Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2/2021 (2-160/2020;) ~ М-117/2020 от 28.04.2020

Дело № 2-2/2021

35RS 0014-01-2020-000200-80

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 апреля 2021 года г. Кириллов

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующий судья Веденина Е.В.,

при секретаре Баракиной А.Н.,

с участием:

заместителя Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Пилипкина Н.М.,

представителей ответчиков Кузнецовой И.В., Грошева Е.Н., Юлина А.В.,

представителя третьего лица Воропанова А.Ю.,

рассмотрев исковое заявление Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Спецатохозяйство Кирилловского района» и администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области о признании ошибочными сведений о границах земельного участка, установлении границы земельного участка и ликвидации несанкционированной свалки отходов,

УСТАНОВИЛ:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и в защиту неопределенного круга лиц к МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» и администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области, в котором с учетом уточнения просит признать недействительными межевание земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, левая сторона, выполненное на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, и границы объекта размещения отходов – полигона ТБО, с кадастровым номером , установленные на основании Технического плана сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию Кирилловского муниципального района в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в силу провести необходимые землеустроительные работы и направить в орган кадастрового учета все предусмотренные законом документы для внесения в государственный кадастр недвижимости в части уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 8 и объекта размещения отходов – полигона ТБО, с кадастровым номером , а также возложить на МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в выделах 21 и 23 квартала 34 Кирилловского участкового лесничества колхоза «Организатор».

В обоснование заявленных требований указал, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации объекта размещения отходов – полигона ТБО на территории Кирилловского муниципального района Вологодской области. В ходе проверки было установлено, что должностными лицами администрации Кирилловского муниципального района и МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» не в полной мере исполняются требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку на полигоне ТБО, расположенном на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес> который эксплуатируется МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района», находится несанкционированная свалка отходов. Межевание земельного участка было проведено его собственником администрацией Кирилловского муниципального района с нарушением земельного законодательства, что привело к пересечению его границ и, как следствие, границ полигона ТБО, с границами лесного участка с кадастровым номером из состава земель государственного лесного фонда и размещению твердых бытовых отходов на землях лесного фонда, а именно в выделах 21 и 23 квартала 34 Кирилловского лесничества колхоза «Организатор». Использование земельного участка для несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, осуществляемого с нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства, может создать реальную угрозу загрязнения атмосферы, засорения территории, истощения и деградации почвы, а также ухудшения среды обитания человека.

В судебном заседании помощник Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Пилипкин Н.М. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал по тем же основаниям.

Представитель ответчика - администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области Кузнецова И.В. возражала против удовлетворения требований, пояснив, что истцом не представлено достаточных и надлежащих доказательств в обоснование иска. В соответствии со сведениями ЕГРН спорный земельный участок с кадастровым номером относится к категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», погрешность точности определения координат характерных точек которой составляет 0,500 м. Границы же лесного участка (в данном случае квартал 34) в ЕГРН отсутствуют, то есть в соответствии с требованиями земельного законодательства местоположение границ участка лесного фонда не определялось, при этом погрешность точности положения поворотных точек границ лесных участков на лесоустроительных планшетах составляет 5 метров. В связи с отсутствием установленных границ лесного участка, невозможно согласовать сведения о его границах со сведениями о границах земельного участка с кадастровым номером привести их к единой системе координат и выявить наложение или пересечение границ. Кроме того, полагает, что истцом, которым по делу выступает прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации, пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям. Сведения о границах спорного участка внесены в ЕГРН в 2015 году, а Российская Федерация в лице контролирующего органа (Департамента лесного комплекса Вологодской области), на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в собственности имущества, имела возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о местоположении спорного участка. Учитывая, что органы государственной власти должны были знать об обстоятельствах образования спорного объекта недвижимого имущества со дня установления границ спорного земельного участка в 2015 году, до проведения проверки и обращений со стороны третьих лиц, а исковое заявление подано по истечении более 5 лет, только в апреле 2020 года, истцом срок исковой давности пропущен.

Представитель ответчика Юлин А.В. возражал против иска, указав, что отсутствует правовое обоснование исковых требований. Обязанность собственника устанавливать границы земельного участка законодательно не установлена. Также полагает, что нельзя установить ошибочность границ полигона ТБО, поскольку это объект недвижимости, а не земельный участок.

Представитель ответчика МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» Грошев Е.Н. возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Департамента лесного комплекса Вологодской области Воропанов А.Ю. исковые требования поддержал, обратил внимание, что решениями Вологодского областного суда и Верховного Суда РФ признан недействительным Генеральный план города Кириллова, в том числе в части границ спорного земельного участка, имеющих наложение на земли лесного фонда.

Третье лицо – кадастровый инженер Бражникова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. В письменных отзывах указал, что оспаривание границ земельных участков осуществляется двумя способами: признание недействительными результатов межевания земельного участка и исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка. В случае признания недействительными результатов кадастровых работ (межевания) спорного земельного участка, истец должен представить доказательства, подтверждающие недействительность кадастровых работ земельного участка с кадастровым номером . В случае удовлетворения судом требования истца о признания результатов кадастровых работ (межевания) земельного участка с кадастровым номером недействительными, решение суда будет являться основанием для присвоения сведениям ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером статуса «погашенные». При рассмотрении категории дел об установлении наличия реестровых ошибок в сведениях ЕГРН, судом должно быть установлено, что при подготовке межевого плана в указании местоположения (координат характерных точек) земельного участка, кадастровым инженером была допущена ошибка, и при этом, данная ошибка должна быть квалифицирована судом как рееестровая ошибка. При разрешении споров о признании наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении земельных участков, суд должен учитывать, что координаты характерных точек, в соответствии с которыми суд будет устанавливать новое местоположение участка, не должны менять конфигурации и положения данного участка, так как это может повлечь нарушение прав и законных интересов третьих лиц (смежных землепользователей). Истцом доказательств, того, что имеет место быть именно реестровая ошибка, не представлено, отсутствует межевой план, который содержал бы сведения, необходимые для исправления реестровой ошибки.

Представитель третьего лица – Северного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве требования прокурора о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов поддержал, указал, что в ходе проведения Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации объекта размещения отходов – полигона ТБО, с кадастровым номером были выявлены существенные нарушения в части несанкционированного размещения отходов на землях особо охраняемой природной территории национального парка «Русский Север», землях государственного лесного фонда, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, не отвечающие требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Несанкционированная свалка отходов создает реальную угрозу деградации земель. Своими действиями (бездействием) ответчик нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на территории Кирилловского муниципального образования (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду.

Представитель третьих лиц – ФГБУ «Национальный парк «Русский Север», ФГБУ «Рослесинфорг «Севлеспроект», администрации муниципального образования город Кириллов в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили.

Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу, что заявленные природоохранным прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Как установлено судом, МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» зарегистрировано в ЕГРЮЛ и постановлено на учет в налоговом органе 06.07.2005. Основным видом деятельности Предприятия является деятельность по очистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки.

В соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» осуществляет деятельность по сбору отходов I и IV классов опасности, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности.

Для целей осуществления деятельности по размещению отходов МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» эксплуатирует полигон ТБО, общей площадью 24 100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер:

Данное имущество Предприятие эксплуатирует на основании постановления администрации Кирилловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Спецавтохозяйство Кирилловского района».

Указанный полигон ТБО расположен на земельном участке с кадастровым номером: по адресу: <адрес>, левая сторона, эксплуатируемом Предприятием на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного ДД.ММ.ГГГГ с администрацией Кирилловского муниципального района.

Предметом договора явилась передача МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» земельного участка, относящегося к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общей площадью 33000 кв.м. Земельный участок передан во временное пользование с разрешенным использованием: полигон твердых бытовых отходов.

В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером: , дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ (по документу ДД.ММ.ГГГГ), относится к категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - полигон твердых бытовых отходов, поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный с уточненной площадью 33 000 кв.м., расположен по адресу: <адрес>. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером: относится к зоне с особыми условиями пользования на территории Национального парка «Русский Север».

ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация права собственности Кирилловского муниципального района на основании кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , выдавший орган: Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области, основание: Решение Президиума Вологодского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ

Также ДД.ММ.ГГГГ внесена запись об аренде на основании Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ срок с 16.05.2016 по 16.05.2026, арендатором является Муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство Кирилловского района».

Границы земельного участка с кадастровым номером: установлены на основании межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Бражниковой Ю.А. (далее – межевой план от ДД.ММ.ГГГГ).

В заключении кадастрового инженера межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ указано, что общие смежные границы уточняемого земельного участка согласованы с правообладателями смежных земельных участков, что подтверждается наличием подписей в Акте согласования местоположения границы земельного участка. В акте согласования границы согласованы только администрацией города Кириллова.

Как следует из заключения судебной землеустроительной экспертизы, выполненной ООО «<данные изъяты>» на основании определения Кирилловского районного суда от 02.09.2020 года, при изучении архивных сведений государственного фонда данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, представленных в виде картографических материалов по перераспределению и формированию землепользования ТОО «Организатор» Кирилловского района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ инв. (т.2 л.д. 239-243: приложение 13 Экспертного заключения), экспертом-землеустроителем ООО «<данные изъяты>» К. было выявлено, что кадастровым инженером Бражниковой Ю.А. при проведении кадастровых работ по подготовке межевого плана в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером в противоречие нормам части 9 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 №221-ФЗ (в редакции, действующей на момент проведения кадастровых работ ДД.ММ.ГГГГ) не приняты во внимание сведения, содержащиеся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Как отмечает эксперт-землеустроитель указанные материалы дают понятие о конфигурации площади земельного участка, используемого под свалку твердых бытовых отходов и земель государственного лесного фонда, а схема расположения земельного участка, подготовленная кадастровым инженером Бражниковой Ю.А. с использованием планшета ГУГК инв. и включенная в состав межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, наглядно отображает различия в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером кадастровые работы в отношении которого ею проводились, и территории, используемой ранее под свалку ТБО.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закона № 221-ФЗ) к числу документов, необходимых для кадастрового учета при постановке на учет земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка относится межевой план.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ (в той же редакции) в случае, установленном ч. 1 ст. 39 данного Закона, в текстовой части межевого плана указываются сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

В силу ст. 39 Федеральный закона № 221-ФЗ (в указанной редакции), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 221-ФЗ результаты согласования местоположения границ оформляются кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Таким образом, акт согласования местоположения границ земельного участка является составной частью межевого плана, который необходим для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка.

Из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером следует, что кадастровым инженером Бражниковой Ю.А. предусмотренная вышеуказанным законодательством обязанность по согласованию со всеми заинтересованными лицами границ земельных участков при формировании земельного участка с кадастровым номером не исполнена.

Как следует из материалов дела, в ЕГРН имеются сведения о зарегистрированных правах на лесной участок с кадастровым номером , дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ (по документу ДД.ММ.ГГГГ), являющегосяся ранее учтенным, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь 1144173183 кв. м, границы не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, расположен по адресу: Вологодская область, Кирилловский район.

ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации №200-ФЗ от 04.12.2006.

Таким образом, учитывая, что на момент проведения кадастровых работ сведения о смежном землепользовании - земельном участке с кадастровым номером были внесены в государственный кадастр недвижимости, границы земельного участка с кадастровым номером подлежали обязательному согласованию с правообладателем смежного землепользования - земельного участка с кадастровым номером . Однако межевой план от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о выявлении кадастровым инженером Бражниковой Ю.А. в ходе проведения кадастровых работ сведений о смежных землепользованиях.

Суд соглашается с выводами эксперта К. что сведения, отраженные в заключении кадастрового инженера Бражниковой Ю.А. при подготовке межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ относительно отсутствия картографических материалов на территорию города Кириллова в государственном фонде данных, отсутствии сведений о смежном земельном участке и необходимости в согласовании границ земельного участка со смежным землепользователем не соответствуют действительности и противоречат требованиям части 9 статьи 38 и части 1 статьи 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 №221-ФЗ (действующем на момент проведения кадастровых работ ДД.ММ.ГГГГ), что влечет за собой недостоверность сведений, собранных кадастровым инженером в ходе проведения кадастровых работ.

