Дело № 3а-285/2019
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего судьи Кубасова И.Г.,
при секретаре Фоменко А.А.,
рассмотрев 9 июля 2019 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Спириной О. Г. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Спирина О.Г., действующая в интересах своей несовершеннолетней дочери Спириной С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200000 рублей.
В обоснование требований указала, что 27 марта 2018 года исполнительный лист, выданный на основании решения Волжского городского суда Волгоградской области суда от 30 ноября 2017 года, был предъявлен к исполнению, однако до настоящего времени решение не исполнено, благоустроенное жилое помещение Спириной Софье как ребёнку-инвалиду, страдающему хроническим заболеванием, указанном в Перечне тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённом Постановлением Правительства РФ №378 от 16 июня 2006 года, по договору социального найма на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области не предоставлено.
В результате длительного неисполнения решения Софья вынуждена проживать в условиях, не отвечающих состоянию её здоровья, испытывать моральные и физические страдания.
В судебном заседании представитель административного истца Шаповалов Н.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и просил взыскать в пользу истицы компенсацию за нарушение разумных сроков исполнения судебного акта в размере 200000 рублей, полагая указанную денежную сумму соразмерной характеру и степени нарушений прав истицы, допущенных стороной ответчика.
Административный истец Спирина О.Г. в судебное заседание не явилась, направила в суд письменное заявление, в котором просила заявленные ею требования удовлетворить, а дело рассмотреть в её отсутствие.
Представитель административных ответчиков Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и Управления финансов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Ильченко Н.Ю. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив суду, что для исполнения решения суда администрацией города Волжского Волгоградской области предпринимались все возможные меры.
Для исполнения судебного решения Администрация города Волжского провела 3 электронных аукциона с целью приобретения жилого помещения, однако аукционы признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок. Других свободных жилых помещений, которые могли бы быть предоставлены истцу, в распоряжении Администрации города Волжского не было и нет.
При таких обстоятельствах и ввиду объективных причин, препятствующих исполнению судебного акта, полагал, что вины Администрации города Волжского в неисполнении судебного решения нет.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области в судебное заседание своего представителя не направило, Управлением суду представлена копия Исполнительного производства № <...>-ИП, возбужденного 27 марта 2018 года в связи с исполнением решения Волжского городского суда Волгоградской области суда от 30 ноября 2017 года.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, иные представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе, право на исполнение судебного акта в разумный срок, которое реализуются посредством организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.
Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон N 68-ФЗ) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.
В силу статьи 1 Закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).
В соответствии с частью 2 статьи 2 названного Федерального закона размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона №68-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены в частях 1 и 4 статьи 250 КАС РФ.
Как установлено пунктом 5 части 9 статьи 3 Закона №68-ФЗ, при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пунктах 40, 46, 47, 48, 50, 55, 56 постановления от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий суда или судьи, органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ), судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета. При оценке своевременности мер, принимаемых судом, органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту. Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств. При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом № 229-ФЗ, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта. Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а также период приостановления производства по делу или исполнения судебного акта включаются в общую продолжительность исполнения судебного акта.
В силу статьи 2 Закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении финансов по г. Волжскому, утверждённого Приказом Управления финансов Администрации Волгоградской области от 29.02.2000 № 19 Управление финансов по г. Волжскому является органом управления финансами г. Волжского и входит в единую финансовую систему Волгоградской области.
При разрешении заявленных требований установлено, что решением Волжского городского суда Волгоградской области от 30 ноября 2017 года на администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области возложена обязанность по предоставлению Спириной С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области не ниже социальных норм с учётом наличия права на дополнительную жилую площадь. Решение суда после его обжалования в апелляционном порядке вступило в законную силу 14 февраля 2018 года.
14 марта 2018 года был выдан исполнительный лист, который 27 марта 2018 года сдан в службу судебных приставов. Указанные обстоятельства подтверждаются копией материалов исполнительного производства № <...>-ИП, приобщенных к материалам настоящего дела.
Из материалов исполнительного производства следует, что 27 марта 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. в отношении администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области возбуждено исполнительное производство под номером № <...>-ИП с предметом исполнения - предоставить Спириной С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области не ниже социальных норм с учётом наличия права на дополнительную жилую площадь.
Требования об исполнении решения суда направлялись должнику неоднократно (07 мая 2018 года, 08 августа 2018 года, 09 ноября 2018 года, 17 января 2019 года, 11 марта 2019 года, 03 июня 2019), на что должником предоставлялась информация о мерах, предпринимаемых для исполнения. В частности, со ссылкой на отсутствие свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде городского округа, должностные лица администрации города Волжского сообщали о проведении электронных аукционов для приобретения жилья.
С целью приобретения жилого помещения истцу было проведено 3 аукциона (2 в 2018 году и 1 в 2019 году). Все они признаны несостоявшимися, так как по окончании срока подачи заявок на участие оператором электронной площадки не было зарегистрировано ни одной заявки.
В отношении руководителя должника судебным приставом-исполнителем неоднократно выносились предупреждения о возможности привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьёй 315 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению) - 18 мая 2018 года, 09 августа 2018 года, 12 ноября 2018 года, 17 марта 2019 года, 04 июня 2019 года.
Исполнительное производство до настоящего времени не окончено, в судебном заседании представитель административных ответчиков конкретных сроков исполнения судебного акта указать не смог, пояснив, что возможность предоставления жилого помещения ребёнку-инвалиду напрямую зависит от результатов электронных аукционов либо от гипотетической возможности освобождения подходящего условиям судебного акта жилого помещения, находящегося на балансе компетентных органов администрации города Волжского Волгоградской области.
Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта составила 1 год 3 месяца 13 дней (с момента направления взыскателем исполнительного листа в службу судебных приставов 27 марта 2018 года по 09 июля 2019 года, день вынесения настоящего решения).
При этом, суд учитывает позицию Верховного Суда РФ, изложенную в п. 55 Постановления Пленума от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», согласно которой при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 15 мая 2019 года, то есть в установленный законом срок.
Неисполнение вступившего в законную силу судебного акта представитель административных ответчиков обосновывал отсутствием свободных жилых помещений, отвечающих требованиям подлежащего исполнению судебного решения, а также невозможностью приобретения жилых помещений в соответствии с ценами, определенными федеральным министерством.
Вместе с тем с учётом приведённых выше положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, указанные доводы не могут быть положены в основу судебного акта об отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации за нарушение разумных сроков исполнения решения суда.
Таким образом, учитывая общую продолжительность исполнения указанного выше решения, которая составила 1 год 3 месяца 13 дней, существенную значимость и последствия для административного истца, вызванные неисполнением судебного акта, вынужденного с учётом тяжелого хронического заболевания (медицинская справка с установленными диагнозами находится в материалах дела) даже после вынесения судебного решения длительное время проживать в стеснённых, не приспособленных для проживания ребёнка-инвалида условиях общежития, при отсутствии в жилом помещении минимальных удобств (2 комнаты в общежитии 27,2 кв.м. на 7 человек, из которых двое дети-инвалиды), суд полагает, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, в связи с чем заявленное требование подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, требования административных истцов, обстоятельства дела и исполнения судебного акта, по которому было допущено нарушение, его продолжительность и значимость последствий для Спириной С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Волгоградский областной суд считает, что требуемая административным истцом сумма 200 000 рублей является чрезмерной, и определяет размер компенсации равным 100 000 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 100000 (░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100000 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. № <...>, ░░░░░░░░ ░ <.......>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 259 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: /░░░░░░░/ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: /░░░░░░░/ ░░░░░░░ ░.░.