№ 21-1054/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск 25 ноября 2021 г.
Судья Иркутского областного суда Полозова Н.Ф., с участием защитника ООО «Компания «Востсибуголь» Деревцовой Т.П., допущенной к участию в деле на основании доверенности Номер изъят от Дата изъята , рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Компания «Востсибуголь» Юкляевских А.Ю. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории ФИО3 Номер изъят от 8 февраля 2021 г. и решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 10 августа 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Компания «Востсибуголь»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории ФИО3 Номер изъят от 8 февраля 2021 г. общество с ограниченной ответственностью «Компания «Востсибуголь» (далее - ООО «Компания «Востсибуголь») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 10 августа 2021 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник ООО «Компания «Востсибуголь» Юкляевских А.Ю. просит об отмене решения судьи городского суда и признании незаконным постановления должностного лица в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает о том, что вскрышные породы используются юридическим лицом в процессе рекультивации, следовательно отходами не являются и включению в лимиты размещения отходов не подлежат.
Законный представитель ООО «Компания «Востсибуголь» - генеральный директор ФИО4, защитники Юкляевских А.Ю. и ФИО5, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, о причинах неявки не сообщили, учитывая, что при подготовке к рассмотрению жалобы обязательным и необходимым присутствие в судебном заседании указанных лиц не признано, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании защитник ООО «Компания «Востсибуголь» Деревцова Т.П. доводы жалобы поддержала, просила отменить постановление должностного лица и решение судьи, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Поддержала в полном объеме доводы жалобы, обращала внимание, что указанные отходы используются Обществом для рекультивации земель, в связи с чем не должны учитываться как отходы производства.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении Номер изъят судебный материал по жалобе Номер изъят, проанализировав доводы жалобы, заслушав защитника, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления установлена частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон №89-ФЗ) под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
На момент проведения проверки требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах регламентировались Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. №721 (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, согласно которого код ФККО – 2 00 110 99 20 5 - «скальные вскрышные породы в смеси практически неопасные».
Данные отходы относены к V класса опасности.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Дата изъята , в ходе проведения плановой проверки, установлено, что филиал ООО «Компания «Востсибуголь» «Разрез Жеронский», расположенный по адресу: <адрес изъят>, в нарушение требований пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ, Порядка, неисполнял обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: не осуществлялся учет в 2019- 2020 гг.образовавшихся при вскрышных работах отходов производства.
Как следует из акта проверки от Дата изъята Номер изъят, в соответствии с пунктом 11.2.4 раздела 11 Технического проекта «Отработка Вереинского участка Жеронского месторождения в границах лицензии ИРК 03203 ТЭ Жеронское каменноугольное месторождение (Вереинский участок)» в процессе ведения горных работ в разрезе при добыче полезного ископаемого (угля) образуются «скальные вскрышные породы в смеси практически неопасные» (код ФККО - 2 00 110 99 20 5).
Сведения об учете отходов «скальные вскрышные породы в смеси практически неопасные» (код ФККО - 2 00 110 99 20 5), как образовавшихся при вскрышных работах отходов производства V класса опасности, в журнале учета в области обращения с отходами за 2019-2020 гг. филиала «Разрез Жеронский» отсутствовали.
Факт совершения ООО «Компания «Востсибуголь» вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.63-70); актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя Номер изъят от Дата изъята (л.д.138-167); разделом 11 Технического проекта «Отработка Вереинского участка Жеронского месторождения в границах лицензии ИРК 03203 ТЭ Жеронское каменноугольное месторождение (Вереинский участок)» (л.м.16-21); письмом представителя с приложением журнала учета в области обращения с отходами и данными учета отходов (л.д. 41 – 54); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 71-98) и другими материалами дела.
Вышеперечисленным доказательствам и иным, отвечающим требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей городского суда на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дана надлежащая правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, действия ООО «Компания «Востсибуголь», выразившиеся в неисполнении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства, правильно квалифицированы по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами этого Кодекса и подлежащего применению законодательства.
При рассмотрении жалобы на постановление судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области исследовал представленные доказательства, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что постановление должностного лица отмене не подлежит, в действиях ООО «Компания «Востсибуголь» имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом установлено, что у ООО «Компания «Востсибуголь» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пунктах 3.1 и 3.11 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001г. № 607-ст, указано, что отходы - это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Указание в жалобе о том, что согласно ГОСТу 17.5.1.03-86 «Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель», утвержденному и введенному в действие Постановлением Госстандарта СССР от 10 ноября 1986 г. № 3400, вскрышные породы используются в процессе рекультивации и, следовательно, не являются отходами, не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу актов, основаны на неверном толковании норм права, поскольку в данном случае речь идет только о невключении таких отходов в лимиты на размещение, а учету такие отходы подлежат в обязательном порядке.
Таким образом, образующиеся в процессе добычи полезного ископаемого вскрышные породы являются отходом независимо от того обстоятельства, что впоследствии общество использует их для последующей рекультивации земель.
Указанные доводы также свидетельствуют о том, что ООО «Компания «Востсибуголь» фактически не отрицает, что не предпринимало мер для ведения учета отходов V класса опасности, которыми являются «скальные вскрышные породы в смеси практически неопасные» (код ФККО - 2 00 110 99 20 5).
Таким образом, выводы должностного лица и судьи городского суда о наличии в действиях ООО «Компания «Востсибуголь» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными и не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Постановление о привлечении ООО «Компания «Востсибуголь» к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание назначено ООО «Компания «Востсибуголь» в пределах санкции части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, является соразмерным содеянному и справедливым, оснований для его изменения не имеется.
Оснований для признания совершенного ООО «Компания «Востсибуголь» правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории ФИО3 Номер изъят от 8 февраля 2021 г. и решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 10 августа 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Компания «Востсибуголь» оставить без изменения, жалобу защитника Юкляевских А.Ю. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Н.Ф. Полозова