарушена установления законом процедура предоставления земельного участка, превышены полномочия, то есть нарушен один из основных принципов противодействия коррупции. – принцип законности. В связи с нарушенными земельного законодательства, допущенными Мэром города Томска, прокурором Томского района было направлено представление об устранении нарушений земельного и антикоррупционного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, которое было отклонено. Мэром города Томска нарушены права компетентного органа местного самоуправления на распоряжение земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, а также права неопределенного круга лиц, которые вправе были обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка (в том числе территории, которая в настоящий момент включена в состав земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300022:525, и на которой не размещены четыре здания, принадлежащих муниципальному образованию «Город Томск». В качестве правового обоснования иска указаны ст.12, п.2 ст.214 ГК РФ, пп.5 ч.1 ст.1, ст.ст.11.3, 11.10, ст.39.3, ст.39.4, п.9 ч.2 ст.39.6, ст. 39.14, абз.4 ч.2 ст.60 ЗК РФ, ст.ст.22, 22.1, 23, 24, 25, 26, 27, 30 ГПК РФ, п.10 ст.3, п.1 и п.3 ст.3.1, абз.2 пп.2 ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.3 и ч.5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст.1 Закона Томской области от 27.11.1997 №584 «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск», п.2 ч.2 ст.2 Закона Томской области от 12.04.2004 №241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района», п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010, п.32 постановления Президиума ВАС РФ от 08.10.2013 №4995/13.

В ходе рассмотрения дела истцом были изменены исковые требования, в окончательном варианте просит признать отсутствующим право собственности муниципального образования «Город Томск» на земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1, площадью 15132 кв.м, отнесенного к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации нежилых зданий сельскохозяйственного назначения, кадастровый номером 70:14:0300022:525 и признать незаконным формирование земельного участка по адресу: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1 путем признания незаконным (недействительным) постановление Мэра города Томска от 27.06.2016 №677-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: Российская Федерация, Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1 на кадастровом плане территории», дополнительно указав в обоснование иска, что постановление от 27.06.2016 №677-з является документом о формировании границ земельного участка, как это требуют ст.ст.11.9, 11.10 ЗК РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Амантаева А.А. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, поддержала пояснения, данные иным представителем прокуратуры в предыдущих судебных заседаниях, согласно которым признали право Администрации города Томска на оформление земельного участка в собственность под объектами недвижимости, но полагают, что его площадь и конфигурация должны определяться компетентным органом, принятие решения о формировании земельного участка также должно быть осуществлено не ответчиком, а органом местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок. На заявление ответчика о пропуске 3-месячного срока оспаривания постановления пояснили, что оспариваемое постановление было выявлено в ходе сплошной проверки Администрации Воронинского сельского поселения 09.03.2017. Полагает, что подлежит применению срок исковой давности, установленный ГК РФ, так как оспаривается формирование и право собственности на земельный участок.

Представитель Администрации Томского района Корнели Д.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия один год, поддержал иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и пояснения участвовавшей в предыдущих судебных заседаниях представителя Администрации Томского района Мережкиной С.А., действующей по доверенности ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, которая полагает, что так как оспаривается право собственности на земельный участок, должен быть применен общий срок исковой давности.

Представитель ответчика Семинчук Е.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия один год, иск не признал. Представитель Семирук Е.А., а также участвующий в предыдущих судебных заседаниях представитель Чиков С.С., действующий по доверенности от 10.02.2017 сроком действия один год, в устных пояснениях и письменном отзыве указали, что на земельном участке с кадастровым номером 70:14:0300022:525 расположены объекты недвижимости: нежилые здания по адресам: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный 1, пер.Колхозный 1/1, пер.Колхозный 1/2 и пер.Колхозный 1/3, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию «Город Томск». Следовательно, в силу закона Администрация города Томска является уполномоченным органом на принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка, занятого зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования «Город Томск». Постановление Администрации Города Томска принято в соответствии установленным законом порядком предоставления земельного участка. Полагают, что прокурором избран неправильный способ защиты. Иск о признании права собственности с отсутствующим вправе предъявить только владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Указанный способ защиты применим только для случаев, когда имеется право притязания в отношении спорного объекта недвижимости, однако ни процессуальный, ни материальный истец не заявляют о том, что земельный участок должен принадлежать соответствующему муниципальному образованию. Кроме того, не заявляются и возражения против формирования такого же участка, той же площадью и в тех же границах. Признание права собственности муниципального образования «Город Томск» отсутствующим не обеспечит защиты нарушенных прав или законных интересов, поскольку в любом случае земельный участок будет принадлежать муниципальному образованию «Город Томск», независимо от органа, который примет решение о формировании земельного участка, так как на нем находятся принадлежащие городу Томску здания. Площадь земельного участка обоснована расчетами специалистов для обслуживания данных зданий, данный расчет не оспорен. На основании изложенного права неопределенного круга лиц не нарушаются. Кроме того, лица, претендующие на участок, вправе обратиться в Администрацию города Томска за предоставлением им земельного участка в соответствии с законом. Нарушений прав органов местного самоуправления Томского района и Воронинского сельского поселения не имеется, так как они были не против утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, просили только привести схему в соответствии с требованиями ст.11.10.ЗК РФ. Кроме того, полагают, что истец пропустил срок исковой давности, который в соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ составляет три месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Спорное постановление принято 27.06.2016, к моменту подачи иска прошло более 10 месяцев. Просят в иске отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Городского благотворительного фонда «Добрые руки» Зыкова В.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия три года, поддержала позицию ответчика, пояснила, что на земельном участке находятся коровник, телятник, жилой дом. Участок фондом используется тот, который между зданиями. На участке расположены вольеры для собак, собаки размещены также в коровнике. Поалагет, что собственник участка под строениями является собственником земельного участка для подхода к зданию.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Самойлову С.И., изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 8 ГК РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого действия и права, если иное не оговорено в решении) установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно п.п.1,2 ст.8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В силу п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

С момента ввода в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на земельные участки возникали и прекращались с момента регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а с 01.01.2017 согласно ст.ст. 7, 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества Единого государственного реестра недвижимости.

Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ч.1 ст.26 ЗК РФ).

Согласно ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, в том числе право собственности, сервитут, аренда, безвозмездное пользование земельными участками, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии со ст.ст.9,10, и 11 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Положениями п.2 ст.3.3. Федерального закона Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции, действующей в 2016 году, установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось:

- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

-органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

-органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;

-органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;

- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Согласно действующей на настоящий момент редакции данного пункта, право предоставления земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется:

- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;

- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

При этом никогда законодательно не было закреплено право органа местного самоуправления городского округа или городского поселения на распоряжение государственными землями, право собственности на которые не разграничено, расположенных на территории другого муниципального образования (района, сельского поселения).

Согласно п.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Частями 1, 3, 4, 13 ст.11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300022:525 площадью 15132 кв.м, распложенный по адресу: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилых зданий - сельскохозяйственного назначения принадлежит с 04.08.2016 муниципальному образованию «Город Томск», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11.07.2017.

Как следует из копии реестрового (регистрационного) дела, предоставленного по судебному запросу Управлением Росреестра по Томской области, право собственности за муниципальным образованием «Город Томск» было зарегистрировано на основании заявления о регистрации права собственности и приложенных к нему документов: решения Арбитражного суда Томской области от 06.04.2005 по делу №А67-2085/05, постановления Администрации (Мэра) города Томска от 27.06.2016 №677-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1 на кадастровом плане территории», и кадастрового паспорта земельного участка от 12.07.2016.

Решением Арбитражного суда Томской области от 06.04.2005 по делу №А67-2085/05 было признано за муниципальным образованием город Томск право собственности на:

- нежилое здание (дом животноводов) общей площадью 115,7 кв.м, расположенное по адресу: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, строение 1;

- нежилое строение (весовая) общей площадью 16,2 кв.м, расположенное по адресу: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, строение 1/1;

- нежилое строение (коровник) общей площадью 2855,41 кв.м, расположенное по адресу: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, строение 1/2;

- нежилое здание (телятник) общей площадью 1024 кв.м, расположенное по адресу: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, строение 1/3.

Постановлением Администрации (Мэра) города Томска от 27.06.2016 №677-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1 на кадастровом плане территории», вынесенном согласно преамбуле в целях разграничения государственной собственности на землю на территории Томской области, на основании служебной записки от 21.03.2016 вх.№403/3, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории 70:14:0300022, и на основании ст.ст.11.3, 39.15, 39.20 Земельного кодекса РФ, ст.3.1. Федерального закона №137-ФЗ, учитывая, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Воронинское сельское поселение», утвержденных решением совета Воронинского сельского поселения от 27.03.2013 №30, земельные участки расположены в зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-3), и в целях приведения земельных отношений в соответствие с действующим законодательством, было постановлено:

- предварительно согласовать МО «Город Томск» предоставление земельного участка из земель населенных пунктов по адресу: Российская Федерация, Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1 площадью 15132 кв.м (условный номер 70:14:0300022:ЗУ1) для эксплуатации нежилых зданий - сельскохозяйственного назначения;

- утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации нежилых зданий – сельскохозяйственного назначения: категория земель – земли населенных пунктов, местоположение земельного участка: Российская Федерация, Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1 площадью 15132 кв.м (условный номер 70:14:0300022:ЗУ1);

- уполномоченным лицам департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томская обеспечить комплекс работ по межеванию земельного участка и произвести государственный кадастровый учет земельного участка с учетом установленных ограничений в органе, осуществляющем кадастровый учет;

- Департаменту управления муниципальной собственностью администрации Города Томска присвоить адрес земельному участку.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 12.07.2016 на временный кадастровый учет поставлен земельный участок по адресу: Российская Федерация, Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1 площадью 15132 кв.м, межевание которого проведено кадастровым инженером Бояркиной Е.В. 06.07.2016, кадастровый номер участка 70:14:0300022:525 внесен в государственный кадастр недвижимости 08.07.2016.

В подтверждение межевания земельного участка истцом предоставлен межевой план от 06.07.2016, изготовленный кадастровым инженером Бояркиной Е.В. в связи с проведением кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Российская Федерация, Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1. Заказчиком кадастровых работ указан Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска.

Границы муниципального образования «Город Томск» установлены Законом Томской области от 27.11.1997 N 584 «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск».

Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300022:525 расположен в границах муниципального образования «Город Томск» ответчиком не представлено.

Согласно п.2 ч.2 ст.2 Закона Томской области от 12.11.2004 N 241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района» деревня Новомихайловка входит в состав муниципального образования (сельского поселения) Воронинского сельского поселения, входящего в состав муниципального образования (муниципального района) «Томский район».

Таким образом, Администрацией города Томска (Мэром города Томска) образован (сформирован) земельный участок путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на землях, расположенных на территории иного муниципального образования – Воронинского сельского поселения Томского района Томской области. Из чего в силу норм приведенного ранее земельного законодательства следует, что формирование земельного участка Администрацией города Томска путем утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было осуществлено при отсутствии соответствующих полномочий, а, следовательно, незаконно.

Довод ответчика о том, что на образованном земельном участке расположены здания (строения), принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию «Томский район», а, следовательно, участок в силу закона относится к собственности муниципального образования «Город Томск», что свидетельствует о правомочности образования земельного участка Администрацией города Томска, суд полагает несостоятельным, основанным на неправильном толковании закона.

Так, согласно ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. При этом никаких специальных прав для муниципальных образований данная норма не содержит.

Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок представления земельного участка, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которому предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Таким образом, нахождение на поверхности земли зданий, строений и сооружений обуславливает право на предоставление земельного участка, но не предоставляет правообладателю данных объектов права на образование земельного участка и наделение себя правами на него.

К тому же, как следует из межевого плана от 06.07.2016 и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Постановлением Администрации города Томска от 27.06.2016 №677-з, земельный участок включает в себя не только площадь под строениями, составляющую 4811,31 кв.м, но и дополнительную площадь в размере 11128,69 кв.м.

Доказательств обоснования данной площади, а тем более утвержденной конфигурации земельного участка, предусматривающей наличие большой компактно расположенной территории вне зоны расположения строений, ответчик не предоставил.

Расчет площади земельного участка по адресу: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1, 1/1, 1/2, 1/3, за подписью кадастрового инженера Бояркиной Е.В. суд не может считать таким доказательством, так как в графе о размере площади кадастровый инженер указала на СНиП, однако его наименование и данные об его утверждении (принятии) не привела. Кроме того, в расчете кадастровый инженер сослался на показатели плотности застройки площадок сельскохозяйственных предприятий (СП 19.13330.2011), однако данная территория относится к землям наследного пункта и как указано самим ответчиком в постановлении №677-з к зоне малоэтажной застройки, наличие сельскохозяйственных предприятий на данной территории не установлено.

Согласно договору безвозмездного пользования имуществом от 01.12.2005 муниципальное образование «Город Томск» передало вышеуказанные строения во временное безвозмездное пользование Городскому благотворительному фонду «Добрые руки» для размещения приюта. Как следует из пояснений представителя фонда Зыковой В.а. и поступившего в материалы дела из Администрации Воронинского сельского поселения документа, поименованного «Отзыв на исковое заявление», в строениях и на прилегающей к ним территории размещен приют для бездомных животных.

К тому же в расчете площади земельных участков, приложенной к ответу Главы Томского района на обращение первого заместителя мэра города Томска от 25.02.2015 на обращение о согласовании схемы земельного участка, указана возможная для предоставления площадь земельного участка согласно СНиП в размере 9333,45 кв.м, при испрашиваемом на тот момент участке площадью 41800 кв.м. При этом конфигурация возможного к предоставлению земельного участка значительно отличается от той, которая была утверждена постановлением Администрации города Томска от 27.06.2016 №677-з.

Глава Воронинского сельского поселения в ответе заместителю Мэра города Томска от 28.01.2016 на обращения за согласованием схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории указал на противоречие подготовленной схемы нормам действующего законодательства.

Таким образом, органы местного самоуправления Томского района возражали против образования спорного земельного участка как в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории установленным требованиям, так и из-за размеров и конфигурации участка.

Кроме того, оспариваемым постановлением Администрацией города Томска предварительно согласовано предоставление земельного участка и поручено соответствующего органу местного самоуправления данного городского округа присвоит земельному участку адрес.

В то же время в соответствии с приведенными выше нормами земельного законодательства предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, также относится к компетенции того органа, который распоряжается данными землями, а не собственника объектов недвижимости, расположенных на данном участке.

Исходя из анализа положений п.21 ч.1, частей 3 и 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов объектам адресации относится к вопросам местного значения органов местного самоуправления городского и сельского поселения и осуществляется данном органом только на территории данного поселения.

Таким образом, присвоение адреса спорному земельному участка органом местного самоуправления муниципального образования «Город Томск», также не правомочно.

Согласно информации Главы Воронинского сельского поселения, направленной прокурору Томского района 20.03.2017, Администрация Воронинского сельского поселения не присваивала адрес земельному участку с кадастровым номером 70:14:0300022:525.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

Согласно ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке (ст.64 ЗК РФ).

Суд полагает состоятельным довод истца о нарушении постановлением Мэра города Томска от 27.06.2016 №677-з и регистрацией права собственности на земельный участок за муниципальным образованием «Город Томск» как прав органов местного самоуправления Администрации Томского района на распоряжение землями, право государственной собственности на которые не разграничено, так и неопределенного круга лиц, которые фактически лишились права на образование и предоставление земельного участка в той части земель, которые не заняты принадлежащими ответчику зданиями и строениями, на пользование данной территорией как землей общего пользования.

При этом, поскольку признание незаконным образование земельного участка путем признания постановление Мэра города Томска от 27.06.2016 №677-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: Российская Федерация, Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1 на кадастровом плане территории» незаконным (недействительным) фактически влечет прекращение существования данного участка как объекта недвижимого имущества, обоснованно заявлено требование об аннулировании прав на него.

Согласно разъяснению, данному Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в п.52, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

В данном случае, ни процессуальный истец, ни Администрация Томского района не вправе заявлять требования о признании права собственности на спорную территорию, так как она подлежит отнесению к землям, право государственной собственности на которые не разграничено. По этой же причине, а также в связи с тем, что оспаривается само образование земельного участка и при признании его незаконным участок как объект исчезнет, невозможно заявить требование об истребовании из владения муниципального образования «Город Томск» данного земельного участка. В то же время при признании формирования земельного участка незаконным и права на него у ответчика отсутствующим, это приведет к восстановлению прав Администрации Томского района и неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, суд полагает, иск подлежащим удовлетворению.

Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности либо срока обращения в суд, установленного КАС РФ, суд полагает несостоятельным.

В данном случае оспаривается формирование и право собственности на земельный участок, постановление Администрации города Томска оспаривается как правоустанавливающий документ, которым сформирован земельный участок и на основании в том числе которого был поставлен участок как объект недвижимости на кадастровый учет и на него зарегистрировано право собственности в Едином государственном реестре недвижимости.

В связи с чем, суд полагает, что в данном случае подлежит применению нормы гражданского законодательства, а административного судопроизводства.

В соответствии со ст.ст.196, 200 ГК РФ срок исковой давности составляет три года с со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Из указанного следует, что срок исковой давности прокурором пропущен не был.

В соответствии п.5 ч.2 ст.14 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящее решение является основанием для внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора Томского района Томской области удовлетворить.

Признать формирование земельного участка по адресу: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1 путем признания незаконным (недействительным).

Признать незаконным (недействительным) постановление Мэра города Томска от 27.06.2016 №677-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: Российская Федерация, Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1 на кадастровом плане территории».

Признать отсутствующим право собственности муниципального образования «Город Томск» на земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, д.Новомихайловка, пер.Колхозный, 1, площадью 15132 кв.м, отнесенного к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации нежилых зданий сельскохозяйственного назначения, кадастровый номером 70:14:0300022:525.

Решение является основанием для внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Томский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –

судья Томского районного суда Камынина С.В.

2-946/2017 ~ М-707/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Томского района Томской области
Муниципальное образование "Томский район"
Ответчики
Администрация муниципального образования "город Томск"
Другие
Городской благотворительный фонд "Добрые руки"
Суд
Томский районный суд Томской области
Судья
Камынина Снежана Викторовна
Дело на сайте суда
tomsky--tms.sudrf.ru
23.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2017Передача материалов судье
26.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2017Подготовка дела (собеседование)
20.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2017Судебное заседание
21.07.2017Судебное заседание
10.08.2017Подготовка дела (собеседование)
10.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2017Судебное заседание
28.08.2017Судебное заседание
04.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2018Дело оформлено
23.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее