Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-104/2014 ~ М-9/2014 от 14.01.2014

Гражданское дело № 2-104/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

12 марта 2014 г.                                     с. Шалинское

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Мордвинов А.П.,

при секретаре Мамоля К.В.,

с участием представителя истца Дубковой А.А. - Колесникова М.А., действующего на основании нотариальной доверенности от 15 октября 2013 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Дубковой Алены Александровны к Администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Дубкова А.А. через представителя по доверенности Колесникова М.А. обратилась в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к Администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края (далее – Камарчагский сельсовет) о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Исковые требования аргументированы тем, что в 1980 г. отцу истца, Покаташкину А.Г., решением профсоюзного комитета Камарчагского леспромхоза (Таджиклес), где он работал, была выдела квартира по адресу: <адрес>, при этом документы на квартиру вместе с решением после ликвидации предприятия были утеряны, однако все эти годы семья Дубковой А.А. продолжала проживать в спорной квартире. Покаташкин А.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, при этом ранее родители Дубковой А.А. участия в приватизации принимали. Дубкова А.А. решила воспользоваться своим правом, неоднократно обращалась в Камарчагский сельсовет за договором социального найма, но ей было отказано по тем основаниям, что спорная квартира в реестре муниципальной собственности не числится. Дубкова А.А., тем не менее, считает, что проживает в квартире на условиях социального найма.

Исходя из изложенных обстоятельств, Дубкова А.А., ссылаясь на положения п. 3 ст. 218 ГК РФ, просит суд, в установленном ч. 3 ст. 218 ГК РФ порядке признать за Дубковой Аленой Александровной право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью 38,5 кв.м. и кадастровым номером .

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Манский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю, ознакомившись с исковым заявлением Дубковой А.А., представил отзыв, суть которого сводится к тому, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность в порядке, предусмотренном Законом РФ от 04 сентября 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентство по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, ознакомившись с исковым заявлением Дубковой А.А., представило отзыв, в котором указывается на то, что квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается.

Истец Дубкова А.А., будучи извещенной о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явилась, однако для участия в рассмотрении гражданского дела явился ее представитель Колесников М.А., который в ходе судебного заседания заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, указал на то, что Дубкова А.А. в настоящее время оплачивает только коммунальные услугу, плату за найм жилого помещения в Камарчагский сельсовет не производит, документов о деятельности «Таджиклес», подтверждающих его принадлежность к государственным и муниципальным предприятиям, он (Колесников А.А.) предоставить не может, равно как и не может предоставить документы, подтверждающие вселение членов семьи Покаташкина А.Г. в жилое помещение на условиях договора социального найма, нахождение спорной квартиры в государственной или муниципальной собственности, в том числе и на период существования «Таджиклеса». Камарчагский сельсовет, как считает Колесников М.А., в связи с ликвидацией «Таджиклес» должен зарегистрировать свое право собственности на спорное жилое помещение, включить его в фонд социального использования, однако этого не сделал и в настоящее время продолжает уклоняться от возложенной на него обязанности, чем ограничивает права Дубковой А.А. на приватизацию спорного жилого помещения.

Представители ответчика Камарчагского сельсовета, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, Администрации Манского района Красноярского края, Манского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому края, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, направили в адрес суда ходатайства о проведении судебного разбирательства без участия представителей.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, а также третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Покаташкина Н.Ю., будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату не направили, в связи с чем их неявка признается судом неуважительной.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, суд проводит судебное разбирательство при имеющейся явке сторон в отсутствие, неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в рассмотрении гражданского дела.

Исследовав материалы гражданского дела, с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу, что заявленные Дубковой А.А. исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Положениями ст. 35 Конституции РФ предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с п. 1 ст. 217 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц, в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Правовое регулирование приватизации жилого фонда на территории РФ осуществляется в соответствии Законом РФ от 04 сентября 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», и, согласно ст. 1 этого Закона, под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В силу ст. 2 указанного Закона граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, при этом жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона РФ от 04 сентября 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ»).

