78RS0№-93
Дело №а-464/20 28 января 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Суворовой С.Б.
с участием помощника судьи ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес> Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании устранить нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации <адрес> Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения администрации <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №-р в части снятия ее с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании устранить нарушения прав, восстановив ее на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с сохранением даты постановки на учет.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что с 1988 года состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. На основании распоряжения администрации <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №-р ей вместе с супругом было предоставлено жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, корпус 1, <адрес>, по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования. ДД.ММ.ГГГГ на приеме в жилищном отделе администрации <адрес> Санкт-Петербурга ей стало известно о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях. Письмом администрации <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ ей было разъяснено, что она снята с учета распоряжением администрации <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №-р на основании п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Считая данное распоряжение незаконным и необоснованным, ФИО3 обратилась в суд с указанными требованиями.
Административный истец ФИО1, ее представители ФИО4 и ФИО5 в судебное заседание явились, требования поддержали по заявленным основаниям.
Представитель административного ответчика - администрации <адрес> Санкт-Петербурга ФИО6 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, заявила ходатайство о пропуске срока для обращения в суд.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, ФИО1, зарегистрированная в двухкомнатной квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, Павловская ул., <адрес>, как член семьи ФИО7, на основании заявления последней, ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет по обеспечению жилой площадью (л.д. 71, 165).
ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в комнате площадью 16,8 кв.м, расположенной в 40-комнатной квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, Павловская ул., <адрес>; совместно с ней были зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ сын – ФИО8, являющийся нанимателем данного жилого помещения, и с ДД.ММ.ГГГГ муж – ФИО9 (л.д. 48).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в отделе коммерческого найма СПб ГБУ ГЖО было написано заявление с просьбой снять ее с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма (л.д. 58).
Распоряжением администрации <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО1 снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с оказанием содействия в улучшении жилищных условий с привлечением средств городского бюджета п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (л.д. 54-55).
ДД.ММ.ГГГГ между СПб ГКУ «Жилищное агентство <адрес> Санкт-Петербурга», СПб ГБУ «Горжилобмен» и ФИО1 заключен договор № найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга, в соответствии с которым ФИО1 и члену ее семьи супругу ФИО9 передана в дополнение к занимаемой жилой площади за плату во временное владение и пользование для проживания на срок 5 лет отдельная квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, корпус 1, <адрес>, общей площадью 42,5 кв.м, жилой площадью 17,1 кв.м (л.д. 13-21).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору действие договора продлено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением о восстановлении ее на городской очереди по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, Павловская ул., <адрес> (л.д. 36).
ДД.ММ.ГГГГ в своем ответе администрация <адрес> Санкт-Петербурга отказала ФИО1 в удовлетворении ее просьбы (л.д. 33-35).
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Административный истец, в составе семьи своей матери ФИО7, принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма в соответствии с решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде» (далее - Правила), как лицо, занимающее жилую площадь 5,5 кв. метров и менее на каждого члена семьи.
В соответствии с пунктом 29.1 Правил снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Пунктом 12 указанных Правил устанавливался минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 квадратных метров на человека.
В настоящее время пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Учитывая, что в приведенной норме Жилищного кодекса Российской Федерации не поименованы жилые помещения коммерческого использования, то в расчет жилищной обеспеченности административного истца не включается площадь квартиры жилищного фонда коммерческого использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» в качестве одной из форм содействия в улучшении жилищных условий предусмотрено предоставление по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности Санкт-Петербурга.
Согласно части 2 статьи 1 указанного Закона Санкт-Петербурга содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга. Указанный учет ведется исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган).
Статьей 9 (часть 1) приведенного Закона Санкт-Петербурга установлено, что учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий ведется уполномоченным органом по месту жительства граждан, нуждающихся в содействии.
Жилищный учет граждан ведется отдельно от учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Принятие граждан на жилищный учет не влечет снятие их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 3 ст. 9).
Таким образом, законодателем разграничены понятия жилищного учета нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий и учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга» в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого распоряжения, установлено, что жилые помещения коммерческого использования по договорам найма предоставляются во временное владение и пользование за плату для проживания гражданам, являющимся совместно с проживающими в жилых помещениях членами семьи (супруг, супруга, их дети, в том числе совершеннолетние дети, родители, внуки и иные члены семьи) и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Жилые помещения коммерческого использования в период действия договора найма не подлежат отчуждению, обмену, передаче третьим лицам по договору поднайма или иному договору, за исключением продажи таких жилых помещений на условиях и в порядке, установленных Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга», и в отличие от таких форм содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, как получение гражданином от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, поступающих в собственность гражданина, жилое помещение коммерческого использования предоставляется гражданам временно.
В связи с этим до его выкупа гражданином (в случае одобрения такого заявления гражданина уполномоченным органом) сам факт временного предоставления гражданину жилого помещения коммерческого использования не может расцениваться в качестве основания, указанного в пункте 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, для снятия с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, но в силу пункта 1 части 1 статьи 13 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» является поводом для снятия гражданина с жилищного учета, т.е. с учета нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, корпус 1, <адрес>, предоставлена административному истцу и членам ее семьи во временное пользование по договору коммерческого найма в дополнение к занимаемой жилой площади, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга».
Таким образом, административный истец подлежала снятию с учета нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, но должна оставаться на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
То обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 написала заявление о снятии ее с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма не относится к основаниям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Как указано в административном иске и не опровергнуто административным ответчиком, данное заявление составлено административным истцом с целью получения содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» № от ДД.ММ.ГГГГ в форме предоставления во временное пользование по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности Санкт-Петербурга (абз. 2 п. 1 ст. 2 приведенного Закона).
О том, что данное заявление не расценивалось администрацией <адрес> Санкт-Петербурга в качестве самостоятельного основания для снятия административного истца с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, свидетельствует то, что принятие оспариваемого решения ДД.ММ.ГГГГ после заключения ДД.ММ.ГГГГ с административным истцом договора коммерческого найма.
Кроме того, содержание оспариваемого распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что ФИО1 снята с учета, как лицо, получившее содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий с привлечением средств городского бюджета по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а не как лицо, подавшее заявление о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Проанализировав представленные в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что предоставление во временное пользование по договору найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, не может являться основанием для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; заявление административного истца о снятии ее с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не являлось основанием для принятия оспариваемого решения администрацией <адрес> Санкт-Петербурга.
При изложенных обстоятельствах распоряжение администрации <адрес> Санкт-Петербурга №-р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является незаконным.
Принимая во внимание, что оспариваемое распоряжение признано судом незаконным, подлежат удовлетворению и требования об обязании устранить нарушения прав административного истца, восстановив ее на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с сохранением даты постановки на учет.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из административного искового заявления и материалов дела, администрация <адрес> Санкт-Петербурга сообщила административному истцу о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, письмом от ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском в суд ФИО3 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный трехмесячный срок, когда ей стало известно об оспариваемом распоряжении.
В нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не представил доказательств направления административному истцу копии оспариваемого распоряжения.
Таким образом, суд полагает, что ходатайство административного ответчика о пропуске срока для обращения с административным иском в суд не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, ст.ст. 62, 175-180, 219 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение администрации <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №-р в части снятия ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать администрацию <адрес> Санкт-Петербурга восстановить ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с сохранением даты постановки на учет.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: С.Б. Суворова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.