Дело № 2-349/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Выкса 19 марта 2015года
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи И.Н.Власовой, с участием Выксунского городского прокурора Трусова Д.А., при секретаре Рябушевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Вознесенского района Нижегородской области в интересах Сафроновой Т.П. к Государственному учреждению Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании к совершению действий
установил:
Прокурор Вознесенского района Нижегородской области в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Сафроновой Т.И. к Государственному учреждению Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании к совершению действий.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной по обращению Сафроновой Т.П. проверкой установлено, что Сафронова Т.П., являющаяся … по общему заболеванию, не обеспечена …, …, …, заявка на которые была подана в … году. Из поступившей в прокуратуру Вознесенского района … года информации из филиала №… следует, что до настоящего времени ей не предоставлены указанные технические средства реабилитации. Непредоставление Сафроновой Т.П. технических средств реабилитации не позволяет последней пройти необходимую комплексную реабилитацию, что отрицательно сказывается на процессе восстановления здоровья и социальной адаптации, а также нарушает ее право на социальную защиту. В связи с чем, прокурор просил обязать Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Сафроновой Т.П. технические средства реабилитации: …, …, ….
В части исковых требований об обеспечении Сафоновой Т.П. …, … производство по делу было прекращено в связи с добровольным удовлетворением исковых требований.
С учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований, прокурор просит суд обязать Государственное учреждение Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Сафроновой Т.П. техническое средство реабилитаци – ….
В судебном заседании Выксунский городской прокурор Трусов Д.А. настаивал на удовлетворении исковых требованиях.
Истец Сафронова Т.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление последней, согласно которого она просит рассмотреть дело без ее участия, от исковых требований к ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить ей технические средства реабилитаци: …, … Сафронова Т.П. отказывается, в связи с добровольным удовлетворением органами соцстраха ее требований в данной части. Поддерживает иск прокурора, просит удовлетворить его в полном объеме уточненных требований.
Представитель ответчика ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом – судебной поветкой, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого в соответствии с ч.3 ст.5 ФЗ от 01.12.2014г. №386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Фонд социального страхования РФ в 2015 году осуществляет расходы по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг по обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами РФ по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функци по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Иных источников финансирования законодательством не предусмотрено. Сроки обеспечения граждан техническими средствами реабилитации законодательством не обусловлены. После выделения бюджетных асигнований ГУ - НРО ФСС РФ проводит аукционы на право заключения государственных контрактов на обеспечение инвалидов определенными техническими средствами реабилитации, для проведения аукционов тоже требуется время, обойти установленный законодательством порядок ГУ-НРО ФСС РФ не вправе.
ГУ – НРО ФСС РФ осуществляет обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №240, н основании государственных контрактов, заключаемых региональным отделением в пределах, выделенных на эти цели средств федерального бюджета. У инвалида есть право приобрести техническое средство реабилитации самостоятельно, а впоследствии компенсировать стоимость приобретенного технического средства.
В случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) услуги. Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты РФ в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
…г. в филиал №… ГУ – НРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении …, … и … обратилась Сафронова Т.П.
ГУ – НРО ФСС РФ не отказывало инвалиду в обеспечении техническим средством реабилитации. Однако в связи с недостаточностью финансирования у ГУ – НРО ФСС РФ в настоящее время отсутствует возможность обеспечить заявителя техническим средством реабилитации. Сафронова Т.П. будет обеспечена всеми необходимыми средствами реабилитации, указанными в ее ИПР после поступления средств на эти цели из федерального бюджета РФ и проведения процедуры закупки.
В связи с чем, ГУ – НРО ФСС РФ полагает, что права инвалида не нарушены и просит в иске прокурору Вознесенского района Нижегородской области отказать.
Представитель третьего лица ГУ - … в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Мотивированных возражений относительно исковых требований истца также не представил.
До рассмотрения дела по существу, от истца Сафроновой Т.П. и Прокурора Вознесенского района Нижегородской области поступили заявления о добровольном исполнении ответчиком части заявленных требований, в подтверждение чего суду была предоставлена копия акта №… приема-передачи технического средства реабилитации от …г., а именно …. Судом …г. было вынесено определение о прекращении производства по делу в части предоставления истцу Сафроновой Т.П. технических средств реабилитации: … и … в связи с отказом истца от части заявленных исковых требований.
Рассматривая заявленные требования истца в части обеспечения …, суд, заслушав мнение прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности приходит к следующему.
Положениями статьи 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который регламентирует отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов и нормы которого корреспондируют с положениями Конституции РФ, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию спрособностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу статьи 10 данного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предосталяемых инвалиду, уверждается Правительством РФ.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Приведенный комплекс мероприятий определяется индивидуальной программой реабилитации, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ).
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых Индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно ст.11.1 указанного Закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Частью 14 ст.11.1 данного Закона предусмотрено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. №2347-р, трости опорные и тактильные, а также медицинские тнрмометры и тонометры с речевым выходом отнесены к техническим средствам реабилитации.
В пункте 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 N240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
Вместе с тем финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 4 вышеуказанного Постановления Правительства РФ предусмотрено, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства инвалида (ветерана).
Отделение Фонда социального страхования в …-ти дневный срок с даты поступления рассматривает представленные документы и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке его на учет по обеспечению техническим средством реабилитации. Одновременно с уведомлением о постановке на учет инвалиду выдается направление на получение (изготовление) указанного в индивидуальной программе реабилитации средства (изделия) в организацию, отобранную уполномоченным органом в установленном порядке.
Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. На указанные цели Фонду социального страхования Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Сафронова Т.П., … года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной …г. … – … на основании карты №… к акту освидетельствования №… от …г. Сафронова Т.П. имеет право на обеспечение следующими техническими средствами реабилитации и услугами – …, …, ….. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации определен бессрочно.
Как усматривается из материалов дела, …г. Сафронова Т.П. обратилась с заявлением в … об обеспечении ее …, …, ….
…г. ответчиком в адрес истца было направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями №… от …г., в соответствии с которым Сафронова Т.П. поставлена на учет в … под регистрационным номером №… для обеспечения: …; …; …. Основание индивидуальная программа реабилитаци №… от …г. Между тем, до настоящего времени Сафронова Т.П. не была обеспечена техническим средством реабилитации – …, указанные в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
С учетом вышеуказанных норм права, а также, исходя из того, что выдача технических средств реабилитации и контроль за обеспечением ими инвалидов действующим законодательством возложены на Фонд социального страхования, которым обязательство по обеспечению инвалида – Сафроновой Т.П. техническим средством реабилитации – … на момент вынесения решения судом не было исполнено, а также принимая во вниманпие, что право инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, не ставится в зависимость от каких-либо условий, то суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Вознесенского района Нижегородской области, действующего в интересах Сафроновой Т.П. к ГУ-Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, о возложении обязанности предоставить средства технической реабилитации – … подлежат удовлетворению, поскольку причины, по которым право инвалида Сафроновой Т.П. нарушено, и причины, по которым ответчик не выполнил своей обязанности, возложенной на него государством, не зависят от инвалида и правового значения не имеют, а бездействие Фонда по необеспечению Сафроновой Т.П. данным техническим средством реабилитации является незаконным и нарушает права последней.
Частью 1 ст.56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте положений ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закреплен общий принцип распределения обязанностей по доказыванию, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Принципы состязательности и диспозитивности гражданского судопроизводства предполагают необходимость представлять доказательства своевременно, до разрешения спора по существу судебным актом, при избрании определенной тактики доказывания.
Кроме того, суд принимает во внимание, что стороной ответчика не оспаривалось, что на момент рассмотрения спора в суде обязанность по обеспечению Сафроновой Т.П. техническим средством реабилитации – … исполнена не была.
Доводы ответчика об отсутствии должного финансирования ГУ – Нижегородской региональное отделение Фонда социального страхования РФ не могут служить обстоятельством, освобождающим данное учреждение от обязанности, возложенной на него законом по представлению Сафроновой Т.П. технического средства реабилитации – …, так как истец Сафронова Т.П. имеет право на предоставление технических средств реабилитации, состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении такими средствами, поэтому ей не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта РФ.
Кроме всего, сама Сафронова Т.П. участником бюджетных правоотношений не является, а потому соблюдение ее прав не может ставиться в зависимость от наличия бюджетного финансирования либо длительности процедуры оформления государственного заказа на изготовление или поставку средства реабилитации, поскольку недостаточность федерального финансирования расходов на те либо иные социальные цели не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства, к нарушению гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишению возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничению права на равные с другими граждансми возможности участия в жизни общества.
Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, РФ приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правовго значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта РФ не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им РФ соответствующих полномочий. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 11.11.2011г. №72-Впр11-9.
В связи с чем, ответчик ГУ- Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ независимо от наличия или отсутствия достаточного финансирования таких расходов обязан предоставить инвалиду техническое средство реабилитации – ….
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокурора Вознесенского района в интересах Сафроновой Т.П. к Государственному учреждению Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании к совершению действий удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Сафронову Т.П. техническими средствами реабилитации, указанными в ее индивидуальной программе реабилитации инвалида, а именно опорной …, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Государственного учреждения Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход государства государственную пошлину … рублей … копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья- И.Н.Власова