Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2110/2014 ~ М-2086/2014 от 02.10.2014

Решение Именем Российской Федерации

23 октября 2014 года г.о. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Неугодникова В.Н.,

с участием заявителя Белобородовой О.В., представителя заявителя Б.А.Л., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя заинтересованного лица – начальника РЭО ГИБДД О МВД РФ по <адрес> П.В.В.,

при секретаре Трофимовой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело позаявлению Белобородовой О. В. об оспаривании решений РЭО ГИБДД ОМВД РФ по г.Жигулевску об отказе в государственной регистрации,

установил:

Белобородова О.В. обратилась в суд с указанным выше заявлением, просила:

- признать незаконным решение Отдела МВД России по <адрес> в лице и.о. начальника РЭО ГИБДД О МВД РФ по <адрес> об отказе в совершении регистрационных действий по замене кузова транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , незаконным;

- признать незаконным решение Отдела МВД России по <адрес> в лице и.о. начальника РЭО ГИБДД О МВД РФ по <адрес> об отказе в совершении регистрационных действий по замене кузова транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , незаконным;

- обязать Отдел МВД России по <адрес> произвести регистрационные действия по изменению регистрационных данных транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ;

- обязать Отдел МВД России по <адрес> произвести регистрационные действия по изменению регистрационных данных транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ;

- взыскать с Отдел МВД России по <адрес> расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

В обоснование требований заявитель указала, что ей на праве собственности принадлежат указанные выше транспортные средства.

ДД.ММ.ГГГГ ей были поданы заявления на внесение изменений в конструкцию транспортных средств – замену кузовов. Заявления согласованы заместителем начальника отдела ТН и РЭР УГИБДД ГУ МВД России по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истицей были заключены договоры купли-продажи номерных агрегатов – кузовов <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ произведена замена кузовов на ООО «<данные изъяты>», которое имеет право выполнять работы по замене агрегатов и ремонту автомобилей и автобусов.

После проверки в ПТО ИП Коряков конструкции и технического состояния после внесения изменений в конструкцию ТС получены диагностические карты с заключением о возможности эксплуатации автомобилей <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> <данные изъяты>, государственный регистрационный знак .

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в РЭО ГИБДД О МВД РФ по <адрес> для регистрации замены кузовов транспортных средств.

Решениями РЭО ГИБДД О МВД РФ по <адрес> Белобородовой О.В. было отказано в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по замене кузова указанных транспортных средств по причине обнаружения признаков сокрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем (п. 24 Административного регламента МВД РФ).

О данных решениях заявитель, по ее словам, узнала ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года, соответственно.

С данными решениями она не согласна, считает, что отказ в совершении регистрационных действий может иметь место только в случае установления умышленных противоправных действий заинтересованных лиц.

Белобородовой О.В. ссылается на то, что она не уничтожала и не изменяла идентификационную маркировку транспортных средств, а произвела замену номерного агрегата (кузова) на новый, который также имеет заводской номер. Представленные документы подтверждают законность приобретения нового кузова и его установки в соответствующей организации.

Заявитель указывает, что в результате замены кузовов на новые автомобили не утратили основанной элемент базового транспортного средства и не получили технические характеристики, схожие с другими транспортными средствами, марка и модель транспортного средства остались прежними. Замена основного элемента базового транспортного средства – номерного агрегата, по мнению заявителя, не подразумевает уничтожение, подделывание, изменение либо сокрытие идентификационного номера транспортного средства, а подразумевает замену номерного агрегата с идентификационным номером транспортного средства, также присвоенного заводом-изготовителем. То обстоятельство, что в случае замены кузова утрачивается ранее установленный производителем идентификационный номер и автомобиль меняет регистрационные данные, не свидетельствует об уничтожении идентификационной маркировки по смыслу Административного регламента и не препятствует совершению регистрационных действий.

Кроме того, заявитель указала, что ранее в июле 2014 года она обращалась с аналогичным заявлением в связи с заменой кузова на автомобиле <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, на основании которого было выдано новое свидетельство то государственной регистрации ТС и внесены особые отметки в ПТС о замене кузова на основании решения УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года.

Отказ в совершении регистрационных действий и выдаче соответствующих документов препятствует заявителю в использовании транспортных средств, чем, по мнению последней, и нарушает ее права.

В судебном заседании заявитель Белобородова О.В., представителя заявителя Б.А.Л. на требованиях настаивали, просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – начальник РЭО ГИБДД О МВД РФ по <адрес> П.В.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, считает оспариваемые решения законными и обоснованными.

Указал, что в предоставлении услуги по регистрации транспортных средств Белобородовой О.В. было отказано в связи с заменой кузова транспортных средств, так как кузов и рама являются основным элементом базового транспортного средства, на которые нанесен идентификационный номер изделия – (VIN). При замене кузова фактически происходит изменение идентификационного номера, что впоследствии приведет к невозможности его идентификации и препятствует его регистрации.

Также указал, что регистрация транспортных средств в случае замены кузова возможна в порядке, установленном Техническим регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ для регистрации единичных транспортных средств, путем обращения в аккредитованные лаборатории, которые находятся в Нижнем Новгороде и Москве.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 года N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 года N 1001, предусмотрены основания, по которым в регистрации транспортного средства может быть отказано.

