Дело № (УИД)63RS0030-01-2021-005165-46
Производство № 2а-2405
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2021 г.
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
в составе:
председательствующего судьи Захаревской М.Г.
при секретаре Апахиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Толстовой А.О., административного истца – представителя ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Силакова И.В. (доверенность № 64/ТО/74/11-1586 от 11.03.2021 г. в деле), административного ответчика Хуснутдинова Р.Р.
административное исковое заявление ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Хуснутдинова Р.Р.,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Хуснутдинова Р.Р. на срок 3 года, ссылаясь на то, что в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области отбывает наказание Хуснутдинов Р.Р., осужденный 06.11.2020 г. Железнодорожным районным судом г. Самара по ч. 1 ст. 228 УК РФ к 1 году лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Решением Красноярского районного суда Самарской области от 03.11.2017 г. Хуснутдинову Р.Р. установлен административный надзор сроком на 8 лет (с 14.03.2018 г. по 21.03.2026 г.) с рядом административных ограничений. 04.06.2020 г. совершил преступление в период административного надзора, за что был осужден и направлен в места лишения свободы.
Отбывает наказание за совершение преступления небольшой тяжести. Приговором суда в действиях административного ответчика установлен рецидив преступления.
Конец срока отбывания наказания наступает 05.11.2021 г.
Хуснутдинов Р.Р. прибыл в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области 05.04.2021 г. из ИК-10 п. Волжский Самарской области. По прибытию в ФКУ ИК-16 был ознакомлен с внутренним распорядком исправительного учреждения, который выполняет под контролем администрации. За время отбывания наказания зарекомендовал себя следующим образом: поощрений не имеет. К дисциплинарной ответственности не привлекался. Состоит на обычных условиях отбывания наказания. На проводимую с ним работу воспитательного характера реагирует удовлетворительно, должные выводы для себя делает. Соблюдает правила личной гигиены, спальное место содержит в чистоте и порядке. Стремление к получению высшего образования не проявляет. Участия в работах по благоустройству исправительного учреждения и прилегающих к нему территорий, согласно ст. 106 УИК РФ принимает под контролем администрации. В общении с сотрудниками администрации проявляет вежливость, корректность. Лекции, общие собрания осужденных, культурно-массовые и спортивные мероприятия посещает. Библиотеку учреждения посещает редко, отношение к религии положительное. В ИУ не трудоустроен, желание работать не проявляет. Поддерживает отношения с осуждёнными как положительной, так и отрицательной направленности. Вину по приговору признал полностью. По приговору суда иска не имеет. Связь с родственниками поддерживает путем переписки и телефонных переговоров.
После освобождения следует к месту жительства по адресу: .....
Административный истец – представитель ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области в судебном заседании поддержал административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора.
Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Толстова А.О. полагала заявление начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Хуснутдинова Р.Р. подлежащим удовлетворению.
Административный ответчик Хуснутдинов Р.Р. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил не устанавливать ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, в период с 22.00 часов до 06.00 часов.
Суд, выслушав участников процесса в режиме видеоконференц-связи, заключение прокурора, исследовав материалы дела, обозрев личное дело осужденного, полагает административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении Хуснутдинова Р.Р. подлежащим частичному удовлетворению.
Хуснутдинов Р.Р. осужден 06.11.2020 г. Железнодорожным районным судом г. Самара по ч. 1 ст. 228 УК РФ к 1 году лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По приговору Железнодорожного районного суда г. Самара от 06.11.2020 г. административный ответчик совершил незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств, в значительном размере, в период административного надзора, за которое осужден и направлен к месту отбывания наказания.
Хуснутдинов Р.Р. отбывает наказание в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области. Конец срока отбывания наказания наступает 05.11.2021 г.
Из приговора суда также следует, что Хуснутдинов Р.Р. по месту жительства характеризуется удовлетворительно, на учете в психоневрологическом диспансере не состоит, состоит на диспансерном наблюдении в наркологическом диспансере с диагнозом «синдром зависимости от опиоидов 2 ст.», а также состоит на учете в ОП № 3 У МВД России по г. Самара как лицо, в отношении которого установлен административный надзор, за время нахождения под административном надзором был привлечен к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ, склонен к совершению административных правонарушений и к совершению повторных преступлений.
Из материалов дела также следует, что ранее Хуснутдинов Р.Р. был осужден приговором Советского районного суда г. Самары 08.09.2015 г. по ч. 1 ст. 158 (по 2 эпизодам), п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, п. «а» ч. 3 ст. 158 (по 2 эпизодам), ч. 3 ст. 69, ч. 7 ст. 79, ст. 70 УК РФ; по приговору Советского районного суда г. Самары от 10.03.2009 г. за совершение в числе прочих тяжкого преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. 5 ст. 69 УК РФ; по приговору Советского районного суда г. Самары от 28.11.2008 г. за совершение в том числе особо тяжкого преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 228.1, ст. 70 УК РФ; по приговору Кировского районного суда г. Самары от 09.12.2005 г., которым он был осужден за совершение, в числе прочих тяжкого преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 3 годам лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В качестве обстоятельств, отягчающих наказание, в действиях Хуснутдинова Р.Р. судом признан особо опасный рецидив преступлений. Приговор от 08.09.2015 г. вступил в законную силу 19.09.2015 г.
Из мотивировочной части приговора Советского районного суда г. Самары 08.09.2015 г. следует, что Хуснутдинов Р.Р. был осужден за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений.
Решением Красноярского районного суда Самарской области от 03.11.2017 г. Хуснутдинову Р.Р. установлен административный надзор сроком на 8 лет (с 14.03.2018 г. по 21.03.2026 г.) с рядом административных ограничений. 04.06.2020 г. совершил преступление в период административного надзора, за что был осужден и направлен в места лишения свободы.
Разрешая заявленные административные исковые требования суд считает, что имеются основания для установления административному ответчику административного надзора на более длительный срок.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную, либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона, за совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, определенный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела, в настоящее время административный ответчик отбывает наказание, назначенное судом за преступление небольшой тяжести (ч. 1 ст. 228 УК РФ), совершенное в период административного надзора.
Административный надзор был установлен решением Красноярского районного суда Самарской области от 03.11.2017 г. на срок 8 лет в связи с тем, что ранее 08.09.2015 г. административный ответчик был осужден приговором Советского районного суда г. Самары за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно решению Красноярского районного суда Самарской области от 03.11.2017 г., наказание, назначенное приговором Советского районного суда г. Самары от 08.09.2015 г., отбывалось Хуснутдиновым Р.Р. с 13.07.2015 г., конец отбытия срока 12.05.2018 г.
Поскольку Хуснутдинов Р.Р. 06.11.2020 г. был вновь осужден приговором Железнодорожного районного суда г. Самары и направлен к месту отбывания наказания, административный надзор был прекращен по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
К моменту освобождения из ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Хуснутдинов Р.Р. будет иметь непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, срок погашения которой в соответствии с п. «в» ч. 2 ст. 86 УК РФ составляет 8 лет после отбытия наказания и истечет в 2026 г., тогда как по заявленным истцом основаниям, срок административного надзора (3 года) истечет в 2024 г.
Следовательно, удовлетворение исковых требований в заявленном объеме и по указанным административным истцом основаниям повлечет необоснованное сокращение срока административного надзора, предусмотренного федеральным законом в качестве профилактической меры в целях защиты государственных и общественных интересов. Причем фактическим основанием для сокращения срока административного надзора будет являться совершение административным ответчиком преступления с меньшей степенью общественной опасности при наличии непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления.
Следовательно, указанный в иске срок административного надзора не соответствует принципам и задачам института административного надзора и не подлежит учету при вынесении решения.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
При таких обстоятельствах административному ответчику следует установить административный надзор на срок 8 лет до погашения судимости за совершение тяжкого преступления, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с абз. 2 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст. 3, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» закона установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ).
При обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.
При определении административных ограничений для Хуснутдинова Р.Р. суд учитывает, что за время отбывания наказания Хуснутдинов Р.Р. зарекомендовал себя следующим образом: поощрений не имеет. К дисциплинарной ответственности не привлекался. Состоит на обычных условиях отбывания наказания. На проводимую с ним работу воспитательного характера реагирует удовлетворительно, должные выводы для себя делает. Соблюдает правила личной гигиены, спальное место содержит в чистоте и порядке. Стремление к получению высшего образования не проявляет. Участия в работах по благоустройству исправительного учреждения и прилегающих к нему территорий, согласно ст. 106 УИК РФ принимает под контролем администрации. В общении с сотрудниками администрации проявляет вежливость, корректность. Лекции, общие собрания осужденных, культурно-массовые и спортивные мероприятия посещает. Библиотеку учреждения посещает редко, отношение к религии положительное. В ИУ не трудоустроен, желание работать не проявляет. Поддерживает отношения с осуждёнными как положительной, так и отрицательной направленности. Вину по приговору признал полностью. По приговору суда иска не имеет. Связь с родственниками поддерживает путем переписки и телефонных переговоров.
В связи с этим, суд считает, что для контроля за поведением Хуснутдинова Р.Р. после освобождения последнему следует установить административные ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 часов до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление административного надзора и возложение в связи с этим на Хуснутдинова Р.Р. ограничений, по убеждению суда, будет способствовать предупреждению совершения Хуснутдиновым Р.Р. преступлений и других правонарушений, и оказанию на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов.
Доводы осужденного о том, что не имеется необходимости в установлении запрета на пребывание вне жилого помещения в ночное время суток, суд находит неубедительными по вышеуказанным мотивам.
Примененные административные ограничения соответствуют данным о личности Хуснутдинова Р.Р., не являются чрезмерными, и отвечают целям административного надзора.
Судом административному ответчику разъяснено, что в течение всего срока административного надзора административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, – с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом РФ от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника Федерального казенного учреждения исправительная колония № 16 УФСИН России по Самарской области – удовлетворить частично.
Установить в отношении Хуснутдинова Р.Р., ... года рождения, уроженца ..., следующего к месту жительства по адресу: ...., административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Советского районного суда г. Самары от 08.09.2015 г., со следующими административными ограничениями:
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой;
обязать явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Разъяснить Хуснутдинову Р.Р., что неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
Исчислять срок административного надзора со дня постановки Хуснутдинова Р.Р. на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись М.Г. Захаревская
Мотивированная часть решения изготовлена 29.10.2021 г. в единственном экземпляре и является подлинником.
Судья подпись М.Г. Захаревская