Таким образом, нарушения, допущенные кадастровым инженером Бражниковой Ю.А. при проведении кадастровых работ, привели к отражению в межевом плане недостоверных сведений о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером а в последующем, при государственном кадастровом учете, к недостоверным сведениям, отраженным в Едином государственном реестре недвижимости.

В ходе проведения судебной землеустроительной экспертизы экспертом-землеустроителем К. при сравнительном анализе сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером со сведениями лесоустроительных планшетов 1984 и 2002 годов о местоположении границ лесного фонда, сделан вывод о наложении границ земельного участка с кадастровым номером на земли лесного фонда.

При этом эксперт К.. указывает, что определить истинную конфигурацию и площадь наложения земельного участка с кадастровым номером , площадью 33000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, категория земель: земли государственного лесного фонда, площадь лесного участка 1250500000 кв.м, границы и площадь которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, не представляется возможным.

Данный вывод сделан экспертом на основе тщательного и подробного анализа действующего земельного и лесного законодательства, сведений государственного кадастра недвижимости и материалов лесоустройства 1984 и 2002 годов, является обоснованным и принимается судом.

Суд доверяет заключению данного эксперта, поскольку экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим специальное образование, содержит подробную исследовательскую часть, основанную на проведенных замерах и кадастровых делах всех участков. Данная экспертиза проведена в соответствии с требованиями ФЗ от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», на основании определения суда о поручении проведения экспертизы экспертам данной организации в соответствии с профилем деятельности, определенным выданной им лицензией, заключение содержит необходимые ссылки на нормативную документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной ст.307 УК РФ.

Проанализировав установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд полагает, что межевание земельного участка с кадастровым номером проведено с нарушением закона.

Пунктом 1 статьи 1Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены принципы гражданского законодательства, одним из которых, в частности, является обеспечение восстановления нарушенных прав.

Обращение прокурора в суд с иском было вызвано необходимостью восстановления права владения принадлежащим Российской Федерации на праве собственности лесным участком.

Суд с учетом выявленных нарушений при межевании земельного участка с кадастровым номером , установив наложение его границ на земельный участок с кадастровым номером , пришел к выводу о нарушении права Российской Федерации и необходимости защиты нарушенного права собственности путем признания результатов межевания недействительными.

Кроме того, в ЕГРН имеются сведения о зарегистрированных правах на сооружение – полигон ТБО, кадастровый номер , дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, является ранее учтенным, назначение: нежилое, общая площадь 24100 кв.м, инв , расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на сооружение зарегистрировано право собственности Кирилловского муниципального района на основании Решения Президиума Вологодского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва «О формировании муниципальной собственности районов и городов Вологодской области» от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно сведениям ЕГРН сооружение с кадастровым номером расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером . Сведения о местоположении сооружения внесены на основании технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Д.

Учитывая вышеизложенное, суд соглашается с доводами истца о признании недействительными границ объекта размещения отходов – полигона ТБО с кадастровым номером , общей площадью 24100 кв.м, инв , расположенного по адресу: <адрес>

Однако признание результатов межевания недействительными, само по себе не влечет восстановление нарушенных прав и законных интересов истца.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» предусматривается, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН («Лесная амнистия»).

Норма о приоритете ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

В тоже время «Лесная амнистия» в настоящем случае не применяется, так как в силу п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, в рассматриваемом случае процедура перевода земель лесного фонда особо охраняемой природной территории в иные категории не возможна, то есть «Лесная амнистия» не применима.

Учитывая изложенное, суд полагает, что восстановить нарушенное право РФ возможно только путем обязания администрации Кирилловского муниципального района провести необходимые землеустроительные работы и направить в орган кадастрового учета все предусмотренные законом документы для внесения в государственный кадастр недвижимости в части уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым номером и объекта размещения отходов с кадастровым номером расположенных по адресу: <адрес>

Кроме того, материалами дела установлено, что на землях государственного лесного фонда, а именно в квартале 34, выделе 21, 23 Кирилловского участкового лесничества колхоза «Организатор», в нарушении требований законодательства МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района размещены отходы производства и потребления.

Факт размещения отходов на землях государственного лесного фонда подтверждается актом по проведению патрулирования от 02.09.2019, проведенного сотрудником Кирилловского территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации определены принципы земельного законодательства, важнейшими среди которых являются: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Статья 3 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.