В соответствии с абз. 5 п. 3 указанных Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

В силу пункта 51 Правил, при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Приказом МВД РФ от 07.08.2013 N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, определяющий сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

В соответствии с абзацем пятым пункта 24 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличие сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Кроме того, в силу подп. «з» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 года N 711, госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

В судебном заседании установлено, что заявитель Белобородова О.В. является собственником транспортных средств <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , государственный регистрационный знак .

ДД.ММ.ГГГГ произведена замена кузовов на указанных транспортных средствах.

После замены кузовов истец обратилась в РЭО ГИБДД О МВД РФ по <адрес> для регистрации транспо ртных средств.

Решениями РЭО ГИБДД О МВД РФ по <адрес> Белобородовой О.В. было отказано в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по замене кузова указанных транспортных средств по причине обнаружения признаков сокрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем, что подтверждается представленными письмами (л.д. 13-14).

Суд считает оспариваемое решение законным и обоснованным, так как в судебном заседании было подтверждено, что в результате замены кузова транспортного средства изменился идентификационный номер, что в соответствии с приведенными выше нормами является основанием для отказа в регистрационных действиях.

Доводы истца о том, что отказ в совершении регистрационных действий предусмотрен только в случае установления умышленных противоправных действий заинтересованных лиц, не могут быть приняты во внимание судом как основанные на неверном толковании указанных норм права. Как следует из приведенных норм, не подлежат транспортные средства как в случае скрытия, подделки, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, так и в случае ее изменения.

Утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

Пунктом 13 Технического регламента предусмотрено, что каждое транспортное средство должно иметь индивидуальный идентификационный номер (VIN). На каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение 30 лет.

Идентификационный номер наносится в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной.

В пункте 5 Технического регламента базовое транспортное средство определено как транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.

В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер. При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что делает невозможной его идентификацию.

В случае замены на легковом автомобиле кузова, получившееся после произведенных работ транспортное средство попадает под понятие «единичное транспортное средство», на что указывается также в письме МВД России от 25.07.2014 N 13/Г-10379/14; 13/Г-10381/14 «О рассмотрении обращений» (л.д. 34).

В соответствии с п. 5 Технического регламента «единичное транспортное средство» - транспортное средство, изготовленное в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленное в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющееся результатом индивидуального технического творчества, или ввозимое в Российскую Федерацию физическим лицом для собственных нужд, или ввозимое в Российскую Федерацию из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами Российской Федерации, или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.

В соответствии с требованиями Технического регламента оценка соответствия единичных транспортных средств осуществляется аккредитованными испытательными лабораториями с выдачей свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (п.п. 66-75 Технического регламента).

Таким образом, в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства в случае замены кузова (единичного транспортного средства) требованиям безопасности дорожного движения является выдаваемое аккредитованными испытательными лабораториями свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.

Белобородовой О.В. свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства не представлено, в связи с чем, в регистрации ей отказано было правомерно.

Представленные заявителем диагностические карты с заключением о возможности эксплуатации автомобилей <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , не свидетельствуют о безопасности конструкции транспортного.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 01.07.2011 года N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» диагностическая карта – документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами.

При этом указанный Федеральный закон устанавливает порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств (ст. 2 Закона), но не регулирует вопросы о соответствие единичного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.

Ссылка заявителя на то, что ранее в том же порядке ей были поставлены на учет транспортные средства после замены кузова, не имеет отношение к оспариваемым решениям и не свидетельствует об их незаконности.

Доводы жалобы о том, что отказ в совершении регистрационного действия нарушает права пользования заявителя принадлежащим на праве собственности имуществом, также являются несостоятельными.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Аналогичное положение содержится в п. 2 ст. 1 ГК РФ.

Отнесение статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использования автомобилей (транспортных средств) к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима, в том числе специальных правил их допуска в эксплуатацию. Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом «О безопасности дорожного движения».

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 07.12.2006 года N 544-О, государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.

Из приведенного следует, что регистрация транспортных средств в подразделениях Госавтоинспекции является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования их в дорожном движении.

Таким образом, оспариваемые решения РЭО ГИБДД О МВД РФ по г.Жигулевску вынесены в соответствии с требованиями законодательства, устанавливающего порядок регистрации транспортных средств и права заявителя не нарушают.

В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства РФ № 720 от 10.09.2009 года, Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, Приказом МВД РФ от 07.08.2013 N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, ст. ст. 194-199, 247, 254-258 ГПК РФ, суд

Решил:

Белобородовой О. В. в удовлетворении заявления о признании незаконными решений РЭО ГИБДД О МВД РФ по <адрес> об отказе в совершении регистрационных действий, понуждении к совершению регистрационных действий отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд Самарской области.

Решение изготовлено в окончательной форме 28.10.2014 года.

Судья                                                              В.Н. Неугодников

2-2110/2014 ~ М-2086/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Белобородова О.В.
Другие
О МВД России по г. Жигулевск
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Неугодников В.Н.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
02.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2014Передача материалов судье
03.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2014Подготовка дела (собеседование)
09.10.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.10.2014Предварительное судебное заседание
23.10.2014Судебное заседание
28.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2015Дело оформлено
10.02.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее