Дело №2-463/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2021 года пгт. Ленино
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего ФИО7
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,-
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с указанным выше иском.
В обоснование заявленных требований, истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым было принято решение № об отказе в установлении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Данное решение мотивировано тем, что, по мнению ответчика, в льготный стаж истца не могут быть засчитаны периоды ее работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в детском саду Республики Узбекистан;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности медсестры терапевтического отделения областной поликлиники Республики Узбекистан;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности медицинской сестры в Ленинском РТМО;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – уход за детьми до достижения ими трехлетнего возраста;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – уход за детьми до достижения ими шестилетнего возраста.
С указанным решением истец не согласна и считает его незаконным, в связи с чем, для защиты своих пенсионных прав ФИО4 обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным, включив в ее трудовой стаж вышеуказанные периоды работы, обязав при этом ответчика установить страховую ей пенсию по старости в связи с наличием 25 лет специального стажа, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п. 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате месте и времени рассмотрения дела была надлежащим образом извещена.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление с просьбой рассмотреть дела в его отсутствие, а также письменные возражения.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся письменным материалам дела.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, определив характер спорных правоотношений и дав им правовую оценку, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п.п. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась к ответчику с заявлением об установлении ей досрочной страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием у ФИО4 необходимых 25 лет специального стажа работы, дающего право на установление пенсии досрочно. Оспариваемое решение мотивировано ответчиком тем, что по предоставленным истцом для определения права на досрочное назначение страховой пенсии документам в специальный стаж при условии назначения досрочной пенсии по старости за осуществление лечебной деятельности в сельской местности и поселках городского типа на день обращения ФИО4 подлежит только 15 лет 11 месяцев 2 дня (с учетом кратного исчисления до ДД.ММ.ГГГГ), 20 лет 11 месяцев 3 дня (с учетом кратного исчисления) – в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, что недостаточно для определения права на досрочную пенсию.
В оспариваемом решении ответчиком указаны определенные периоды работы истца которые не были засчитаны в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, а именно:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа ФИО4 в должности медсестры в детском саду, так как отсутствуют документы, подтверждающие работу за границей (в <адрес>);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа истца в должности медсестры терапевтического отделения областной поликлиники, так как отсутствуют документы, подтверждающие работу за границей (в <адрес>);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности медсестры в Ленинском РТМО;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – уход за детьми до достижения ими трехлетнего возраста;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ - уход за детьми до достижения ими шестилетнего возраста.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение. По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Из копии трудовой книжки серии ГТ-I №, выданной ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на должность медицинской сестры в детский сад № «Колобок» <адрес> Республики Узбекистан, а ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала медсестрой терапевтического отделения областной поликлиники Республики Узбекистан. ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность медсестры стерилизационной в Ленинском РТМО. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Ленинское РТМО переименовано в ЦРБ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 переведена на должность старшей медсестры стерилизационного отделения. ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность сестры медицинского стационара централизованного стерилизационного отделения. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Ленинская центральная районная больница переименована в ГБУЗ Республики Крым «Ленинская центральная районная больница».
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж истца периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности медицинской сестры в детском саду № «Колобок» <адрес> Республики Узбекистан и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности медицинской сестры терапевтического отделения областной поликлиники в <адрес>, суд приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение граждан переселившихся из государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется нормами Соглашения от 13 марта 1992 г., подписанным данными государствами, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г., пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г., а также на территории бывшего СССР, за время до вступления в силу этого соглашения (статья 6 Соглашения).
Кроме того, согласно ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 (далее по тексту Правила N 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Закона N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Таким образом, в целях определения права на досрочное назначение страховой пенсии с учетом периодов работы в Республике Узбекистан, необходимо документальное подтверждение компетентными органами включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, по законодательству Республики Узбекистан.
Юридическим фактом для признания права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ является соблюдение одновременно следующих условий: работа необходимый период в соответствующих должностях и профессиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правилами исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии; уплата работодателями - страхователями страховых взносов, достижение соответствующего пенсионного возраста, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
В соответствии с п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" (зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 1996 г., регистрационный N 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом форма документа может быть произвольной.
В спорный период с 01.12.1991 по 29.06.1992 действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет.
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периоды работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах; указанным выше Перечнем ясли-сады и детские сады были включены в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
С 1 октября 1993 г. было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с указанной даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Судом проанализирована запись в трудовой книжке истца, содержание печатей, заверяющих записи за спорный период, которыми подтверждается, что ФИО4 занимала должность медсестры в детском саду № «Колобок» <адрес> Республики Узбекистан.
Поскольку после подписания международного договора - Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> является независимым и самостоятельным государством, то возможность включения в страховой стаж периодов работы после ДД.ММ.ГГГГ может быть урегулирована только законодательными актами Российской Федерации либо международным договором.
Однако, никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В связи с вышеизложенным включению в специальный стаж подлежит период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры детского сада № «Колобок» <адрес> Республики Узбекистан.
Таким образом, для включения в страховой стаж периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории государства-участника Республики Узбекистан, после заключения Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, необходимо предоставление соответствующих документов именно компетентным органом данного государства (пенсионным органом Республики Узбекистан), подтверждающих период работы истца в льготных условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, а также уплату страховых взносов в пенсионный фонд.
Отказывая истцу во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры <адрес> территориального медицинского объединения, ответчик исходил из того, что имеющиеся в распоряжении управления документы не подтверждают отнесение отделений <адрес> территориального медицинского объединения к лечебно-профилактическим, а также ввиду несоответствия наименования структурных подразделений объединения наименованию структурных подразделений, предусмотренных п. 6 Правил исчисления соответствующей работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.
Суд не может согласиться с данными доводами ответчика на основании следующего.
Структура Ленинского РТМО разрабатывалась и утверждалась Управлением здравоохранения.
Перевод здравоохранения на новые условия хозяйствования был обусловлен необходимостью рационального использования выделяемых средств, внедрения новых принципов хозяйствования, использования проводимых в стране экспериментов по отработке новых форм деятельности органов и учреждений здравоохранения. Положение о новом хозяйственном механизме в здравоохранении было одобрено комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР от 23.06.1989.
При этом изменение наименования учреждений в связи с переходом на новые методы хозяйствования не касалось деятельности учреждений — ее виды не изменялись, лечебная деятельность не прекращалась, структура и штаты не изменялись (за исключением переименования должностей, обусловленных изменением названия учреждения).
Положения закона Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обуславливают право на досрочное получение пенсии по старости именно выполнением лечебной и иной работы по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно п. 16, 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» №30 от 11.12.2012, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается. При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В судебном заседании установлено, что согласно трудовой книжки ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 принята на должность медсестры стерилизационной в Ленинское РТМО на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со справкой ГБУЗ Республики Крым «Ленинская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ истец в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) работала в должности медицинской сестры стерилизационной, а с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность старшей медицинской сестры стерилизационного отделения по совместительству (приказ № о ДД.ММ.ГГГГ) <адрес> территориального медицинского объединения. В то же время, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, суд приходит к убеждению, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, характер, специфика и условия, осуществляемой истцом работы, а также выполняемые ею функциональные обязанности на занимаемой должности, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором она работала, свидетельствуют о том, что ФИО4 работала в должности медицинской сестры именно в учреждении здравоохранения – Ленинском РТМО, осуществляющем лечебно-профилактическую деятельность.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно согласно решения № от ДД.ММ.ГГГГ «О переходе на новые формы управления, планирования и финансирования в здравоохранении» (л.д. 78) Ленинская центральная районная больница переведена в <адрес>ное территориальное медицинское объединение, а Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77) - <адрес>ное территориальное медицинское объединение переименовано в Ленинскую центральную районную больницу.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации не допустимо в отношении некоторых групп граждан отступление от конституционного принципа граждан перед законом. Все граждане, отработавшие необходимый льготный стаж, имеют равное право на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Конституционные принципы являются гарантией равенства пенсионных прав медицинских работников независимо от того, к какому ведомству они относятся. В обязанность работников не входит и не зависит от них приведение названия учреждения или должности в соответствие с действующим законодательством.
То обстоятельство, в чьем ведении находятся учреждения здравоохранения, и кому принадлежит закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предоставляет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Кроме того, то обстоятельство, что истец не имеет возможности предоставить какие-то иные справки, в которых бы конкретно указывалось на осуществление Ленинским РТМО лечебно-профилактической деятельности, с указанием перечня его структурных подразделений, не может быть основанием для отказа во включении в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой трудовой пенсии по старости на льготных условиях, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку исследованные в установленном порядке доказательства, подтверждают наличие льготного трудового стажа у истца за данный период на должности медицинской сестры в Ленинском РТМО в учреждении здравоохранения.
Характер работы истца в спорный период подтвержден письменными документами, а именно - трудовой книжкой и справкой ГБУЗ Республики Крым «Ленинская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64 ), которые содержатся в материалах дела и соответствуют требованиям процессуального закона об относимости и допустимости доказательств.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 года №20-П разъясняется, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и отмена для этих лиц права, приобретенного законодательством несовместимо с положениями статей 1 4.1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 57 Конституции РФ, т.к. законные ожидания граждан, приобретенное ими на основе действовавшего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, исследованными судом доказательствами по делу в их совокупности, подтверждается, что ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, занимала должность медицинской сестры именно в учреждении здравоохранения – Ленинском РТМО, осуществляющем лечебно-профилактическую деятельность, расположенном в поселке городского типа.
При этом отсутствие каких-либо дополнительных справок, уточняющих особый характер работы истца в спорный период с учетом, установленных по делу обстоятельств, по мнению суда, не может быть основанием для ущемления права истца на социальное обеспечение на льготных условиях, поскольку отсутствие вышеуказанных документов никоим образом не связано с её волей, так как истец добросовестно осуществляла свою трудовую деятельность и не предполагала, что отсутствие каких-либо документов отразится в будущем на её праве на досрочную трудовую пенсию.
Согласно пункту 2 Правил от 22 сентября 1999 г. N 1066 врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. (абзац седьмой пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
На основании изложенного, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а именно тот факт, что истец осуществляла свою лечебно-профилактическую деятельность в учреждении здравоохранения, расположенном в поселке городского типа, суд приходит к убеждению, что период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в данном учреждении здравоохранения подлежит исчислению в льготном порядке, а именно (1 год за 1 год и 3 месяца).
В то же время, рассматривая требования ФИО4 в части признания незаконным решения ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в специальный стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – уход за детьми до достижения ими трехлетнего возраста и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд не принимает доводы истца, основанные на применении к указанным периодам части третьей статьи 179 КЗоТ Украины, действующего на территории Республики Крым в момент нахождения истца в отпусках по уходом за ребенком, а также части шестой статьи 179 КЗоТ Украины и статьи 181 КЗоТ Украины, согласно которым отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы засчитываются как в общий, так и в непрерывный медицинский стаж.
С такими выводами истца суд не согласен и считает, что они сделаны с нарушением норм материального права, по следующим основаниям.
В силу положений ч. 1 ст. 11 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 названных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно разъяснениям, данным в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В настоящем случае отпуска по уходу за ребенком имели место после ДД.ММ.ГГГГ, что было верно учтено ответчиком.
При таких обстоятельствах, требования истца о включения в специальный страховой стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – уход за детьми до достижения ими трехлетнего возраста и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – уход за детьми до достижения ими шестилетнего возраста, не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, а также приведенных положений закона и разъяснений, поскольку спорные периоды работы ФИО4 носят смешанный характер, в соответствии с требованиями п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу для назначения досрочной страховой пенсии необходимо иметь специального стажа не менее 30 лет, при этом указанный стаж исчисляется в льготном порядке.
При таких обстоятельствах, включению в льготный стаж истца подлежат следующие не учтенные ответчиком в оспариваемом решении периоды работы истца:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности медицинской сестры в детском саду № <данные изъяты> в календарном исчислении;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в <адрес>ном территориальном медицинском объединении в должности медицинской сестры, с применением льготного порядка исчисления, из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Как установлено в судебном заседании, ФИО4 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - ДД.ММ.ГГГГ.
В поданном в суд иске ФИО4 просит суд обязать ответчика назначить ей пенсию досрочно, то есть с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что ее специальный стаж, необходимый для назначения пенсии на момент ее обращения составил более 25 лет. Однако, исходя из обстоятельств работы истца, как в городе (<адрес>) так и сельской местности, ФИО4 необходимо выработать 30 лет стажа (с учетом кратного исчисления) – в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Так решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе Республики Крым из необходимых 30 лет стажа ФИО4 зачтено в специальный стаж - 20 лет 11 месяцев 3 дня (с учетом кратного исчисления) – в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, (л.д. 15).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Таким образом, с учетом вышеуказанных спорных периодов подлежащих включению в специальный стаж, суд приходит к выводу о том, что стаж истца в льготном исчислении, на момент ее обращения к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии составил менее необходимых 30 лет, в связи с чем, требования истца о признании незаконным решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Крым об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № и назначении ей пенсии досрочно в соответствии с п. 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО4 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым № № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным в части не включения периодов работы ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым включить в специальный стаж в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности медицинской сестры в детском саду № «Колобок» <адрес> Республики Узбекистан;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ– работа в <данные изъяты> в должности медицинской сестры, с применением льготного порядка исчисления, из расчета один год работы за 1 год и 3 месяца.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
СУДЬЯ: А.А. КОПАЕВ