Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-220/2014 (2-6269/2013;) ~ М-6112/2013 от 03.12.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Кизовской В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Подкаминского И.В. о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области и возложении обязанности осуществить действия,

УСТАНОВИЛ:

Подкаминский И.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области и возложении обязанности осуществить действия. В обоснование заявленных требований указал, что 13.07.2011 года он обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении, в соответствии со ст.9 Закона Самарской области «О земле», в собственность бесплатно свободного от прав третьих лиц земельного участка для ведения садоводства, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>. м, и предоставил необходимый пакет документов, кроме кадастрового паспорта. Однако ему было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка прошедшего процедуру постановки на кадастровый учет (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса) и возвращён пакет документов.

При обращении в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, находящегося по адресу: <адрес> кв. м, предполагаемая цель - для садоводства, ему выдано заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, на том основании, что данный земельный участок примыкает к автомобильной стоянке, являющейся источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, кроме того, в соответствии с топографическими материалами данный участок находится на расстоянии 20-25 метров от многоквартирных жилых домов и в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.

На основании указанного заключения, Министерством принято решение об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

По его мнению, заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара является незаконным, надуманным и нарушает его права в сфере предоставления земельных участков бесплатно в собственность граждан, соответствии со ст. 9 Закона Самарской области «О земле» и отказ Министерсп имущественных отношений Самарской области нарушает его права и законные интересы.

30.05.2013 года им получено экспертное заключение по результатам санитарно- эпидемиологической экспертизы, согласно которому испрашиваемый земельный участок по указанному адресу соответствует требованиям санитарного законодательства и пригоден для использования под сады, территория данного земельного участка свободна от застройки, не попадает в санитарно защитную зону промышленных предприятий, источники хозяйственно-питьевого водоснабжения на прилегающей территории к земельному участку отсутствуют, с северной стороны к границам земельного участка прилегает зеленая зона и далее на расстоянии 30-35 м от границы участка расположен девятиэтажный жилой дом, с западной стороны примыкают два земельных участка под индивидуальное жилищное строительство, с западной стороны прилегает зелёная зона и на расстоянии 50-60 м границ участка расположен девятиэтажный жилой дом, в южном направлении от границ земельного участка расположена открытая автомобильная стоянка.

Согласно данного ему ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 24.06.2011 года, испрашиваемый земельный участок в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, не относится.

Согласно жилищному законодательству собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Вместе с тем, земельный участок многоквартирного дома в результате действий органа власти нередко сформирован или формируется в границах фундамента такого дома или с минимальными отступами от него. При этом, в отношении части участка, необходимого для эксплуатации дома и занятого, например, объектами озеленения и благоустройства, органом власти могут совершаться действия, направленные на распоряжение таким земельным участком. В отношении такого участка может быть принято решение о предоставлении его третьим лицам для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

Статьёй 34 Земельного кодекса РФ определена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Данная процедура включает в себя, в том числе, утверждение в месячный срок органом местного самоуправления и выдачу заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 4 статьи 34 Кодекса).

В соответствии с названной нормой права утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости, с учётом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для соответствующих целей.

Таким образом, оформление схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения определены в статье 4 Закона Самарской области №16-ГД «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории».

Он считает, что вышеуказанные нормативные правовые акты не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным в заключении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара.

Заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара нарушает его права и законные интересы. Утверждение схемы расположения земельного участка является этапом, предшествующим предоставлению этого участка в собственность, отсутствие утверждённой схемы расположения указанного земельного участка препятствует предоставлению в собственность испрашиваемого земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 года №94-ГД предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.

В соответствие с пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешённым использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса РФ, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального введении в действие Земельного кодекса РФ», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ.

В пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса, с учётом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/1382-0-1 о невозможности утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) по адресу: <адрес>, <адрес>. м; признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №12-1/2067/11-с в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> кв. м, под садоводство; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара устранить допущенные нарушения путём утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) по адресу: <адрес>, <адрес> м и обязать Министерство имущественных отношений <адрес> устранить допущенные нарушения путём возобновления рассмотрения ранее поданного заявления о предоставлении в бесплатно в собственность земельного участка по вышеуказанному адресу.

В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, чтоДД.ММ.ГГГГ Подкаминский И.В. обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений <адрес> о предоставлении, в соответствии со ст.<адрес> «О земле», в собственность бесплатно свободного от прав третьих лиц земельного участка для ведения садоводства, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес> кв. м, и предоставил необходимый пакет документов, кроме кадастрового паспорта.

Установлено, что в рамках рассмотрения заявления Подкаминского И.В., Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара рассматривал вопрос об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, предполагаемая цель - для садоводства, по итогам которого выдано заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, на том основании, что данный земельный участок примыкает к автомобильной стоянке, являющейся источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Также, в соответствии с топографическими материалами данный участок находится на расстоянии 20-25 метров от многоквартирных жилых домов и в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.

На основании заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, Министерством имущественных отношений Самарской области принято решение об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

Установлено, что 30.05.2013 года Покаминским И.В. получено экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, согласно которому испрашиваемый земельный участок соответствует требованиям санитарного законодательства и пригоден для использования под сады, территория данного земельного участка свободна от застройки, не попадает в санитарно защитную зону промышленных предприятий, источники хозяйственно-питьевого водоснабжения на прилегающей территории к земельному участку отсутствуют, с северной стороны к границам земельного участка прилегает зеленая зона и далее на расстоянии 30-35 м от границы участка расположен девятиэтажный жилой дом, с западной стороны примыкают два земельных участка под индивидуальное жилищное строительство, с западной стороны прилегает зелёная зона и на расстоянии 50-60 м границ участка расположен девятиэтажный жилой дом, в южном направлении от границ земельного участка расположена открытая автомобильная стоянка.

Таким образом, то обстоятельство, что участок примыкает к автомобильной стоянке, являющейся источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, на которое Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара указано как на одно из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков, не нашло подтверждение в суде.

Согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 24.06.2011 года, испрашиваемый земельный участок в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, не относится.

Согласно жилищному законодательству собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Однако доказательств тому, что испрашиваемый земельный участок, либо его часть принадлежит собственникам помещений соседнего многоквартирного дома на праве общей долевой собственности, как общее имущество многоквартирного дома, не имеется. Также не представлено доказательств наличия намерений у указанных лиц поставить вопрос об использование прилегающей территории в интересов собственников помещений многоквартирного дома.

Судом неоднократно в адрес заинтересованных лиц направлялись судебные повестки, письма и запросы с просьбой явиться в судебное заседание и представить доказательства обоснованности их действий, однако представители заинтересованных лиц в судебные заседания не явились, доказательства, правомерность их действий суду не представили.

При таких обстоятельствах, суд считает, что такое основание, как нахождение испрашиваемого участка на расстоянии 20-25 метров от многоквартирных жилых домов, на которое указано в заключении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, на основании которого Министерством имущественных отношений Самарской области отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, не нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, не может являться препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка.

С учётом изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание то, что заинтересованными лицами не представлено доказательств в подтверждение правомерности их действий, суд приходит к выводу о возможности удовлетворить заявленные Подкаминским И.В. требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Подкаминского И.В. - удовлетворить.

Признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/1382-0-1 о невозможности утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) по адресу: <адрес>, <адрес> кв. м.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №12-1/2067/11-с в предоставлении Подкаминскому И.В. бесплатно в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>. м, под садоводство.

Обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара устранить допущенные нарушения путём утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) по адресу: <адрес>, <адрес> 1 277 кв. м.

Обязать Министерство имущественных отношений <адрес> устранить допущенные нарушения путём возобновления рассмотрения ранее поданного заявления о предоставлении в бесплатно в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья

2-220/2014 (2-6269/2013;) ~ М-6112/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Подкаминский И.В.
Другие
Министерство имущественных отношений
Департамент строительства и архитектуры
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Сурков В. П.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
03.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2013Передача материалов судье
05.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2013Судебное заседание
14.01.2014Судебное заседание
28.01.2014Судебное заседание
11.02.2014Судебное заседание
19.02.2014Судебное заседание
19.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее