Дело № 2-1616/16 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2016 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Голубева В.Ю.,
при секретаре Кузнецовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравцовой <данные изъяты> к Публичному акционерному обществу «Сбербанк России» об истребовании документов,
установил:
Истец Кравцова Е.В. обратилась в суд с иском к ПАО «Сбербанк России» об истребовании документов. В заявлении указала, что между ней и ответчиком был заключен договор на выпуск кредитной карты с лимитом. По условиям данного договора ответчик открыл текущий счет в рублях, обязался осуществлять его обслуживание и представить истцу кредит. Истец обязался возвратить полученный кредит и выплатить за его пользование проценты на условиях, указанных в договоре. В связи с начислением незаконных платежей истец, как потребитель, не обладает полной и достоверной информацией по кредитному договору. У истца нет никаких документов для перерасчета ранее уплаченных денежных средств. Выписка по лицевому счету необходима для выявления незаконно удержанных штрафов, неустоек, комиссий, а также для расчета процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитываемых на основании ст.395 ГК РФ. 29.03.2016 года истец направил ответчику претензию об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика, а именно: договора, приложений к кредитному договору, расширенной выписки по лицевому счету ввиду их отсутствия у заемщика. Однако, до настоящего времени ответа на указанную претензию истец не получила. Недостаточность и труднодоступность представления информации кредитором о кредите, порядке его возврата и списания денежных средств с лицевого счета заемщика, является нарушением Закона РФ «О защите прав потребителей».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать ПАО «Сбербанк России» представить копии документов по кредитному делу заемщика Кравцовой Елены Владимировны, а именно: копию договора на выпуск кредитной карты; копию приложений к указанному договору; расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения указанного договора на момент подачи искового заявления в суд.
В судебное заседание истец Кравцова Е.В. не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, суть которых сводится к следующему. 28.03.2013 года между сторонами заключен договор на получение кредитной карты Visa Gold с кредитным лимитом в 40000 руб. и процентной ставкой 17,9 процентов годовых. Полная стоимость кредита доведена до сведения истца в составе кредитного договора. График погашения полной суммы, подлежащей выплате заемщиком, может быть доведен до заемщика в качестве приложения к договору. Заявление на получение кредитной карты сторонами подписано, что свидетельствует об обоюдном согласии с условиями, в том числе, и с положениями договора о получении сторонами по одному экземпляру документа. Таким образом, истец при подписании заявления была ознакомлена с его содержанием и получила один экземпляр. Информация о полной стоимости кредита также вручена истцу. Кроме того, из копии претензии следует, что в качестве адреса заемщика указан адрес: <данные изъяты> иных доказательств, свидетельствующих о направлении и получении банком претензии истцом не представлено. В связи с этим у банка отсутствует возможность идентифицировать лицо, обратившееся в банк с требованием о предоставлении документов в претензии. Представленные истцом документы не доказывают факт направления и вручения банку претензии и не содержат доказательств, подтверждающих факт личного обращения истца либо ее уполномоченного представителя в банк за предоставлением документов, равно как и не представлено доказательств отказа банка в предоставлении истребуемой документации. Просят в удовлетворении требований отказать.
Согласно ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материала дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В соответствии с положениями абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Подпунктом «д» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что, под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).
В соответствии с положениями ст. 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу п. п. 1 и 2 ст. 10 указанного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Право на получение своевременной (до заключения кредитного договора), необходимой и достоверной информации закреплено также статьей 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". К такой информации, в том числе относятся: размер кредита, график его погашения, полная стоимость кредита в процентах годовых (в расчет полной стоимости кредита включаются платежи клиента по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи в пользу третьих лиц, определенных в кредитном договоре).
Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Невыполнение, либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.
Разрешая требования истца, суд исходит из того, что доказательств, свидетельствующих о совершении банком действий, нарушающих ее права, как потребителя банковских услуг, и повлекшие для истца неблагоприятные последствия, в материалы дела не представлено.
Из искового заявления не усматривается данных о заключенном между истцом и ответчиком кредитном договоре, не указаны дата заключения договора, реквизиты договора и иные данные, позволяющие его идентифицировать.
Судом неоднократно предлагалось истцу уточнить исковые требования в части указания полных реквизитов подлежащих истребованию документов, указать номер лицевого счета, представить доказательства заключения договора (определения суда от 16 мая 2016 года, от 14 июня 2016 года, от 09 августа 2016 года). Однако, истцом требования суда были проигнорированы.
Таким образом, материалы дела не содержат реквизитов подлежащих истребованию документов.
Доказательств того, что право истца на получение информации, гарантированное положениями ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", нарушено ответчиком, суду истцом не представлено.
Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено доказательств того, что она обращалась с заявлением в Банк о предоставлении ей указанной информации, но ей было отказано в этом ответчиком.
Кроме того, при отсутствии доказательств нарушения прав истца оснований для удовлетворения исковых требований об истребовании документов у суда не имеется.
Кроме того, информация, которую просит истребовать истец у ответчика, составляет охраняемую законом банковскую тайну, которая при необходимости может быть предоставлена истцу при ее личном обращении в Банк.
Непосредственно истец в банк не обращалась. Доказательств отказа банка в выдаче документов истцу не представлено, судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 5, части 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
В соответствии с абзацами 1 и 4 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Из приведенных правовых норм следует, что истребованная истцом информация о движении денежных средств по счету отнесена к банковской тайне.
Для соблюдения и защиты прав клиентов, гарантии тайны банковского счета, вклада, операций по счету и сведений о клиенте действующее законодательство определяет объем предоставляемой информации и устанавливает круг лиц, которым кредитные организации и банки могут предоставлять информацию по счетам и вкладам физических лиц, а также предусматривает ответственность за разглашение банком (то есть передачу иным лицам) указанной информации, составляющей в силу статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банковскую тайну.
Предоставление информации отнесенной к банковской тайне происходит на основании надлежаще оформленного клиентом или его представителем заявления, содержащего обязательные реквизиты, либо личного обращения клиента (его представителя) в отделение банка с документом, удостоверяющим личность.
Соблюдение предусмотренной законом процедуры проверки обращения о выдаче соответствующих документов, позволяющей идентифицировать заявителя, является необходимым условием обеспечения сохранности и гарантии банковской тайны. Банк в целях защиты банковской тайны обязан проверить и идентифицировать поданные в банк заявления.
Учитывая прямое требование закона, договор и приложения к нему, выписка по лицевому счету, содержащие информацию о банковском счете, операциях по нему и сведения о клиенте (при наличии между сторонами договора), могли быть предоставлены Банком только самой Кравцовой Е.В., либо ее представителю при предъявлении документов, удостоверяющих личность и полномочия (в случае обращения представителя заемщика), что предполагает непосредственное обращение указанных лиц в отделение Банка.
Доказательств, свидетельствующих о том, чтоКравцова Е.В.лично (или через представителя) обращалась в банк за предоставлением соответствующих документов и что при личном обращенииКравцовой Е.В.или ее представителя в отделение Банка с заявлением о предоставлении копий договора и приложений к нему, выписки по лицевому счету, то есть сведений, составляющих банковскую тайну, ответчик уклонился от их предоставления, материалы дела не содержат.
Обращаясь в суд с иском,Кравцова Е.В.ссылалась на то, что претензию отправила Банку по почте.
Поскольку почтовое обращение не позволяет установить в предусмотренном законом порядке обратившегося заявителя и идентифицировать его личность (что в свою очередь является необходимым условием обеспечения и гарантией банковской тайны), при отсутствии в материалах дела доказательств наличия согласияКравцовой Е.В.на пересылку по почте сведений, содержащих банковскую тайну, указанный способ истребования истцом документов у Банка не является допустимым.
В силу Положения ЦБ России от 15.10.2015 года N499-П, возлагающего на кредитную организацию обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании, суд считает, что истица не доказала обстоятельства надлежащего обращения ее в Банк с таким требованием и отказа Банка в предоставлении необходимойКравцовой Е.В.информации.
Поскольку истицей не представлено доказательств наличия договорных отношений с ответчиком, а также обращения к Банку с просьбой о выдаче копий документов и уклонения ответчика от выдачи документов, суд не усматривает наличия оснований для удовлетворения требований истца.
Кроме того, Кравцова Е.В. ни в претензии, адресованной кредитору, ни в исковом заявлении не указала, по какой причине и с какого времени она не располагает своими экземплярами документов по кредитному договору (в случае его заключения), а в случае, если заемщик данными документами располагает, какие обстоятельства препятствуют ей снять копии данных документов самостоятельно.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в настоящее время судом не установлены факты нарушения прав истца, в том числе статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Вместе с тем, суд отмечает следующее. Из представленных ответчиком по запросу суда документов следует, что 28.03.2013 года между сторонами заключен договор на получение кредитной карты Visa Gold с кредитным лимитом в 40000 руб. и процентной ставкой 17,9 процентов годовых. Заявление содержит подпись Кравцовой Е.В., удостоверяющую факт получения условий договора, ознакомления с ними. Кроме того, факт получения информации о полной стоимости кредита также удостоверен подписью Кравцовой Е.В.
На основании изложенного исковые требования Кравцовой Е.В. не подлежат удовлетворению
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ суд
Решил:
Исковые требования Кравцовой <данные изъяты> к Публичному акционерному обществу «Сбербанк России» об истребовании документов оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения
Судья Голубев В.Ю.