В развитие указанной правовой нормы в п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В частности, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Таким образом, в нарушении вышеуказанных норм законодательства, МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» осуществляет размещение отходов производства и потребления в границах земель государственного лесного фонда и на землях особо охраняемой природной территории.

Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Подпунктом «д» ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением, в том числе зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

Частью 2 ст. 15 Федерального закона ЗЗ-ФЗ установлено, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Приказом Минприроды России от 25.10.2012 № 345 утверждено Положение о национальном парке «Русский Север».

Согласно п. 9 Положения на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.

Таким образом, деятельность по размещению отходов вне специально отведенных мест на территории особо охраняемой природной территории «Национальный парк «Русский Север» не допускается.

Несанкционированное размещение бытовых отходов, мусора, отходов деревообработки, способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, создает угрозу причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

Своими действиями (бездействием) МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» нарушают право лиц, постоянно или временно пребывающих на территории муниципального образования (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией РФ.

В соответствии, со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности ликвидировать несанкционированные свалки в натуре.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами представителя ответчика Кузнецовой И.В. о том, что ликвидировать несанкционированную свалку отходов возможно только после определения границ земельного участка с кадастровым номером и полигона ТБО на местности, и считает возможным обязать МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района», эксплуатирующее спорный земельный участок и полигон ТБО ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в выделах 21 и 23 квартала 34 Кирилловского участкового лесничества колхоза «Организатор» в течение 3 месяцев со дня установления границ и площади земельного участка с кадастровым номером и объекта размещения отходов с кадастровым номером

В ходе судебного разбирательства представителем ответчика Кузнецовой И.В. заявлено о применении к исковым требованиям срока исковой давности.

Исходя из положений ст.195, 196 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

На основании п. 2 ст.199 ГК РФисковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения указывается только на установление судом данных обстоятельств.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» от 29.09.2015 № (далее – Пленум) разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Согласно п. 7 Пленума исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим. Положения, предусмотренные абзацем пятым статьи208 ГК РФ, не применяются к искам, не являющимся негаторными (например, к искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения).

Поскольку рассматриваемый иск относится к негаторным, срок исковой давности в данном случае не применяется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Признать недействительным межевание земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, выполненное на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать недействительными границы объекта размещения отходов – полигона ТБО с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> полигон ТБО, установленные на основании Технического плана сооружения от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Кирилловского муниципального района Вологодской области в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести необходимые землеустроительные работы и направить в орган кадастрового учета все предусмотренные законом документы для внесения в государственный кадастр недвижимости в части уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым номером и объекта размещения отходов с кадастровым номером расположенных по адресу: <адрес>

Возложить на МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» обязанность в течение 3 месяцев со дня установления границ и площади земельного участка с кадастровым номером и объекта размещения отходов с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в выделах 21 и 23 квартала 34 Кирилловского участкового лесничества колхоза «Организатор».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Веденина Е.В.

Решение составлено 30 апреля 2021 года.

Судья: Веденина Е.В.

Копия верна:

Судья Веденина Е.В.

2-2/2021 (2-160/2020;) ~ М-117/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МУП "Спецавтохозяйство"
Администрация Кирилловского муниципального района
Другие
ФГБУ "Национальный парк "Русский Север"
Администрация МО г.Кириллов
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ВО
Департамент лесного комплекса Вологодской области
филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Севлеспроект"
Северное межрегиональное управление Росприроднадзора
Кадастровый инженер Бражникова Юлия Анатольевна
Суд
Кирилловский районный суд Вологодской области
Судья
Веденина Елена Викторовна
Дело на сайте суда
kirillovsky--vld.sudrf.ru
28.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.06.2020Предварительное судебное заседание
27.07.2020Судебное заседание
25.08.2020Судебное заседание
02.09.2020Судебное заседание
11.01.2021Производство по делу возобновлено
28.01.2021Судебное заседание
12.02.2021Судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
03.03.2021Судебное заседание
23.03.2021Судебное заседание
07.04.2021Судебное заседание
23.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.08.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.09.2021Судебное заседание
08.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее