Дело № 2-142/2017 16 февраля 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дорошенко Н.А.
с участием истца Галашова А.В., представителя ответчика Васильевой И.М.
при секретаре Васильевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галашова А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
истец Галашов А.В. обратился в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области (далее – УПФР в Сланцевском районе) и просил признать незаконным отказ в досрочном назначении страховой пенсии, обязать ответчика назначить и выплатить досрочную страховую пенсию со дня возникновения права на указанную пенсию, с ДД.ММ.ГГГГ г., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>. Кроме того, истец просил взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты>., расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>
В судебном заседании истец поддержал доводы, изложенные в иске, просил его требования удовлетворить, и пояснил, что он является военным пенсионером, так как проходил военную службу в качестве мичмана в районах Крайнего Севера. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» он в связи с достижением возраста 55 лет имеет право на получение одновременно и части второй страховой пенсии. Это подтверждает и ответчик своим ответом на его заявление. Однако Пенсионный фонд руководствуется только Федеральным законом № 400, который гласит, что там должны быть определённые условия для получения страховой пенсии. Он с этим не согласен, ему достаточно на момент обращения 7 календарных лет стажа. Он полагает, что Пенсионный фонд умышленно затягивает назначение ему пенсии.
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Сланцевском районе Васильева И.М., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ года Галашов А.В. обратился с заявлением в УПФР в Сланцевском районе за назначением досрочной страховой пенсии по старости военному пенсионеру по основаниям пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера. Управлением заявление Галашова А.В. и приложенные к нему документы были рассмотрены, и ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о том, что истцу не может быть назначена досрочная страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа - <данные изъяты>. На момент обращения Галашова А.В. за назначением пенсии его страховой стаж составил <данные изъяты>, а с учетом Постановления Конституционного суда 2-П - ДД.ММ.ГГГГ, календарный стаж в районах Крайнего Севера - <данные изъяты>, что не дает ему права на установление страховой части пенсии по старости со снижением возраста. Право на страховую пенсию по старости у Галашова А.В. появится в <данные изъяты>. Аргументация принятого решения изложена в решении Управления № 17 от 04.04.2016 года, которое они поддерживают. В удовлетворении исковых требований Галашова А.В. должно быть отказано и в части взыскания с Управления компенсации морального вреда, так как возможность компенсации морального вреда предусмотрена только в случае нарушения личных неимущественных прав, при посягательстве на другие нематериальные блага, либо в случаях предусмотренных специальным законом. Истец же ссылается на нарушение его имущественных прав, при этом специальный закон, предусматривающий возможность компенсации морального вреда при нарушении пенсионных прав гражданина, отсутствует.
Представитель ответчика просит в иске Галашову А.В. отказать полностью, полагая, что такое судебное решение будет правомерным, полностью соответствующим требованиям закона и действующим нормативным актам.
Суд, заслушав объяснения истца Галашова А.В., представителя УПФ РФ (ГУ) в Сланцевском районе Васильевой И.М., изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Из материалов дела (л. д. 28 – 29, 33 – 34) следует, что ДД.ММ.ГГГГ Галашовым А.В. подано заявление о досрочном назначении страховой пенсии. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Сланцевском район № 17 от ДД.ММ.ГГГГ г. истцу было отказано в назначении страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием страхового стажа <данные изъяты>
Согласно представленным документам (л. д. 21 – 25) страховой стаж Галашова А.В. составляет <данные изъяты>, стаж с учетом Постановления Конституционного Суда № 2-П от 29.01.2004 г.– <данные изъяты>; календарный стаж в районах Крайнего Севера – <данные изъяты>
Галашов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При определении размера указанной пенсии истцу был зачтен период службы ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
Данные обстоятельства подтверждены справкой военного комиссариата Ленинградской области (л. д. 32).
Истец не оспаривает произведенную УПФР в Сланцевском районе оценку периодов его трудовой деятельности и учтенные пенсионным органом страховой и специальный стажи.
Однако Галашов А.В. не согласен с решением Управления Пенсионного фонда в части того, что для назначения ему досрочной страховой пенсии требуется ДД.ММ.ГГГГ страхового стажа.
В соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон от 28.12.2013 г.), имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом от 28.12.2013 г.
Согласно ст. 8 Закона от 28.12.2013 г. право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии минимального требуемого страхового стажа, который в 2016 году составил 7 лет, и, начиная с 01.01.2016 г., ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет в 2024 году и при наличии минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), которая с 01.01.2016 г. установлена в размере 9 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 в 2025 г.
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Закона от 28.12.2013 г. страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет, в приравненных к ним местностях, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере, при этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона от 28.12.2013 г., на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
При этом частью 4 ст. 13 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что при установлении страховой пенсии в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в силовых ведомствах.
По документам, представленным истцом в УПФР в Сланцевском районе, страховой стаж истца составляет <данные изъяты>, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. – <данные изъяты>; календарный стаж в районах Крайнего Севера – <данные изъяты>.
Как следует из содержания п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона от 28.12.2013 г. для назначения страховой пенсии по старости мужчинам ранее достижения 60 лет необходимо наличии трех условий: возраст 55 лет, специальный стаж не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, а также страховой стаж 25 лет.
Таким образом, принимая во внимание имеющийся у истца специальный и страховой стаж при достижении им 55 летнего возраста, суд приходит к выводу, что отказ УПФР в Сланцевском районе в назначении Галашову А.В. страховой пенсии является обоснованным, поскольку страховой стаж истца составляет менее <данные изъяты>
Учитывая положения п. 4 ст. 13 Закона от 28.12.2013 г. в его страховой стаж не могут быть включены периоды службы, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, то есть за период с 5.05.1980 года по 15.05.2000 года.
При этом ссылки истца на то обстоятельство, что для назначения страховой пенсии ему не нужен такой страховой стаж, а достаточно страхового стажа указанного в ст. 8 названного Закона, суд не может принять во внимание, поскольку они основаны на ошибочном толковании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона РФ от 28.12.2013 г., прямо предусматривающего такое условие для досрочного назначения страховой пенсии.
При таких обстоятельствах, суд находит, что исковые требования Галашова А.В. о признании незаконным отказа Управления ПФР в Сланцевском районе в назначении ему страховой пенсии по старости, обязании ее назначить со дня возникновения права на указанную пенсию и выплатить не могут быть судом удовлетворены.
Истцом заявлены к ответчику требования о компенсации морального вреда в размере 50000 руб.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При этом при нарушении имущественных прав граждан компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные в ст. 1100 ГК РФ.
Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
В силу указанных правовых норм требования истца о взыскании компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.
Поскольку судом Галашову А.В. отказано в удовлетворении исковых требований, в силу ст. 98 ГПК РФ не могут быть удовлетворены и требования истца о взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг и государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Галашову А.В. отказать в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ г. и выплатить, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.
Председательствующий судья Н.А. Дорошенко