Решение по делу № 2-336/2014 ~ М-225/2014 от 11.03.2014

Копия № 2–336/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Сивергиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 8 апреля 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах Полякова Е.А. к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

установил:

Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Полякова Е.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о возложении обязанности предоставить с составом семьи два человека благоустроенное жилое помещение применительно к условиям с.Выльгорт, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма в виде отдельной квартиры в черте с.Выльгорт. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> с.Выльгорт, Сыктывдинского района, Республики Коми, – являющийся собственностью муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», имеет степень износа <данные изъяты> процентов. По результатам осмотра жилого помещения в виде квартиры названного дома, в которой проживает Поляков Е.А. с супругой Худяевой Т.А., установлена неисправность заполнений оконных и дверных проемов; неисправное состояние лестниц, неисправность печей и герметизации стыков. В сильные морозы происходит промерзание несущих стен. До настоящего времени органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании помещения, вопрос об обеспечении граждан, в том числе истца жилыми помещениями пригодными для проживания не решен. Неисполнение ответчиком требований жилищного законодательства влечет нарушение прав Полякова Е.А. на проживание в жилом помещении, отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, а так же с учетом того, что многоквартирный дом признан аварийным, создает угрозу для жизни и здоровья истца и членов его семьи.

Сосновский А.А., участвующий в рассмотрении дела от имени прокурора Сыктывдинского района, и в интересах истца Полякова Е.А. в судебном заседании произвел уточнение исковых требований в части площади жилого помещения, о предоставлении которого заявлено в иске, равной общей площади занимаемому жилому помещению в размере <данные изъяты>. Исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Поляков Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно указав, что является нанимателем жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время с супругой им приходится проживать в помещении, расположенном в здании общежития, не являющимся жилым, в которое их переселила администрация сельского поселения «Выльгорт». Между тем, названное помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Худяева Т.А., в судебном заседании доводы истца поддержала в полном объеме, указав, что органом местного самоуправления не выполнена обязанность по обеспечению ее семьи жилым помещением.

От представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственной жилищной инспекции Республики Коми по Сыктывдинскому району, поступило заявление, в котором последний требования прокурора поддержал и просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители ответчика администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Гусева Л.В. и Шелковая Е.В., уполномоченные доверенностями на представление интересов органа местного самоуправления, в судебном заседании выразили несогласие с исковыми требованиями. В обоснование возражений указали, что администрацией сельского поселения с целью переселения из аварийного жилого дома <адрес> с.Выльгорт в помещения маневренного фонда администрации сельского поселения «Выльгорт» вынесены постановления от 27.03.2014 №03/113 «Об отнесении жилых помещений в доме <адрес> к маневренному фонду» и «О признании дома, расположенного по адресу: <адрес> с.Выльгорт, – аварийным, его расселении и сносе», последнее из которых определяет срок сноса аварийного дома до 01.09.2015 и срок расселения жильцов до 30.06.2014. В помещениях маневренного фонда посредством субсидии из республиканского бюджета будет проведен ремонт жилых помещений и мест общего пользования, после чего жилые помещения будут предоставлены гражданам, проживающим в аварийном доме. В связи с отсутствием свободного, отвечающего установленным требованиям, жилого помещения муниципального жилого фонда муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», а также денежных средств в бюджете муниципального образования сельского поселения на приобретение благоустроенного жилого помещения для семьи Полякова Е.А., возражали против удовлетворения исковых требований. Кроме того, представители ссылались, что дом <адрес> в с.Выльгорт включен в долгосрочную муниципальную целевую программу «Переселение граждан, проживающих на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы», в соответствии с которой запланировано предоставление жилых помещений жильцам указанного дома в 2014-2015 годах, в том числе истцу, в связи с чем, наличие решения суда о возложении обязанности предоставить жилое помещение приведет к исключению аварийного дома из названной программы, что, по мнению представителей, является нецелесообразным.

Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

При рассмотрении дела судом установлено, что жилое помещение в виде квартиры в многоквартирном жилом доме <адрес> в с.Выльгорт относится к муниципальному имуществу муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», принятому администрацией муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» от администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в собственность.

В названной квартире, имеющей одну жилую комнату и общую площадью <данные изъяты> зарегистрированы Поляков Е.А. и его супруга Худяева Т.А.

Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 11.05.2010, на основании акта обследования помещения от 11.05.2010 №9 составлено заключение №9, согласно которому жилой дом <адрес> в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признан аварийным подлежащим сносу.

Постановлением администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» от 27.03.2014 №03/114 «О признании дома, расположенного по адресу: <адрес> с.Выльгорт, – аварийным, его расселении и сносе» многоквартирный жилой дом , в котором располагается квартира , нанимателем которой является истец, признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 01.09.2014, расселение из которого предусмотрено в срок до 30.06.2014.

В настоящее время истец с супругой в жилом помещении в виде квартиры <адрес> не проживают ввиду временного предоставления органом местного самоуправления для проживания жилого помещения из маневренного фонда, расположенного по адресу: <адрес>с. Выльгорт, – на срок с 21.03.2014 по 21.03.2015.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и в соответствии со ст.68 Гражданского процессуального кодекса РФ, не подлежат дальнейшему доказыванию.

В соответствии с пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилого фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, установлены основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания.

Тем самым, федеральным законодательством на органы местного самоуправления, возложена обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилого фонда и соответствием жилых помещений, расположенных в нём, установленным требованиям, в том числе путём признания ветхих или аварийных домов непригодными для проживания.

Согласно статье 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предусматривает четыре самостоятельных требования к предоставляемому гражданам в связи с выселением по основаниям статей 86 - 88 Жилищного кодекса РФ другому жилому помещению: должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта; равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению; отвечать установленным требованиям; находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Из положений указанных норм в их системной взаимосвязи с положениями ст.18 Конституции РФ следует, что реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, учитывать обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения. Предоставляемое гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, жилое помещение должно состоять не только из того же количества комнат по площади равных ранее занимаемым, но быть равнозначным и по общей площади жилого помещения, включая наличие вспомогательных помещений.

Переселение истца Полякова Е.А. и членов его семьи на жилую площадь маневренного фонда на период реализации программы по переселению, в рамках которой предполагается предоставление нового благоустроенного жилого помещения семье истца, на что в обоснование своих возражений указывали представители ответчика в судебном заседании, не может рассматриваться в качестве исполнения органом местного самоуправления обязанности по обеспечению истца жилым помещением.

Как установлено действующим жилищным законодательством, жилые помещения маневренного фонда рассматриваются как временное жилье, предоставляемое до получения (приобретения) гражданином иного жилья либо пока не отпадут обстоятельства, препятствующие пользованию имеющимся у него жилым помещением, или не наступят иные обстоятельства, с которыми законодатель связывает прекращение договора найма жилого помещения маневренного фонда.

Жилые помещения маневренного фонда не должны использоваться для обеспечения жильем лиц, которые в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации подлежат выселению с предоставлением другого жилого помещения. Невозможность использования жилья из маневренного фонда обусловливается в указанных случаях необходимостью предоставить другое жилье не на время, а для постоянного проживания. При этом при выселении граждан, занимавших жилое помещение по договору социального найма, имеющих право на предоставление иного благоустроенного жилого помещения, отсутствуют какие-либо чрезвычайные и непредвиденные обстоятельства, препятствующие обеспечению нанимателей жилыми помещениями из фонда социального использования.

Кроме того, возможность принудительного выселения в маневренный жилищный фонд до предоставления другого жилого помещения, отвечающего необходимым требованиям, жилищное законодательство не предусматривает.

Таким образом, проживание в настоящее время истца Полякова Е.А. с членом его семьи Худяевой Т.А. в жилом помещении маневренного фонда, нарушает жилищные права последних.

Предоставляемое истцу Полякову Е.А. жилое помещение должно отвечать уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, а именно, в с.Выльгорт и прежде всего уровню благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, исключая при этом возможность ухудшения жилищных условий выселяемого гражданина. При этом, неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, в рассматриваемом случае Полякова Е.А., и отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления последнему жилого помещения, не отвечающего требованиям ст. 89 Жилищного кодекса РФ.

Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Доводы представителей ответчика администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о том, что жилой фонд сельского поселения не располагает иным благоустроенным жильем, в связи с чем, считает допустимым в сложившейся ситуации вселение истца и его супруги в жилое помещение маневренного жилого фонда до строительства нового многоквартирного дома в рамках долгосрочной программы, суд во внимание не принимает, поскольку указанные обстоятельства не могут служить основанием к допущению ущемления прав и законных интересов Полякова Е.А., и такое выселение может иметь место только лишь при соблюдении требований действующего жилищного законодательства.

В силу с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма подлежит переводу в нежилое или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Положениями ст. 89 Жилищного кодекса РФ, как указывалось выше, установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания.

Пунктом 1 Постановления Главы муниципального образования «Сыктывдинский район» от 16.07.2003 № 7/568 предусмотрено, что исходя из достигнутой степени благоустройства квартир в домах капитального типа (каменных, панельных, деревянно-рубленных) считать благоустроенным жилой фонд, находящийся в черте сел Выльгорт, Зеленец и поселка Пичипашня – при наличии центрального отопления от местного или центрального источника).

Кроме того, предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий.

Также предоставляемое жилое помещение должно отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В соответствии с ч.2 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Поскольку истец Поляков Е.А. является нанимателем непригодного для постоянного проживания жилого помещения, расположенного в доме, который не подлежит ремонту или реконструкции, требования прокурора о предоставлении жилого помещения по договору социального найма являются правомерными и подлежат удовлетворению в соответствии с требованиями ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

Разрешая вопрос о технических характеристиках жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что поскольку жилое помещение истца подлежит предоставлению не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома непригодным для проживания и предстоящим выселением, то предоставляемое жилое помещение должно соответствовать требованиям, предъявляемым ст. 89 Жилищного кодекса РФ.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения.

При этом суд учитывает, что помещение, нанимателем которого является Поляков Е.А., представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, в связи с чем, приходит к выводу, что предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от сроков реализации жилищных программ и считает необходимым обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, поскольку обратное может привести к нарушению прав и законных интересов истца.

Учитывая вышеизложенное, с учетом имеющегося в материалах дела перечня жилищного фонда, передаваемого в собственность сельского поселения «Выльгорт», отражающего площади переданных в муниципальную собственность помещений, суд приходит к выводу о необходимости предоставления истцу благоустроенного применительно к условиям села Выльгорт жилого помещения общей площадью не менее 51,9 кв.м, находящегося в черте села Выльгорт Сыктывдинского района.

При таких обстоятельствах, учитывая, что спорное жилое помещение, в котором проживал истец со своей семьей, отнесено к категории непригодных для постоянного проживания, а так же принимая во внимание требования ст.86 Жилищного кодекса РФ, возлагающие предоставление жилых помещений именно органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе жилого дома, каковым в рассматриваемом случае является администрация муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» предоставить истцу по договору социального найма жилое помещение благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта – с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми во внеочередном порядке, в связи с чем, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Сыктывдинского района в интересах Полякова Е.А. к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» предоставить вне очереди семье Полякова Е.А. на состав семьи из двух человек по договору социального найма жилое помещение в виде квартиры благоустроенной применительно к условиям соответствующего населенного пункта – с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми, состоящей из одной комнаты, равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению – <данные изъяты>., отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13 апреля 2014 года.

Судья Д.А. Колесникова

Копия верна. Судья

2-336/2014 ~ М-225/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сыктывдинского района в интересах Полякова Е.А.
Поляков Евгений Александрович
Ответчики
администрация сельского поселения (АСП) "Выльгорт"
Другие
администарция МО МР "Сыктывдинский"
Государственная жилищная инспекция Республики Коми по Сыктывдинскому району
Худяева Татьяна Александровна
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Колесникова Диана Александровна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
11.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2014Передача материалов судье
14.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2014Судебное заседание
13.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2017Дело оформлено
20.09.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее