Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2063/2018 (2-14833/2017;) ~ М-12249/2017 от 04.12.2017

Дело № 2-2063\2018

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2018 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Вялковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рыбьякова В. Е. к Управлению социальной политики по Ленинскому району г.Екатеринбурга Министерства социальной политики Свердловской области о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями,

У С Т А Н О В И Л:

Рыбьяков В.Е. обратился в суд с иском к Управлению социальной политики по Ленинскому району г.Екатеринбурга Министерства социальной политики Свердловской области о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями.

В обоснование заявленного иска указано, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы МО «Новолялинский район» от 16 января 2001 года при установлении попечительства за истцом было закреплено жилое помещение <адрес> В 2017 году истцу стало известно о данном нарушении, что послужило основанием для обращения в органы прокуратуры, и по итогам совершенных мер реагирования Постановлением главы Новолялинского городского округа от 19.05.2017 закрепление указанного жилого помещения было отменено. В связи с устранением препятствий для постановки на учет, истец обратился с соответствующим заявлением в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г.Екатеринбурга, однако в постановке на учет истцу было отказано по причине достижения 23-х лет, что по мнению Рыбьякова В.Е. является незаконным, нарушающим его права на обеспечение жилым помещением.

В судебном заседании истец на иске настаивал, указав на то, что о праве на обеспечение жилым помещением он не знал, никто об этом его не извещал, когда как он неоднократно обращался в Администрацию г.Екатеринбурга и Новолялинского городского округа с просьбой рассмотреть вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, однако ему неоднократно разъясняли о преждевременности обращений, которые носили устный характер. И после консультации в 2017 году истец обратился в органы прокуратуры, а затем после отмены закрепления жилого помещения к ответчику.

В судебном заседании представитель ответчика указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, так как суду не представлены доказательства наличия волеизъявления истца до достижения им 23-х лет на обеспечение жилым помещением, а также объективных и уважительных причин пропуска срока на реализацию такого права.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц Министерства социальной политики Свердловской области, Фонда жилищного строительства Свердловской области, Администрации г.Екатеринбурга, Администрации Новолялинского городского округа, о проведении судебного разбирательства извещены.

От Министерства социальной политики Свердловской области, Администрации г.Екатеринбурга, Администрации Новолялинского городского округа поступили отзывы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч.ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

Судом установлено, что Рыбьяков В.Е., <данные изъяты> относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы МО «Новолялинский район» от 16.01.2001 г. над истцом установлено попечительство, с закреплением жилого помещения <адрес>

Впоследствии Постановлением Главы Новолялинского городского округа от 19.05.2017 данное закрепление было отменено.

Как пояснил истец, с момента назначения опеки он проживал и был зарегистрирован по месту жительства его опекуна в <адрес> С 2003 года по 2006 год истец проходил обучение в Лесотехническом университете и проживал в общежитии образовательного учреждения, после чего переехал для проживания по месту жительства родственника в <адрес>.

Ранее, до 2017 года, как это следует из материалов дела, истец в уполномоченные органы с заявлением о принятии на учет для последующего обеспечения жилым помещением не обращался. В первый раз обращение имело место лишь в 2017 году, то есть по достижении истцом 32-х лет.

В силу требований ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как ранее установлено, истец обратился в орган опеки по достижении им 32-х лет.

На момент наступления совершеннолетия истца (10.05.2003) действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Как указал истец, обучение в образовательном учреждении он закончил в 2006 года.

В соответствии п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшей в излагаемой редакции до 01 января 2013 года, не очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее социального статуса и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.

Как верно указал представитель ответчика, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Разрешая настоящий иск, суд исходит из того, что Рыбьяковым В.Е. заявлено об обеспечении жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, то есть по основаниям Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», когда как правом на получение мер социальной поддержки по данному нормативному акту имеют граждане до достижения ими 23-х лет.

При этом обращение в органы опеки и попечительства имело место только в 2017 году после обращения в Прокуратуру, без указания каких-либо объективных и уважительных причин столь длительного бездействия и не реализации своего права на обеспечение жилым помещением, учитывая, что с 2003 года истец достиг совершеннолетия и мог в полном объеме осуществлять права и обязанности.

С иными требованиями, в том числе на основании требований Жилищного кодекса Российской Федерации, истцом не заявлены и обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав в связи с обеспечением жилого помещения на условиях социального найма, не названы и судом не установлены.

При этом доводы истца судом приняты быть не могут, поскольку на органы местного самоуправления нормами действующего законодательства не возложена обязанность по извещению обладателя прав об их наличии и возможности реализации.

Гражданин прежде всего должен действовать добросовестно, когда как в течение длительного времени истец не предпринимал никаких действий по защите своих жилищных прав.

Какие-либо иные обстоятельства, свидетельствовавшие бы об объективной невозможности обращения в суд не установлены и истцом не названы.

При этом суд исходит из того, что конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Установление права на обеспечение жилым помещением гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей направлено на поддержание незащищенной категории лиц, по общему правилу не имеющих возможность получить помощь и финансирование из иных источников в силу возраста и специфики социального статуса, требующего принятие особых дополнительных мер поддержки. В связи с этим законодателем установлено возрастное ограничение, при том, что с достижения полной дееспособности и до 23-летнего возраста лицо должно выразить свою волю на намерение получить меры социальной защиты.

Доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, материалы дела не содержат.

То, что истец не имел возможности реализовать указанное право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в связи с правовой неграмотностью, не являются основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не являются уважительными причинами пропуска срока.

Доводы об обращении в органы местного самоуправления о принятии на учет никакими достоверными доказательствами не подтвержден. Более того, сам истец указало на устный характер обращения, когда как данное волеизъявление должно быть облечено в предусмотренную законом форму в виде заявления.

Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля Зайчикова Т.Е. указала на то, что сотрудник отдела опеки обращалась с таким заявлением в интересах истца, что подвергается судом сомнению, учитывая отсутствие доказательств в подтверждение принятия такого заявления или противоправного уклонения от его рассмотрения.

Также, как указано ранее, устное обращение в уполномоченные органы не может быть рассмотрено в качестве соблюдения порядка реализации права на обеспечение жилым помещением, при том, что в материалы дела не представлены доказательства отказа от принятия обращения или незаконности действий должностных лиц при обращении истца.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку право истца на обращение в орган опеки с заявлением о принятии на учет в связи с достижением предельного возраста, при отсутствии доказательств уважительности пропуска срока не реализации такого права, утрачено.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░

2-2063/2018 (2-14833/2017;) ~ М-12249/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рыбьяков В.Е.
Ответчики
Управление соц политики Ленинского района
Другие
Администрация Новолялинского городского округа
Фонд жилищного строительства Свердловской области
Министерство социтальной политики Свердловской области
Администрация г. Екатеринбурга
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Василькова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
04.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2017Передача материалов судье
05.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2018Судебное заседание
15.03.2018Судебное заседание
15.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее