Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
16 сентября 2013 года г.Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Зуйковой В.М.,
при секретаре Львовой О.А.,
с участием старшего помощника прокурора Солецкого района Новгородской области Лебедевой М.В.,
представителей ответчиков Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области Егорова Е.В., Шветовой Т.О., Администрации Дубровского сельского поселения Солецкого района Новгородской области Устинской С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области, Администрации Дубровского сельского поселения Солецкого района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Солецкого района обратился в суд с вышеуказанным заявлением к ответчикам.
В обоснование указал, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды и размещения отходов производства и потребления на территории Дубровского сельского поселения обнаружено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов на земельном участке не отведенным для данных целей, в карьере д<адрес>. На данный земельный участок вывозятся бытовые и промышленны отходы со всех муниципальных образований Солецкого муниципального района.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что на территории Солецкого муниципального района в нарушении требований СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических мероприятий» не отведены земельные участки под размещение твердых бытовых отходов, не организован производственный контроль за эксплуатацией свалки, отсутствуют подъездные пути с твердым покрытием, отсутствует ограждения вокруг свалки, не осществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов вследствие отсутствия специализированного транспорта.. Таким образом, на территории Солецкого муниципального района до настоящего времени каких-либо специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов не имеется, действенных мер, направленных на изменение сложившийся ситуации, надлежащее исполнение федерального законодательства Администрацией Солецкого муниципального района не принимается.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов относится к вопросам местного значения поселений.
Размещение отходов производства и потребления на территориях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, может повлечь за собой возникновение пожаров и эпидемиологических заболеваний, негативно влияет на состояние природной среды.
Требования прокурора направлены на понуждение органов местного самоуправления в судебном порядке исполнить, возложенные на них законом обязанности.
Таким образом, полагает, что бездействие органов местного самоуправления городского поселения влечет за собой нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор Лебедева М.В. заявление поддержала по основаниям, в нем изложенным, дополнительно пояснив, что каждый человек в соответствии с Конституцией РФ имеет право на благоприятную окружающую среду, однако, на территории Солецкого муниципального района не проводится утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Администрацией Солецкого муниципального района возложенные на нее обязанности не выполняются, что приводит к ухудшению санитарно - эпидемиологической обстановки на территории Солецкого муниципального района, негативно влияет на состояние природной среды, создает угрозу возникновения пожаров и эпидемиологических заболеваний, полагает что установленный срок для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов до ДД.ММ.ГГГГ является выполнимым. Также полагает, что для ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов находящейся в карьере д. <адрес> следует установить срок для выполнения администрацией Дубровского сельского поселения до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Дубровского сельского поселения Солецкого района Новгородской области глава поселения Устинская С.М. требования признала полностью, пояснив, что в указанный период свалка будет ликвидирована.
Представители ответчика Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области Егоров В.Е. и Шветова Т.О. требования признали частично, пояснив, что установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ является незначительным, просят установить срок для выполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, пояснив, что в настоящее время на территории Солецкого муниципального района сбор мусора производится, организации и частные лица заключают договора на вывоз мусора, а потому полагают, что работа по сбору и вывозу мусора производится надлежаще.
Суд, выслушав пояснение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы по дела, приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно п.1 ст. 51 ФЗ РФ №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (В редакции ФЗ РФ №160-ФЗ от 23 июля 2008 года, №309-ФЗ от 30 декабря 2008 года, №32-ФЗ от 14 марта 2009года) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
При этом согласно требованиям п.2 ст. 51 Закона запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и иные подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (В редакции ФЗ РФ № 160-ФЗ от 23 июля 2008года, № 196-ФЗ от 08 ноября 2008 года) под отходами производства и потребления понимается остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно требованиям п.1, п.2 ст. 12 Закона создания объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Территории муниципальных образований подлежат согласно п.1 ст. 13 ФЗ РФ №89-ФЗ от 24 июня 1998года «Об отходах производства и потребления» (В редакции ФЗ РФ № 160-ФЗ от 23 июля 2008года, № 196-ФЗ от 08 ноября 2008 года) регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют согласно ч.2 ст.13 Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится в соответствии со ст.8 Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п.п.18 п.1 ст. 14 ФЗ РФ №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257 - ФЗ, от 08.11.2007 N 260 - ФЗ, от 10.06.2008 N 77- ФЗ, от 23.07.2008 N 160 - ФЗ, от 25.11.2008 N 222 - ФЗ, от 03.12.2008 N 246 - ФЗ, от 25.12.2008 N 274 - ФЗ, от 25.12.2008 N 281 - ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к сельским поселениям относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу Закона Новгородской области от 04 декабря 2006 года №734-ОЗ «Об определении порядка решения вопросов местного значения вновь образованных поселений области в переходный период в 2007 году», к вопросам местного значения поселения, решаемым органами местного самоуправления вновь образованных поселений, расположенных на территории Солецкого муниципального района Новгородской области, относятся все вопросы, указанные в ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 14 ст. 5 Устава Солецкого муниципального района Новгородской области принятого решением Думы Солецкого муниципального района от 09 сентября 2005 года №24, к вопросам местного значения Солецкого муниципального района Новгородской области относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из материала дела усматривается, что Администрацией Солецкого муниципального района требования Конституции Российской Федерации и выше названных законов не исполнены.
Таким образом, учитывая, что органом местного самоуправления Солецкого муниципального района Новгородской области является Администрация Солецкого муниципального района Новгородской области, в полномочии которой согласно нормам действующего законодательства входит организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, суд находит, что Администрация Солецкого муниципального района обязана организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Солецкого муниципального образования.
При этом суд находит, что поскольку в соответствии с п.п.1 п.1 ст.14, п.п.1 п.1 ст. 15 ФЗ РФ №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257 - ФЗ, от 08.11.2007 N 260 - ФЗ, от 10.06.2008 N 77- ФЗ, от 23.07.2008 N 160 - ФЗ, от 25.11.2008 N 222 - ФЗ, от 03.12.2008 N 246 - ФЗ, от 25.12.2008 N 274 - ФЗ, от 25.12.2008 N 281 - ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать, исполнять бюджет, а также осуществлять контроль за исполнением бюджета, согласно требованию ст.ст. 9,39,40 БК РФ вправе также устанавливать и исполнять расходные обязательства, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий, субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отсутствие либо недостаток финансирования не является основанием для того, чтобы не реализовывать свои полномочия, в том числе в сфере природопользования.
На основании вышеизложенного, учитывая, что в судебном заседании установлено, что в нарушение природоохранного законодательства ответчиком Администрацией Солецкого муниципального района не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, таким образом, установлен факт неисполнения ответчиком обязанности, возложенной на него законом, в результате чего нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а потому суд находит, что исковые требования прокурора Солецкого района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солецкого муниципального района и Администрации Дубровского сельского поселения являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Срок исполнения заявленного прокурором требования к Администрации Солецкого муниципального района - до ДД.ММ.ГГГГ судом оценивается как разумный и достаточный.
Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 11, 56, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Солецкого района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области, Администрации Дубровского сельского поселения об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Администрацию Солецкого муниципального района Новгородской области, расположенной по адресу: <адрес> организовать утилизацию и переработку бытовых промышленных отходов на территории Солецкого муниципального района Новгородской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию Дубровского сельского поселения Солецкого района Новгородской области расположенную по адресу: <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, находящуюся в карьере д<адрес> Дубровского сельского поселения Солецкого района Новгородской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Солецкий районный суд, в течение месяца, со дня вынесения мотивированного решения с 19 сентября 2013 года.
Председательствующий В.М. Зуйкова
Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2013 года.