Жилищный кодекс РСФСР (далее - ЖК РФ) предусматривал в ст. 10, что жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда предоставлялись гражданам в бессрочное пользование

Исходя из положений ст. ст. 42, 43, 47 ЖК РСФСР, с учетом норм Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», основанием для вселения гражданина в предоставляемое жилое помещение являлся ордер, который выдавался органом местного самоуправления, и этот документ являлся единственным основанием для вселения гражданина в предоставленное жилое помещение. Жилые помещения предоставлялись гражданам в домах жилищного фонда местного самоуправления органом местного самоуправления при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, а жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному органом местного самоуправления.

Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер (ст. 51 ЖК РСФСР).

В силу ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользовались наравне с нанимателем всеми правами и несли все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.

ЖК РСФСР утратил силу с 01 марта 2005 г. в связи с вступлением в силу Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, этот кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Нормой ч. 1 ст. 60 ЖК РФ закреплено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

Исходя из положений ст. 62 ЖК РФ, самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения могут быть только изолированные жилые помещения.

В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, другие родственники признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют суду установить, что в соответствии с кадастровым паспортом, выданным 16 декабря 2013 г. Территориальным отделом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Красноярскому краю, по адресу: <адрес> находится жилое помещение, общей площадью 38,5 кв.м., и этому жилому помещению присвоен кадастровый номер .

Нахождение по указанному адресу спорного жилого помещения усматривается и из технического паспорта жилого помещения, выданного 15 ноября 2013 г. Манским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», согласно которому общая площадь жилого помещения составляет 38,5 кв.м., из них жилой 22,2 кв.м.

Информационные письма от 13 декабря 2013 г. Комитета по управлению муниципальным имуществом Манского района Красноярского края (структурного подразделения Администрации Манского района Красноярского края), от 10 декабря 2013 г. Камарчагского сельсовета, свидетельствуют о том, что спорная квартира в реестре муниципальной собственности указанных муниципальных образований не состоит.

Недвижимое имущество, на которое претендует Дубкова А.А. не состоит и в реестре государственной собственности Красноярского края, что подтверждается отзывом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 06 февраля 2014 г.

В соответствии со справкой, выданной 03 декабря 2013 г. Манским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», сведения о зарегистрированных правах на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, отсутствуют, равно как и нет сведений о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости в выписке из ЕГРП, выданной 05 февраля 2014 г. Манским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярского края.

Исходя из таких данных, суд признает, что по адресу: <адрес> находится жилое помещение - квартира, общей площадью 38,5 кв.м., из них жилой 22,2 кв.м, с кадастровым номером , и каких-либо прав на нее за участниками гражданского оборота не зарегистрировано.

В соответствии с выпиской из финансово-лицевого счета похозяйственной книга Камарчагского сельсовета по адресу: <адрес>, состоят: Покаташкина Н.Ю. (без указания на дату регистрации), Дубкова А.А. (с рождения по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время).

14 февраля 2014 г. Покаташкиной Н.Ю. дано нотариальное согласие на приватизацию спорной квартиры с отказом от участия в приватизации указанного имущества.

Исковые требования Дубковой А.А. связаны с приватизацией жилого помещения, однако в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04 сентября 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» передаче в собственность граждан подлежат только те объекты жилого фонда, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, либо находятся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), и только в случае если эти объекты предоставлялись гражданам на условиях договора социального найма.

Дубковой А.А., несмотря на указанные положения ст. 1 Закона РФ от 04 сентября 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», не представлено сведений о том, что на момент заселения членов ее семьи спорное жилое помещение находилось или находится в настоящее время в государственной (муниципальной) собственности, было передано в пользование ее родителям Покаташкину А.Г. и Покаташкиной Н.Ю., либо другим членам ее семьи на условиях договора социального найма жилого помещения - ни ордер и ни сам договор социального найма спорного жилого помещения суду стороной истца не представлены, и это в условиях того, что ни Покаташкина Н.Ю., ни Дубкова А.А., как пояснил Колесников М.А., не осуществляют платежей за найм жилого помещения.

В соответствии с ответами Камарчагского сельсовета от 21 февраля 2014 г., КУМИ Манского района от 21 февраля 2014 г. договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, между указанными муниципальными органами и Покаташкиным А.Г., Покаташкиной Н.Ю., Дубковой (Покаташкиной) А.А. не заключался.

Имеющиеся в материалах гражданского дела сведения не позволяют установить обстоятельства, при которых семья Дубковой А.А. была вселена в спорное жилое помещение, а соответственно разрешить вопрос о наличии у членов семьи Дубковой А.А. имущественных прав на спорное жилое помещение, возникших из договора социального найма на это помещение. Представленную стороной истца копию из похозяйственной книги, содержащую сведения по семье Покаташкина А.Г. суд во внимание не принимает, поскольку в ней содержатся сведения только о составе семьи Покаташкина А.Г., полный адрес жилого помещения не указан (<адрес>), не указаны в нем и основания для вселения перечисленных в ней лиц в жилое помещение, и более того, эти сведения даны за 1976 - 1979 гг., в то время как по утверждениям Дубковой А.А. спорная квартира была представлена ее отцу Покаташкину А.Г. в 1980 г.

Приложением № 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга и муниципальную собственности» предусматривалась передача в муниципальную собственность объектов государственной собственности, расположенных на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов в виде жилищного и нежилого фонда, находящегося в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

Исходя из положений ст. 18 Закона РФ от 04 сентября 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Камарчагский сельсовет, с учетом положений ст. 18 Закона РФ от 04 сентября 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» действительно обязан принять в свою собственность жилищный фонд при ликвидации государственных и муниципальных предприятий, за которыми был закреплен этот фонд, однако стороной истца не доказано того, что эта квартира была возведена Камарчагским леспромхозом («Таджиклесом»), находилось у него на балансе либо была передана ему в полное хозяйственное ведение. Дубковой А.А. к тому же не представлено данных о том, что Камарчагский леспромхоз («Таджиклес») являлся государственным или муниципальным предприятием и в настоящее время ликвидирован.

Недоказанность стороной истца имущественных прав Дубковой А.А. на спорное жилое помещение, возникших на условиях договора социального найма, а также недоказанность принадлежности спорного объекта недвижимости к государственному или муниципальному жилищному фонду, ведомственному жилищному фонду государственных (муниципальных) предприятий не позволяет суду удовлетворить заявленные требования, в связи с чем суд отказывает Дубковой А.А. в признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью 38,5 кв.м., с кадастровым номером

Исходя из существа заявленных требований, суд считает необходимым обратить внимание Дубковой А.А. на то, что она не лишена возможности признать за собой право собственности на спорное жилое помещение, по иным основаниям, в том числе и в связи с наличием у нее имущественных прав на земельный участок, на котором расположена квартира, и давностью владения этим недвижимым имуществом.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Дубковой Алены Александровны к Администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью 38,5 кв.м., с кадастровым номером - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы, представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                 А.П. Мордвинов

Резолютивная часть решения оглашена 12 марта 2014 г.

Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2014 г.

2-104/2014 ~ М-9/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дубкова Алена Александровна
Ответчики
Администрация Камарчагского сельсовета
Другие
Администрация Манского района
Покаташкиной Нелли Юлисовне
Манского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае
Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края
Суд
Манский районный суд Красноярского края
Судья
Мордвинов Александр Петрович
Дело на странице суда
mansk--krk.sudrf.ru
14.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2014Передача материалов судье
19.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2014Подготовка дела (собеседование)
18.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2014Судебное заседание
17.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2014Дело оформлено
01.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее