Решение по делу № 2-2855/2016 ~ М-3252/2016 от 25.07.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2016 год        г. Октябрьский, РБ

Октябрьский городской суд РБ в составе председательствующего судьи Александриной И.А.,

при секретаре Закировой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2855/16 по иску прокурора <адрес> РБ в интересах Кустов А.В. к Администрации ГО <адрес> РБ об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет,

У С Т А Н О В И Л:

          Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Кустов А.В. с иском к Администрации ГО <адрес> об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет, в обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> РБ в связи с поступившим обращением Кустов А.В. проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. В ходе данной проверки установлены нарушения требований закона, связанные с непредоставлением жилья Кустов А.В. Проведенная по поступившему обращению проверка показала, что в нарушение установленных норм федерального и республиканского законодательства жилье указанной категории лиц, надлежащим образом не выделяется. Установлено, что Кустов А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Кустов А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в администрации городского округа <адрес> РБ. Кустов А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> закрепленного в собственности жилого помещения не имеет. ДД.ММ.ГГГГ Кустов А.В. закончил обучение в <данные изъяты>

Просит суд обязать Администрацию ГО <адрес> РБ предоставить Кустов А.В. жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет на территории <адрес> РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Хафизова А.К., исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Соистец Кустов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации ГО <адрес>, по доверенности Ф. М.З. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что администрация возложенные на нее обязанности по обеспечению жильем детей-сирот жилыми помещениями исполняет в полном объеме.

Представитель третьего лица Органа опеки и попечительства, по доверенности Ш. А.З. в судебном заседании поддерживала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.

Представитель третьего лица Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, предоставив отзыв на исковое заявление, согласно которого указал, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Представитель третьего лица МАУ «Комитет по жилищной политике» ГО <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

        Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Участие в деле прокурора предусмотрено ст.45 ГПК РФ.

          Статьей 40 Конституции РФ регламентировано право каждого на жилище.

Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.).

При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма расширены основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", упразднено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Частью 2 статьи 4 данного Федерального закона, распространено действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона;

В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с пунктом 6 данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 данной статьи, составляет пять лет и такой договор может быть один раз заключен на новый пятилетний срок; по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять в отношении данного жилого помещения решение об исключении его из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения.

Согласно пунктам 1 и 9 той же статьи благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат обеспечению также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, что не предусматривалось ранее действовавшим законодательством; право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) (о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно паспорта серии , выданного Отделом УФМС России по РБ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Кустов А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ.

С 2007 года опекуном Кустов А.В. и К.К.В. назначена бабушка К. Н.Н., кроме того, Кустов признаны нуждающимися в государственной поддержке, что подтверждается постановлением главы администрации ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ Кустов А.В. и К.К.В. приняты с ДД.ММ.ГГГГ в льготную очередность на получение жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

Согласно ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частью 8 ст.8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) установлено, что дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.6 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005г. № 260-з (ред. от 04.12.2012г. №609-з) органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Статьей 2 Закона РБ от 28.12.2005г. № 260-з установлено, что государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.

Таким образом, суд отмечает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и может быть возложена ими на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

В развитие указанных предписаний статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 4 ст. 49 ЖК РФ следует, что определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В соответствии с п.3 и п.5 ст. 19 Федеральном законом от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом из законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отделенных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральном законом от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что Кустов А.В. относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, очередность установлена в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ Кустов А.В. окончил обучение в <данные изъяты> ему по настоящее время жилое помещение не предоставлено.

Кроме того в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие доводы истца о необходимости предоставления Кустов А.В. жилого помещения, подтверждающие его статус, отсутствие недвижимого имущества на территории ГО <адрес>, постановку ее на специальный учет.

Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 г № 260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012 г.) к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления, отнесены полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В соответствии с Законом РБ № 188-з от 27.10.1998 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений, они предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

            Социальная норма предоставления жилья, предусмотренная Решением Октябрьского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ. «Об учетных нормах и нормах предоставления гражданам жилой площади по договорам социального найма», составляет не менее 14 квадратных метров.

          Таким образом, суд считает, что Администрация городского округа <адрес> Республики Башкортостан обязана предоставить Кустов А.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории <адрес> Республики Башкортостан.

           Оценивая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в части предоставления Кустов А.В. жилого помещения по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет, необходимо отразить, что данное помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, не менее <данные изъяты>

           Руководствуясь ст. ст. 12, 193 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

           Исковые требования прокурора <адрес> РБ в интересах Кустов А.В. к Администрации ГО <адрес> РБ об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья- удовлетворить.

Обязать Администрацию ГО <адрес> предоставить Кустов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет на территории <адрес> РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, не менее <данные изъяты>

           На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский городской суд РБ.

Судья                                                                        И.А.Александрина

2-2855/2016 ~ М-3252/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кустов Александр Владимирович
Прокурор г. Октябрьский РБ
Ответчики
Администрация ГО г. Октябрьский
Другие
МБУ Комитет по жилищной политике
Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре
Министерство образования РБ
Отдел опеки и попечительства Администрации ГО г.Октябрьский РБ
Суд
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Александрина И.А.
Дело на странице суда
oktabrsky--bkr.sudrf.ru
25.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2016Передача материалов судье
26.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2016Подготовка дела (собеседование)
08.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2016Судебное заседание
17.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2016Дело оформлено
19.12.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее