Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1275/2018 ~ М-1138/2018 от 26.04.2018

N 2а-1275/2018 Копия

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 июля 2018 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,

при секретаре судебного заседания Палаткиной А.С.,

с участием в деле:

административного истца Инспекции Федеральной на­логовой службы по Ленинскому району г. Саранска, его представителя Крайновой С.В., действующей на основании доверенности от 25 сентября 2017 г.,

административного ответчика Картмазовой И.А., её представителя Макаровой Ф.Ю., действующей на основании доверенности от 21 мая 2018 г..

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной на­логовой службы по Ленинскому району г. Саранска к Картмазовой И. А. о взыскании налоговой недоимки

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска обратилась с административным иском к Картмазовой И.А. о взыскании транспортного налога за 2015 г. и 2016 г. в сумме 34200 рублей, пени в размере 84 руб. 64 коп., налога на имущество физических лиц за 2015 – 2016 г.г. в размере 2255 рублей, пени в размере 13 руб. 01 коп., на общую сумму 36552 рублей 65 коп.

В обоснование заявления налоговый орган указывает, что за Картмазовой И.А. зарегистрированы: комбайн «Дон-1500А» г/р знак 22 20 МВ 13, мощностью 225 л.с., комбайн «Дон-1500А» г/р знак , 219 л.с., трактор «Т-150К» г/р знак , мощностью 165 л.с., числится недоимка по транспортному налогу за 2015 и 2016 год в размере 34200 рублей. Плательщиком единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26.1 НК РФ в 2015 – 2016 г.г. ответчик не являлась.

В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную сумму налога начислены пени в сумме 84 руб. 64 коп. (в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ). На сумму недоимки Картмазовой И.А. было выставлено требование от 11 декабря 2017 г. N 10433 со сроком уплаты до 23 января 2018 г., которое добровольно исполнено не было.

14 февраля 2018 г. мировым судьей по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с Картмазовой И.А. задолженности по налоговым платежам. Однако определением судьи от 22 февраля 2018 г. данный судебный приказ был отменен, что послужило причиной для обращения ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска с административным исковым заявлением в суд.

05 июля 2018 г. административный истец представил в суд заявление, в котором отказался от требования о взыскании с Картмазовой И.А. суммы задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за период 2015 г., 2016 г. в размере 2255 рублей в связи с уплатой данной суммы.

13 июля 2018 г. суду было представлено заявление об отказе от исковых требований в части взыскания пени по налогу на имущество физических лиц за период 2015 г., 2016 г. в размере 13 руб. 01 коп. в связи с уплатой задолженности. Оставшаяся сумма к взысканию составила 34284 рублей 64 коп.

Определением суда от 13 июля 2018 г. на основании ч. 3 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации), отказ от заявленных требований принят, производство по административному делу в указанной выше части было прекращено.

В судебном заседании представитель административного истца Крайнова С.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и письменном дополнении к нему. Указала, что для освобождения от уплаты транспортного налога ответчик должен был подтвердить статус сельхозтоваропроизводителя и в соответствии с п. 2 ст. 346 НК Российской Федерации представить в налоговый орган документы, подтверждающие, что доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% от общего дохода. Картмазовой И.А. таких документов представлено не было, в связи с чем она должна уплатить транспортный налог за 2015, 2016 г.г.

Представитель административного ответчика Макарова Ф.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, дав возражения согласно доводам письменного отзыва. Полагала, что Картмазова И.А. не должна платить налог, так как является главой КФХ и использует сельскохозяйственную технику только для производства сельскохозяйственной продукции. В подтверждение представила суду: письменные объяснения Картмазовой И.А. по использованию принадлежащей ей на праве собственности сельскохозяйственной техники в 2015 и 2016 г.г., копии договоров аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения от 27.10.2006, справку, выданную 26.06.2018 зам. главы Лямбирского муниципального района – начальником управления по работе с отраслями АПК и ЛПХ граждан об использовании в 2015, 2016 г.г. группой фермеров, в которую входила Картмазова И.А., земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Лямбирском муниципальном районе, с целью выращивания многолетней травы, с применением кормоуборочной техники, а также обеспечила явку и допрос свидетелей ФИО1 и ФИО2, которые, будучи зарегистрированными в качестве Глав КФХ, совместно с Картмазовой И.А. использовали земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в Лямбирском муниципальном районе, с применением принадлежащей ей сельскохозяйственной техники.

Кроме того, представила сведения о продаже Картмазовой И.А. 01 ноября 2016 г. сельскохозяйственной техники, приведенной на л.1 настоящего решения.

Административный ответчик Картмазова И.А. о времени и месте рассмотрения административного искового заявления извещалась своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явилась, административным ответчиком представлено ходатайство о рассмотрении дела без её участия.

Суд, учитывая положения ч. 2 ст. 289 КАС Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Выслушав представителей сторон, свидетелей, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 286 КАС Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 КАС Российской Федерации.

В силу ст. 289 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).

Наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций суд устанавливает в ходе проверки и оценки доказательств, представленных налоговым органом, ответчиком (если он посчитает это нужным) и при необходимости истребованных судом по своей инициативе (ч. 2 ст. 135, ч. ч. 4, 5 ст. 289 КАС Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 358 НК Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 358 Кодекса объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 5 п. 2 ст. 358 Кодекса установлено, что не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, законодатель ввел два критерия при совокупности которых лицо подлежит освобождению от уплаты транспортного налога: транспортное средство должно быть зарегистрировано на сельскохозяйственного товаропроизводителя и использоваться при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Согласно разъяснениям Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России (письмо от 24.12.2007 N 03-05-05-04/08), совпадающим с позицией, изложенной в письме ФНС России от 19.04.2018 N БС-4-21/7515@, в письме Минфина России от 17.04.2018 N 03-05-05-04/25539, от 17.10.2017 N 03-05-05-04/67541 при отнесении организаций и индивидуальных предпринимателей к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях применения главы 28 НК РФ "Транспортный налог" следует руководствоваться Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 процентов в течение календарного года.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации");

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Согласно ст. 1 ФЗ от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что для освобождения лица от уплаты транспортного налога по основанию, предусмотренному пп. 5 п. 2 ст. 358 НК Российской Федерации, необходимо наличие у лица статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, определяемого в соответствии со ст. 3 ФЗ "О развитии сельского хозяйства", и наличие зарегистрированной на имя данного лица специальной техники, используемой при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. При этом крестьянско-фермерское хозяйство в силу специфики его деятельности по осуществлению производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ "О развитии сельского хозяйства" признается сельскохозяйственным товаропроизводителем независимо от того, какую долю в общем доходе этого хозяйства составляет доход от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции.

Ссылка налогового органа на необходимость применения к спорным правоотношениям требований ст. 346.2 НК Российской Федерации не является обоснованной, так как положения данной статьи определяют статус налогоплательщика в целях уплаты единого сельскохозяйственного налога и не могут быть распространены на отношения в сфере взимания транспортного налога, что подтверждается приведенными ранее разъяснениями Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Из материалов дела следует, что Картмазова И.А. в период с 11 апреля 2006 г. по 24 октября 2016 г. являлась главой КФХ с основным видом деятельности разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, с дополнительным видом деятельности - выращивание зерновых и зернобобовых культур, семян масличных культур.

В Управлении по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхозпрода Республики Мордовия за КФХ Картмазовой И.А. зарегистрированы трактор «Т-150К», 1984 год

выпуска, зерноуборочный комбайн «Дон-1500А», 1990 года выпуска, зерноуборочный комбайн «Дон-1500А», 1991 года выпуска.

Согласно письменным пояснениям Картмазовой И.А. указанная сельскохозяйственная техника использовалась ею как главой КФХ для производства сельскохозяйственной продукции в 2015 – 2016 г.г., что подтверждается не только показаниями опрошенных в судебном заседании свидетелей, не доверять которым оснований у суда не имеется, но и справкой администрации Лямбирского муниципального района от 26.06.2018, содержащей информацию об использовании вышеуказанной кормоуборочной техники именно в 2015 и 2016 годах Картмазовой И.А. при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (выращивание и уборка многолетних трав).

Приведенные доказательства оценены судом в совокупности с другими материалами дела.

К тому же, как следует из выписки из ЕГРИП в отношении Картмазовой И.А., сельскохозяйственное производство является единственным разрешенным видом деятельности ИП Картмазовой И.А., она занимается только производством зерновых и зернобобовых культур, разведением крупного молочного скота соответственно, она может получать доход только от производства сельскохозяйственной продукции.

Доказательств того, что Картмазова И.А. использовала сельскохозяйственную технику для каких-либо других целей налоговым органом не представлено.

При таких обстоятельствах Картмазова И.А. подлежала освобождению от уплаты транспортного налога за 2015 и 2016 год в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 358 НК Российской Федерации, поскольку используемая ею в производстве сельскохозяйственной продукции как главой КФХ сельскохозяйственная техника, согласно НК Российской Федерации не является объектом налогообложения. Неполучение ИП Картмазовой И.А. в 2015 - 2016 г.г. дохода от основного вида деятельности не может служить основанием для обременения её налоговыми платежами, от уплаты которых она освобождена в силу закона как глава КФХ.

Доводы налогового органа об обратном противоречат нормам пп. 5 п. 2 ст. 358 НК Российской Федерации, ст. 3 ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь статьями 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать Инспекции Федеральной на­логовой службы по Ленинскому району г. Саранска в удовлетворении заявленных административных исковых требований о взыскании с Картмазовой И. А.

транспортного налога за 2015 г. и 2016 г. в сумме 34200 рублей, пени в размере 84 руб. 64 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16 июля 2018 года.

Судья (подпись) А.К. Чибрикин

Подлинник решения находится в материалах административного дела N 2а-1275/2018

Секретарь А.С. Палаткина

1версия для печати

2а-1275/2018 ~ М-1138/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска
Ответчики
Картмазова Ирина Анатольевна
Другие
Макарова Фаиля Юрьевна
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Чибрикин Алексей Константинович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
26.04.2018Регистрация административного искового заявления
26.04.2018Передача материалов судье
28.04.2018Решение вопроса о принятии к производству
07.05.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2018Судебное заседание
06.06.2018Судебное заседание
25.06.2018Судебное заседание
05.07.2018Судебное заседание
13.07.2018Судебное заседание
16.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2018Дело оформлено
21.09.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее