Дело № 2 – 80/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2020 года пос. Вожега
Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Хватовой Ю.Б.,
при секретаре Демченко Н.Е.,
с участием: истца Шоховой Н.А., представителя ответчика МКУ Вожегодского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Лисаковой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шоховой Н.А. к муниципальному казенному учреждению Вожегодского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения в форме ежемесячных денежных компенсаций,
установил:
Шохова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению Вожегодского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг») об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения в форме ежемесячных денежных компенсаций.
В обоснование административного иска указала, что с <дата обезличена> по <дата обезличена> она работала <данные изъяты> В период работы в данном учреждении, а также после выхода на пенсию ей предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения. После акционирования ОАО «РЖД» указанные меры социальной поддержки перестали ей предоставляться, примерно, с 2005 года.
На территории Вожегодского муниципального района пенсионеры из числа медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения имеют право на получение указанных мер социальной поддержки за счет средств районного бюджета в форме ежемесячных денежных компенсаций. Списки указанных лиц формирует МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», в которое она обратилась 24 декабря 2019 года с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Решением МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от <дата обезличена> <номер обезличен> ей было отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки в связи с тем, что линейная амбулатория ст. Вожега Северной железной дороги являлась ведомственной организацией, а не муниципальной организацией.
Полагает, что данное решение является незаконным и необоснованным, поскольку линейную амбулаторию посещали не только работники железной дороги, но и другие жители п.Вожега. Она является ветераном труда, инвалидом, осуществляла свою трудовую деятельность в медицинском учреждении, расположенном в п.Вожега, более 10 лет, до 2005 года получала меры социальной поддержки, а снижение объема полагающихся ей мер социальной поддержки не соответствует Конституции Российской Федерации.
Просит признать решение МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от 25 декабря 2019 года №90 незаконным и возложить на МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обязанность предоставлять ей меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения за счет средств районного бюджета в форме ежемесячных денежных компенсаций.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, от 26 марта 2020 года судом определено о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, от 26 марта 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат» (далее - КУ ВО «Центр социальных выплат»), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ОАО «Российские железные дороги».
Истец Шохова Н.А. в судебном заседании исковые требования уточнила, кроме заявленных требований, просила признать за ней право на меры социальной поддержки, предусмотренные для медицинских работников и пенсионеров, работавших в сельской местности и поселках. Кроме того пояснила, что в период её работы в амбулатории и после выхода на пенсию бухгалтерией отделенческой больницы ей полностью возмещались расходы по отоплению и освещению жилого помещения до 2005 года. Сначала расходы возмещали наличными, которые они получали по ведомостям, а затем стали перечислять на счет. После акционирования РЖД все льготы отменили.
Представитель ответчика МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» руководитель Лисакова О.Л. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика КУ ВО «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия. В представленном на иск отзыве указал, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, освещения медицинским и фармацевтическим работникам до 01 января 2005 года были установлены статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. С 01 января 2005 года осуществлен переход с системы установления социальных гарантий на одном (федеральном) уровне на многоуровневую систему установления социальных гарантий (федеральный, субъектовый, муниципальный уровни). Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, освещения работникам федеральных государственных учреждений здравоохранения, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, были установлены постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года №839 и от 30 декабря 2014 года № 1607. При этом аналогичных мер социальной поддержки пенсионерам из числа медицинских и фармацевтических работников федеральных учреждений здравоохранения на федеральном уровне установлено не было. В настоящее время эти меры на федеральном уровне также не предусмотрены. Железнодорожная амбулатория станции Вожега, в которой работала Шохова Н.А., являлась структурным подразделением ГУЗ Отделенческая больница ст.Вологда СЖД, которое являлось федеральным государственным учреждением здравоохранения, подведомственным Министерству путей сообщения Российской Федерации. Шохова Н.А. является пенсионером ликвидированного федерального государственного учреждения здравоохранения, в связи с чем она не имеет правовых оснований для получения ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения за счет средств областного бюджета. Просит в удовлетворении исковых требований к КУ ВО «Центр социальных выплат» отказать.
Представитель третьего лица администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца Шоховой Н.А., представителя ответчика МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Лисаковой О.Л., суд приходит к следующему.
В соответствии с Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения за счет средств районного бюджета в форме ежемесячных денежных компенсаций, утвержденным постановлением администрации Вожегодского муниципального района от 22 июня 2010 года № 495, с изменениями от 25 марта 2016 года, МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» осуществляет функции по формированию списков граждан, пользующихся правом на ежемесячную денежную компенсацию, и осуществлению данной выплаты, в отношении пенсионеров из числа медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения района при условии предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года и членов семей умерших пенсионеров из числа медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения района при условии предоставления членам семей умерших пенсионеров льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Решением МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от 25 декабря 2019 года № 90 Шоховой Н.А. было отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки в связи с тем, что по состоянию на 31 декабря 2004 года Шохова Н.А. не являлась пенсионером из числа медицинских и фармацевтических работников муниципального учреждения Вожегодского муниципального района и не являлась получателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», утратившим силу 08 мая 2003 года. Пунктом 10 этого постановления квалифицированным медицинским работникам, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.
Пунктом 21 постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 05 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию науки в стране» (признано недействующим 14 октября 2003 года) установлено, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
Таким образом, указанные льготы распространялись на врачей, провизоров, средний медицинский и фармацевтический персонал учреждений независимо от их ведомственной подчиненности и типа учреждения, но при условии, что общий стаж работы в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
19 августа 1993 года вступили в силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1997 года № 5487-1 (утратили силу 01 января 2012 года), статья 63 которых в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть 2).
Таким образом, указанным законом право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением предоставлялось лишь работающим медицинским работникам, а социальная поддержка пенсионеров указанной категории была установлена постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 05 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию науки в стране».
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ был осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, что было связано с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В силу части 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ) полномочия по предоставлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения были переданы Правительству Российской Федерации, медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органам местного самоуправления.
При этом частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ было предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно абзацу 8 пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (далее – Закон № 1285-ОЗ) право на меры социальной поддержки имеют пенсионеры, а также члены семей умерших пенсионеров из числа, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа): медицинские и фармацевтические работники областных государственных учреждений здравоохранения, медицинские и фармацевтические работники, работающие в областных государственных образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, при условии предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Решения Представительного Собрания Вожегодского муниципального района от 26 мая 2010 года № 42 к гражданам, имеющим право на получение ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения, отопления и освещения, отнесены пенсионеры из числа медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения района при условии предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года и членов семей умерших пенсионеров из числа медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения района при условии предоставления членам семей умерших пенсионеров льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Из трудовой книжки Шоховой Н.А. следует, что она с <дата обезличена> работала <данные изъяты>, <дата обезличена> уволена в порядке перевода <данные изъяты>, уволена <дата обезличена> по собственному желанию в связи с выходом на льготную пенсию.
Пенсия за выслугу лет назначена Шоховой Н.А. с <дата обезличена>, что подтверждается копией пенсионного удостоверения от <дата обезличена> <номер обезличен>.
Из исторической справки, выданной архивным отделом администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район», следует, что с 10 апреля 1996 года реорганизована линейная амбулатория на ст.Вожега, как самостоятельное структурное подразделение, путем присоединения к линейной больнице ст.Коноша, которая являлась государственным учреждением здравоохранения.
Между тем, согласно информации, представленной филиалом ОАО «РЖД» СЖД 13 марта 2020 года, линейная амбулатория станции Вожега с 1961 по 2005 годы являлась структурным подразделением государственного учреждения здравоохранения Отделенческая больница ст.Вологда Северной железной дороги.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2005 года № 366-р федеральные государственные учреждения здравоохранения, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», ликвидированы, в том числе и Отделенческая больница ст.Вологда Северной железной дороги, и государственное учреждение здравоохранения Линейная поликлиника на станции Коноша.
В силу положений статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ГУЗ Отделенческая больница ст.Вологда Северной железной дороги относилась к государственной системе здравоохранения.
Из объяснений истца Шоховой Н.А. следует, что в период её работы и после выхода на пенсию, Отделенческой больницей ст.Вологда Северной железной дороги до ликвидации больницы, ей предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилой площади, отопления и освещения, что было предусмотрено постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» и иным не опровергнуто.
Таким образом, перед выходом на пенсию Шохова Н.А. имела общий стаж работы в государственном учреждении здравоохранения в должности фельдшера, проживая в рабочем поселке, более 10 лет, то есть имела право на меры социальной поддержи, предусмотренные для данной категории лиц, получала их.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 149-О-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться
В соответствии с пунктами «е», «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что за вышедшими на пенсию медицинскими работниками, работавшими и проживающими в сельской местности, право на бесплатное жилье с отоплением и освещением сохранялось при условии выхода на пенсию до отмены постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 05 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию науки в стране», суд приходит к выводу о том, что Шохова Н.А. не может быть лишена права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, которое она имела на 31 декабря 2004 года.
Учитывая вышеуказанные положения Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, суд полагает, что Шохова Н.А. имеет право на эти меры социальной поддержки в соответствии с абзацем 8 пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», а не на основании Решения Представительного Собрания Вожегодского муниципального района от 26 мая 2010 года № 42.
Решение о предоставлении или отказе в предоставлении ежемесячных денежных выплат, установленных вышеуказанным законом области № 1285-ОЗ, принимается КУ ВО «Центр социальных выплат».
Указанные меры социальной поддержки носят компенсационный характер и их выплата производится на основании заявления лица, имеющего право на предоставление указанных льгот. С указанным заявлением Шохова Н.А. . в КУ ВО «Центр социальных выплат» не обращалась, в связи с чем оснований для возложения на КУ ВО «Центр социальных выплат» обязанности по назначению истцу ежемесячной денежной выплаты в соответствии с абзацем 8 пункта 9 части 1 статьи 1 закона области № 1285-ОЗ не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать за Шоховой Н.А. право на меры социальной поддержки в соответствии с абзацем 8 пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».
В удовлетворении исковых требований к муниципальному казенному учреждению Вожегодского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Вожегодский районный суд Вологодской области.
Решение в окончательной форме принято 16 июня 2020 года.
Судья: Ю.Б. Хватова